Динамика развития и современное состояние фотобизнеса в России. Часть 3




Динамика развития и современное состояние фотобизнеса в России. Часть 3

3 этап  развития характеризуется началом периода возрождения и развития российского фоторынка. Первые слабые знаки о возрождении фотобизнеса в целом и сферы фотоуслуг в частности появились в начале 2001 года. Не случайно, первая послекризисная выставка фотобизнеса в Москве открылась именно в конце марта 2001 года. Не все, даже иностранные производители решились принять участие в этой первой выставке. С этого года выставка «Фотофорум» стала проводиться каждый год и с каждым годом, практически,  до 2008 года только набирала популярность и увеличивала количество экспонентов и посетителей. Говоря о формате и организации выставок для фоторынка, необходимо вспомнить Московскую международную выставку, которая называлась Photo World Moscow  и проводилась до кризиса 1998 года в павильонах Экспоцентр на Красной преснее. Параллельно в Санкт-Петербурге в 1996 году была организована «Санкт-Петербургская фотоярмарка, в  которой  принимали участтие  как российские  так и сами иностранные компании. В это же время стал проявляться интерес к организации отраслевых выставок в других регионах России, особенно на Урале и в Сибири.

Постепенно рос спрос на продукцию в сегменте B2C. Появились новые модели фотоаппаратов, начали входить в моду цифровые камеры, которые стали завоевывать популярность рядовых покупателей. В то же время профессиональный сегмент B2B еще продолжал находиться в стагнации. Не все решались инвестировать средства в новое оборудование или технику для бизнеса. Началом новой фазы инвестирования можно назвать 2002-2003 год, когда для предпринимателей настала пора принимать решение о приобретении нового оборудования или же проиграть в конкурентной борьбе своему потенциальному конкуренту на соседней улице или в том же районе.

Предприниматели стали искать новые технологии и оборудование, которое могло бы им помочь в возрождении своего фотобизнеса. Одним из инструментов для такого возрождения стали цифровые технологии, которые начали постепенно выходить на российский рынок. В это время проводилось много «круглых столов», которых участвовали владельцы фото-компаний о преимуществе «цифрового формата» и проблемах перехода на цифровые технологии. Цифровые фотокамеры, минифотолаборатории, позволяющие делать фотографии с цифровых носителей, стали новым и перспективным «трендом» этих лет. Количество приобретенных цифровых минифотолабораторий стало увеличиваться.

Первыми цифровыми минифотолабораториями, которые появились на российском рынке после кризиса, в начале 2000 годов стали NetPrinter швейцарской компании Gretag и  минилаб QD-21 японской компании Konica. Динамика продаж в цифровом сегменте росла достаточно медленно, так как пока не было широко признанных подтверждений эффективности нового оборудования. Обе минифотолаборатории страдали определенными технологическими недостатками, присущими новым технологиям, но спрос на цифровые технологии и старт продаж цифровых фотокамер в любительском сегменте для широкого круга фотолюбителей привел к формированию спроса к цифровой печати.

Через несколько лет количество проданных аналоговых и цифровых мини-фотолабораторий практически сравняется.

Новые технологии середины 2000-х года.

На рынке экспресс-печати в середине 2000 годов появились новые технологии, которые прежде не имели аналогов: фотокиоски, которые позволяли, не обращаясь к фотолабораториям, производить печать фотографий с любых цифровых носителей за 10-15 минут. Фотокиоски могли печатать фотографии, используя свои встроенные принтеры и стали достаточно популярными. Спрос на них рос из года в год, в течение нескольких лет. Основными игроками на рынке фотокиосков стали 2 компании, которые смогли раньше других занять эту нишу: американская компания Kodak и японская компания Mitsubishi. В некоторых местах фотокиоски стали заменять традиционные мини-фотолаборатории.

 

Основными характеристиками  данного периода являются:

1) оптимизм участников фоторынка и их вера в необходимость развития своего бизнеса за счет передовых технологий,
2) увеличение спроса на товары любительского и профессионального сегмента,
3) формирование деловой культуры предпринимательства в фотобизнесе,
4) появление новых участников на фоторынке и расширение форматов коммуникаций между ними,
5) появление новых специализированных журналов и газет, освещающих события, происходящие на фоторынке,
6) формирование профессиональных клубов и деловых сообществ участников фоторынка
7) активное участие Международной фотомаркетинговой ассоциации в формировании профессиональной культуры и  информационного поля.

В целом нужно отметить, что главным двигателем развития на 3 этапе в российском фотоделе стали технологии цифровой печати и формирование рынка цифровой печати, которые стали неотъемлемой чертой российского фоторынка, начиная с этого этапа.

Прежде чем остановиться на 4 этапе развития российского фоторынка нужно отметить достаточную закрытость этого рынка, где все игроки достаточно хорошо знают друг друга и отсутствие новых сильных игроков рынка ведет к ограничению его возможностей и потребительской эволюции. Каналы продаж продолжают оставаться узкими и сегментированными. Ограниченность рынка фото (с точки зрения потребительского спроса и формата активных продаж) первыми почувствовали производители новых цифровых технологий. Именно на 3 этапе в середине 2000 годов, иностранные производителя предложили сетевым магазинам электроники и мобильных устройств  контракты на продажу фотокамер и других устройств, которые всегда продавались только через сети фотомагазинов и фотоателье. Этот шаг, очевидно, стал основой для падения и стагнации традиционного фотобизнеса, наряду  с падением спроса на фотопечать, в связи с появлением возможности просмотра фотографий без предварительной печати.

Истоки и причины кризиса российского фотобизнеса нужно искать в тех структурных переменах, которые произошли на несколько лет раньше самого мирового финансового кризиса. В середине 2000-х годов крупнейшие производители и поставщики фототоваров и фотооборудования в Россию, а это в основном иностранные компании, потеряли интерес к налаженной годами и созданной ими же самими системе работы через своих дистрибьюторов и дилеров.
Если раньше существовала понятная для всех схема дистрибуции и продаж:

Производитель (Кодак) – Дистрибьютор – Региональный дилер – ИП (фотоателье/магазин) – Конечный покупатель;

то теперь - простой механизм передачи товара в продажу через оптовых покупателей-сетевые компании электроники.

Пример схемы: Производитель (Кодак) – Сетевой магазин (Эльдорадо) – Конечнй покупатель.

Таким образом, структурно все изменилось. Интерес к бизнесу у средней прослойки дилеров пропал вовсе. Компании оказались перед выбором: найти новые направления бизнеса. Подавляющее большинство компаний, которые продавали фототовары ушли из этого бизнеса.

Большинство производителей фотооборудования и фотокамер из-за перехода на такую схему лишились своей прибыли и теперь уже не они диктовали условия сетевым компаниям, а наоборот. Кое-какие компании всё же смогли закрепиться на данном рынке: Samsung  и Canon. Их объемы продаж росли каждый год, а есть компании, которые продолжали бороться и старались удержаться на этом рынке всеми силами: Fujifilm, Olympus или Sony.

Кризис 2008 года просто зафиксировал то, что уже необратимо происходило накануне кризиса:
1) падение спроса на фотокамеры,
2) падение спроса на печать фотографий,
3) падение спроса на профессиональное печатное оборудование.

Не случайно, компания Konica и Minolta, понимая необратимые процессы структурных изменений и падения уровня продаж и дальнейшую стагнацию, приняли решение в начале 2000 года продать свой фотобизнес и  сделать ставку на полиграфическое и цифровое копировальное печатное оборудования.

 

Но главной причиной падения интереса к фотобизнесу и к фотоиндустрии стал факт «лишения» таинственности самого снимка и процесса печати. Мокрая печать уступила место цифровой печати и цифровой фотосъемке. Теперь каждый мог увидеть процесс и качество печати мгновенно после фотосессии.

Подавляющее количество людей, которые фотографировали стали просто хранить фото на всех возможных носителях информации, а печатали довольно редко. Упала необходимость  регулярной печати. Теперь можно было делиться своими фотографиями через электронную почту и Интернет. Появилось большое количество мест и специализированных сайтов в Интернете, где каждый мог хранить фотографии и показывать их всем, кому захочет. Не было нужды печатать их и нести знакомым, что показать на бумаге. Компания Кодак  с начала 2010 годов стала уходить от традиционной фотоиндустрии в сторону цифровых технологий для полиграфических печати и оборудования. Уже в 2012 году компания объявила, что уходит с рынка цифровых фотоаппаратов.

4 этап развития российской фотоиндустрии
- это, прежде всего, стагнация всего рынка. Компании-производители и основные игроки, включая опытных менеджеров российских компаний, потеряли стратегические ориентиры  бизнеса. Основной темой всех обсуждений стал поиск новых ориентиров, диверсификация бизнеса, новых всевозможных продуктов и услуг (не только внутри фотобизнеса), которые могли бы представлять интерес для покупателей.

Динамика развития фотобизнеса характеризуется негативным трендом: отсутствие спроса на фотоуслуги порождает сокращение количества компаний, оказывающих эти услуги и в целом интерес деловых сообществ к фотоиндустрии. Появление такого потенциального, с точки зрения производителей фотооборудования - продукта, как фотокниги и всех технологий, которые задействованы  в этом производстве не вызвало подлинного интереса для рядовых покупателей.

Большинство компаний, специализировавшиеся на производстве и изготовлении фотокниг не окупили своих затрат .

Еще раз подчеркнем, что главной отличительной чертой и фундаментом для понимания всех процессов, которые повлияли на российский рынок, стала стагнация всего рынка, вызванная не столько самим финансовым кризисом, сколько фундаментальными структурными и технологическими изменениями, произошедшими в середине 2000-х годов. 

Максим Файрушин.

Окончание следует

Читать часть 1,  читать часть 2