"Не тот" Фотофорум (или правдивое субъективное описание самой крупной выставки)

13.04.2015 | Сергей Самсонов

Когда я несколько лет назад впервые попал на Фотофорум, для меня эта выставка была открытием, потому что именно оттуда я узнал крупных печатников, познакомился с людьми, с которыми дружу до сих пор, и глубоко погрузился в мир фотоиндустрии. Однако, уже тогда были умные люди, которые говорили в стиле «Фотофорум в этом году уже не тот». Я не обращал на это внимания, прежде всего, потому что не было возможности сравнить с «тем». Однако, ситуация продолжила меняться, и каждый год Фотофорум был «уже не тот», а для сравнения эксперты использовали определение «меньше, чем в прошлом году». По какой-то необъяснимой причине выставка год от года становилась все скромнее и меньше. Отчасти это было вызвано тем, что много журналов, которые раньше в линейку стояли по краям залов, успели закрыться, в связи с кризисом у печатников, и сегодня фактически свелись к одному Foto&Video. Однако говорить лишь о поверхностных причинах, списывая все на кризис или санкции, слишком недальновидно — наверняка есть глубинная причина в самом менеджменте, по которой на Фотофорум теперь принципиально не ездят ни Samsung, ни Canon. Более того, даже компания Panasonic, совсем не похожая на убитую экономическим кризисом, тоже отсутствует на самой крупной российской выставке. В конце концов, в последние годы, благодаря сотрудничеству с Olympus, компания начала выпускать не просто интересные камеры, а новинки, которые заставляют многих фотографов и операторов переключаться на систему micro-4/3”.

Грустно, но даже ситуация с конкурсом «Продукт года» является отголоском данного кризиса. Нет, речь не о кризисе экономическом, а о кризисе политическом, который связан с какими-то негласными отношениями в фотосреде. Если раньше по какой-то причине тот же Canon регулярно получал награды за свои продукты, то сейчас, с выпадением из числа участников, резко перестал. Понятно, что сегодня самыми передовыми в плане технологического оснащения являются беззеркальные камеры, однако нельзя отрицать, что зеркалки являются уделом профессионалов тоже неспроста, так как обеспечивают такое качество, которое беззеркальным камерам пока и не снилось. В противном случае, профессионалы давным-давно переключились бы на беззеркалки, потому что у них есть неоспоримое преимущество в плане компактности системы.

В этом году ситуация с экономическим кризисом сильно подпортила кровь организаторам. У участников стало меньше денег, причем, что интересно, прямо пропорционально росту курса доллара: если в прошлом году «не тот» Фотофорум занимал 2 зала, то в этом году едва набралось на один, да и то неполный. Между тем, бюджеты представительств иностранных компаний все равно составляются в иностранной валюте, поэтому долларовый аспект не имеет смысла рассматривать всерьез.

Тем не менее, новинки все же были. Так, компания Sony (наше видеоинтервью на стенде) привезла целый набор своих системных камер, а на стенде предпочла ограничиться только решениями для фото и видео, выключив из этого направления сегменты телефонов и телевизоров. А потому, стенд компании сосредоточился именно на том, что маркетологи хотели показать своим посетителям. Новая беззеркальная система a7 до последнего времени сильно страдала от нехватки объективов, и именно это, в первую очередь, компания выставила напоказ. Теперь линейка включает в себя, ни много ни мало, 13 объективов, которые разнятся от эконом-класса до сегмента премиум. Другими словами, для самой доступной полнокадровой камеры сегодня уже можно купить объективы, выбирая их под свой бюджет. Интересно, что речь при этом идет не только о зум-объективах, но и о высококачественных фиксах, которые позволят заниматься фотографией более творчески.

Компания Fujifilm (наше видеоинтервью на стенде), находящаяся по соседству, решила закрепить достигнутые результаты и показать владельцам своих камер всю свою линейку оптики, включая производимую сторонними компаниями. При этом попробовать можно было не только объективы, но и камеры компании, а также воспользоваться предлагаемыми услугами по аренде и ремонту фототехники. Интересно, что на стенде работали только сотрудники компании, имеющие достаточный опыт работы с камерами Fujifilm, а потому могли дать и высококвалифицированную консультацию. Из новинок на стенде можно было посмотреть, преимущественно, только новый объектив, так как камеры компании были анонсированы больше полугода назад... пусть  и в России и на выставке они оказались впервые.

Из компаний-лидеров, пожалуй, только Nikon (наше видеоинтервью на стенде) привёз больше всего новинок. Компания представила две новых зеркальных камеры, которые только-только появились на рынке, Nikon D5500 и D7200. Обе камеры интересны своими технологиями и подтянутым дизайном, однако, дизайн стал ведущим не только для этого сегмента. Беззеркальная камера компании Nikon-1 J5 также получила новый облик, представ перед пользователями в ретро-стиле. При этом, правда, камера осталась такой же продвинутой и быстрой, получив, в числе прочего, еще и селфи-экран. Впрочем, на больших стендах уже можно было не только посмотреть на сами камеры, но и получить полезную информацию из уст известных представителей фотодела.

Удивительно было и то, что в первые ряды участников, на этот раз, вышла компания Olympus (наше видеоинтервью на стенде). Совершенно неожиданный факт того, что нишевый производитель встал теперь в мейнстриме, довольно показателен для рынка в целом. Основная тенденция, которую мы наблюдаем в сегменте беззеркальных камер, связана с тем, чтобы делать всё то же самое и производить ту же картинку, но более экономными и сдержанными средствами. Такая политика компании уже позволила ей завоевать ряд престижных наград как за границей, так и в нашей стране. Надо сказать, что награды имеют существенное значение в маркетинге, обеспечивая людей, нет столь приближённых к фотоиндустрии, полезной информацией о новинках. Триумф компании поддержан также последними камерами в продвинутом сегменте, которые не просто не отстают от своих зеркальных аналогов, но в некоторых областях еще и превосходят. К сожалению, превосходства по цене этих камер над своими зеркальными аналогами пока нет.

Владелец бренда Pentax (наше видеоинтервью на стенде), компания Ricoh, в этом году оказалась связанной своими же обязательствами по поводу запуска полнокадровой камеры, а потому, по всей видимости, была сильно ограничена в бюджете на эту выставку. При этом, компания представила очень интересные решения в обоих сегментах, как доступном кропе, так и в разрастающемся полнокадровом сегменте. На выставку компания привезла несколько интересных объективов, анонсы которых прошли буквально пару месяцев назад, а также камеру Pentax K-S2, интересную как в плане дизайна, так и с точки зрения близости к пользователю. При этом сама камера обладает всем набором технических новшеств последнего времени, которые находятся в ее распоряжении.

Были интересные новинки и от более мелких компаний, которые, тем не менее, приходилось довольно активно искать. Так, Lensbaby (наше видеоинтервью на стенде) не успела привезти на выставку недавно анонсированный Velvet 56, зато Nissin 700a на выставке была. Также были новые объективы Tamron, а вот Sigma приехать отказалась, и даже Онлайнтрейд, представляющий ее в России, был в весьма скромном закутке. Другими словами, экономия коснулась всего, чего только можно, но хорошо, что не всего. Остается надеяться, что в будущем ситуация поменяется, и выставка станет более крупной, потому что, на самом деле, мельче уже некуда — выставочный зал, в таком случае, придется подыскивать поменьше.

Сергей Самсонов

comments powered by HyperComments

Похожие записи

Обратная связь