Интервью с Андреем Будаевым, мастером политической фотосатиры

06.05.2016 | Сергей Самсонов

Андрей Будаев – известный фотохудожник, в свое время и мы публиковали его работы в нашей фотогалерее. Но, пожалуй, многие хоть один раз, но сталкивались с работами Андрея, которые в последнее время стали очень популярными, особенно в интернете. 



Сергей Самсонов:  Вы известны как, скажем, скандальный фотограф, благодаря своим работам, привлекающим массу внимания. Что Вам лично в фотографии нравится больше всего?

Андрей Будаев: Если вы имеете ввиду календари, которые мы подготовили, то скандален все-таки не я как художник и фотограф, а скандальны новости, которые происходят вокруг нас. Это и война в Сирии, и то, что происходит с беженцами в Европе, события на Украине. Сами эти события скандальны, а не я. Хотелось бы иллюстрировать что-то красивое и вечное, но события разворачиваются таким образом, что я должен так или иначе на это реагировать.

Сергей Самсонов:  И все-таки, если отбросить политику, убрать её из фотографии, что вам интересно снимать?

Андрей Будаев: Я бы убрал политику из фотографии, а как её уберешь из жизни? И то, что происходит с курсом рубля, и то,  происходит из-за европейских санкций – это все жизнь. Я как художник, которому  интересны не только политические темы, люблю снимать, например, пейзажи, города. Сейчас подготовил альбом по зимней Венеции. Но это как отдых от основной работы. Прекрасное нужно показывать людям, которые устали от всех политических историй и лиц, которые видят каждый день.  Но практика показывает, что вопросы, которые сейчас живо интересуют людей, лежат в политической плоскости.

Сергей Самсонов:  Какие отзывы о Ваших работах? И насколько  это волнует Вас?

Андрей Будаев: Существует некий спад интереса к фотографии. У каждого есть телефон с камерой и, к счастью или сожалению, девальвирована сама тема фотографии. Я сейчас специально для этого готовлю фотоальбом, чтобы понять, насколько интересна зрителю качественная и красивая фотография. Мне это важно знать как фотографу и художнику.

Сергей Самсонов:  Но Вам самому какие фотографии делать интереснее? Политические или неполитические?

Андрей Будаев: И те и другие. Это проблема визуализации. В первом случае есть творчество в создании работы на политическую тему, а когда у тебя в руках просто фотоаппарат, ты хочешь сделать достойную фотографию.

Сергей Самсонов:  Вы больше фотограф или художник?

Андрей Будаев: Если судить по количеству работ, сделанных в том или ином жанре, все-таки я больше художник-плакатист. Фотография – это такой специальный жанр с определенными ограничениями.  В одном жанре мне было бы не очень интересно работать, а на стыке компьютерной графики и фотографий – интересно.

Сергей Самсонов:  Ваш основной инструмент?

Андрей Будаев: Компьютер, конечно.
Фотоаппарат – всегда был моим инструментом, даже тогда, когда я в 90-е занимался шелкографией.  Это фантастически точный и красивый инструмент для художника.

Сергей Самсонов:  Но с чего началось Ваше становление как фотографа, художника?

Андрей Будаев: Началось с того, что все работы, которые я делал, так или иначе были связаны с фотоизображением.  И мне казалось, что документальное изображение всегда интереснее, чем сделанное с помощью рук. И я всегда старался использовать хронику.
Когда я учился в станковой графике, то однажды шел мимо помойки со сваленными туда старыми журналами вроде «Огоньков». Я их собрал и принес в мастерскую.  Выбрал понравившиеся фотографии из того времени, а одну фотографию увеличил до размера 1,5х2 м и потом с помощью специальной сетки напечатал на бумаге. Такое шелкографическое изображение и станковая графика по жанру. В результате фотография после таких, в том числе и фотографических, трансформаций стала графической работой, которую я отправил на Биеннале станковой живописи, где она получила Гран-при.
Я очень внимательно отношусь ко всяким изображениям, а как инструмент фотография мне нравится гораздо больше, чем рукотворные истории, которые художник может сделать кистью и краской.

Сергей Самсонов:  То есть печать таких огромных изображений – в принципе интересна? Ведь, если вспомнить, в те времена напечатать форматом А3 было сложно.

Андрей Будаев: Да, у меня увеличитель с хорошей оптикой, позволяющий печатать форматом 1,5х2 м. Хотя это было непросто.

Сергей Самсонов:  С точки зрения совета не начинающим, а тем, кто уже снимает хорошо – что сделать, чтобы переступить черту и стать хорошим фотографом?

Андрей Будаев: Я бы посоветовал тем, кто выбрал этот путь, вообще никого не слушать.  Брать камеру и больше фотографировать. Поменьше слушать псевдоучителей и недоброжелателей, побольше работать и не лениться.

Сергей Самсонов:  В Ваших работах я вижу не столько сатиру, сколько хорошее чувство юмора. У меня лично на это не хватило бы фантазии. Причем, часто те идейные линии очень тонкие и многим непонятны.

Андрей Будаев: Ну, может это и хорошо. Потому как, если бы всем всё было бы понятно, тоже было бы странно. У разных зрителей должны вызываться разные ассоциации. По поводу чувства юмора и иронии на картинках – здесь важно точно проиллюстрировать, а когда это получается иронично, и зритель и я получаем удовольствие.  

Андрей БудаевФото Андрея БудаеваФото Андрея БудаеваФото Андрея БудаеваФото Андрея БудаеваФото Андрея Будаева
comments powered by HyperComments

Последние комментарии на YouTube

Похожие записи

Обратная связь