Дмитрий Купрацевич: «Пейзажная фотография. Ошибки при съемке пейзажной фотографии». Урок #4




Дмитрий Купрацевич: «Пейзажная фотография. Ошибки при съемке пейзажной фотографии». Урок #4

В этой части я расскажу о том, какие основные ошибки встречаются при пейзажной съемке. Безусловно, не стоит думать, что известные/профессиональные фотографы снимают идеально во всех ситуациях и, если им дать пленочную камеру с пятью заряженными кадрами, они снимут 5 из 5. С опытом, конечно, количество брака уменьшается, но в эпоху цифровой техники можно позволить себе делать «пристрелочные» кадры и ошибаться. Безусловно в процессе обучения фотографии нужно смотреть лучшие образцы изображений для формирования своего взгляда на фотографию, но также важно смотреть и на неудачные фотографии для понимания распространенных ошибок. Хотелось бы показать свои неудачные примеры, но я либо их не храню, либо их сложно найти в большом массиве фотографий, так как они, конечно, не отбираются специально, чтобы быть потом представленными где-либо.

 


© Дмитрий Купрацевич «Рассвет на высоте 5000 м, Кабардино-Балкария».
Canon EOS 6D, Canon 70-200/2.8 L | ISO 100, f/11, 1/40 c

Ошибки планирования

Хочется вспомнить одну историю. У меня был коммерческий заказ на съемку, но локацию и время съемок определял заказчик. Это классический пример снимите красиво в 12 дня, потому что с утра мы заняты, а потом обед. Безусловно, получился нелучший результат. На вопрос – мы же видели у вас на сайте красивые фотографии, почему с нашим объектом вы так не сделали? – я рассказал о всём процессе своих съемок. И самое важное в нём — это подготовка. Везение, конечно, никто не отменял. Но как я писал в предыдущей части, выбор сезона, даты съемок, локаций, а также мониторинг прогноза погоды имеют решающее значение для пейзажной фотографии.  

Технические ошибки

Это ошибки, связанные с настройками камеры и техниками пейзажной фотографии. Например, ошибки выбора настроек, которые приводят к пересветам, провалам в тенях, излишнему шуму на фотографии. Также встречается съемка «с рук» при недостаточном освещении, когда для этого требуется использование штатива. Или нежелание/неумение использовать техники брекетинга по экспозиции или фокус-стекинга, о которых я говорил во второй части. Это приводит к невозможности показать на фотографии задуманный или увиденный сюжет.

 


© Дмитрий Купрацевич «Водопад Сельяландфосс, Исландия».
Canon EOS 6D, Canon 16-35/2.8 L | ISO 100, f/11, 1/30 c 

Композиционные ошибки

Композиционные ошибки — очень сложная тема. Композиция важна в любом жанре фотографии, но ее составляющие не сводятся до простых правил и описаний в рамках статьи. Об этом написаны книги и тем не менее, единого подхода к описанию построения фотографии нет. Есть банальные вещи, вроде «завала горизонта», но двух словах сложно описать, какой пейзаж красивый, это касается сюжета и момента, цвета и выбранного способа структурирования пространства. Я могу посоветовать изучать опыт живописи, других фотографов, смотреть и участвовать в конкурсах, общаться с коллегами и просить их разобрать свои фотографии.

 


© Дмитрий Купрацевич «Весна в Моравии, Чехия».
Canon EOS 6D, Canon 70-200/2.8L | ISO 100, f/11, 1/320 c 

Ошибки обработки 

Ошибки обработки — тема еще более сложная, чем композиционные ошибки. Современный пейзаж не существует без обработки. Но никто не знает, как правильно обрабатывать фотографии и, где заканчивается техническая обработка (подразумевает легкое исправление RAW-файлов) и начинается творчество. Здесь еще больше проявляется вкус, знания, насмотренность, умение работать с референсами [вспомогательное изображение – рисунок/фотография, которые которые фотограф использует перед работой]. Что допустимо, а что уже нет? Брекетинг или фокус-стекинг — это уже коллаж или еще обычная фотография? Каждый отвечает на этот вопрос для себя сам. У всех свои нормы и принципы. Цифровая фотография дает много творческих возможностей, но ведь есть уже нейросети…

В общем, невозможно сказать, что наиболее важное в пейзажной съемке. Нужно развивать все, что связано с фотографией, интересоваться новыми техниками и технологиями, искать свои путь и стиль в фотографии. В целом, как и в жизни, а пейзажная фотография лишь ее часть.

 


© Дмитрий Купрацевич «Золото Тосканы, Италия».
Canon EOS 6D, Canon 70-20/2.8L | ISO 100, f/11, 1/250 c

Дмитрий Купрацевичсайт 

Пейзажная съёмка с Дмитрием Купрацевичем, часть 1
Пейзажная съёмка с Дмитрием Купрацевичем, часть 2
Пейзажная съёмка с Дмитрием Купрацевичем, часть 3