CP+ 2016: фотосъемка на Pentax K-1




CP+ 2016: фотосъемка на Pentax K-1

Случилось! Pentax выпустил цифровую фотокамеру с полнокадровой матрицей. Этого события пентаксисты, да и весь фоторынок, ожидали порядка 13 лет. Присмотримся поближе к новинке благодаря обзору Carey Rose из уважаемого онлайн-журнала DPReview, которому посчастливилось одному из первых заполучить Pentax full frame для экспресс-теста.

Первые впечатления

Когда нам предложили предсерийный образец K-1 на выставке CP+ в японской Йокогаме – как мы могли отказаться? Мы вольны были тестировать ее как пожелаем, конечно, за исключением размещения снимков в высоком разрешении.


Цифровая полнокадровая камера много лет была в разработке и получилась она, я вам скажу, небывало хорошей!

Оговорюсь сразу, я не пентаксист. В принципе, я вообще не могу себя отнести к фанатам какой-либо марки. Хотя, я и продолжаю владеть и пользоваться фототехникой Nikon. Я провел достаточно времени в компании фотокамеры Pentax K-3 II с объективом 20-40mm f/2.8-4 Limited, чтобы сказать, что эта парочка по своим характеристикам в сочетании с привлекательной ценой – это самая что ни на есть элита "кропнутых" зеркалок. Мне понравилис серийная съемка, большой оптический видоискатель (для APS-C матриц), удобный хват, встроенная внутрикамерная стабилизация и совершенный комфорт при съемке в сложных погодных условиях в комбинации с погодозащищенными объективами, особенно в момент типичных для Сиэтла ливней.

Но чуда не случилось. Возможно, мне не понравился звук спуска затвора, может, ощущение несогласованности работы автофокуса. Независимо от технических пристрастий и от того насколько крута камера, я уверен, что невозможно вдохновенно снимать при помощи устройства, которое ты не любишь и использованием которого не наслаждаешься. Всегда ищу такие фотокамеры, с которыми я связан на каком-то ином уровне, они будто бы сами выталкивают меня на улицу пойти снимать. С K-3 II такого не произошло и она вернулась на полку.

И потом, представьте мои ощущения, когда на CP+ мне попадает в руки новинка – Pentax K-1 – и я должен провести остаток дня, снимая на нее. Конечно, в таких условиях не успеешь наснимать шедевров, хотя, впрочем, в этом не стоит винить камеру. Главное, что мне понравилась K-1, мне было интересно её изучать, любопытно снимать, даже когда я в общем-то приблизился к дневной отметке 10 миль на своем шагомере, я не хотел останавливаться!

Цифровой Pentax – всё по-взрослому 


Прошивка версии 0.48 – это та причина, по которой мы не можем публиковать снимки в высоком разрешении

Это чистая правда, что множество беззеркальных камер отлично справляются со своими задачами, при этом они еще и фантастически производительны и результаты их работы действительно впечатляют. Но, не смотря на это, когда я берусь за серьезную работу, обращаюсь к старой доброй зеркальной фотокамере. И это именно то, в чем Pentax преуспел, а K-1 лишний раз подтверждает это.

Не буду подробно рассказывали о технических характеристиках Pentax K-1, однако обозначу ключевые моменты. Хват фотокамеры настолько удобен, что кажется, что в руке пушинка. Отличная сборка корпуса – он ладно сделан и хорошо защищен. Система управления настраиваемая, но даже и без настройки её "под себя", камера управляется интуитивно. Мне это напоминает микс лучших черт камер Nikon и Canon в одном, звучит, конечно, немного странно, но к K-1 привыкаешь быстро. 

 
Цветопередача у новой K-1 особенно хороша, обратите внимание на красный цвет.
Следите за балансом белого – он немного ушел на прохладной стороне, мне пришлось его корректировать.
Автор Carey Rose. Объектив Pentax SMC 24mm F2.8, раскодировано из RAW F4 | 1/200 | ISO 100

Затвор у K-1 может быть и больше, чем у предыдущих зеркальных камер Pentax, однако он не стал заметно громче, звук мягкий, но не приглушенный. Это отлично, что делая фотографию, ты получаешь сигнал о спуске затвора, но это не громкий "клак", как у большинства полнокадровых зеркалок (хотя, замечу, что у многих есть "тихий" режим, который временами очень полезен).

Что нового, что изменилось и что на самом деле важно

Напомню, что мы можем показывать вам только фотографии размером 1000 пикселей, но давайте посмотрим какие детали о функционале камеры можно из них "вытянуть".

Динамический диапазон

Во-первых, как и ожидалось, динамический диапазон нового сенсора превосходный. Обратимся к снимкам. Я использовал следующие настройки: ISO 100, экспозиция по небу, при обработке поднял общую освещенность снимка на 2,5 ступени, приглушил светлые участки и вытянул тени. В тенях есть небольшой шум, но он не раздражает, и еще нет паразитных полос. (Не обращайте внимание на довольно жесткое виньетирование, причиной которому не совместимая бленда от старенького мануального объектива Pentax 24mm F2.8, которым я снимал).

Я мог немного сохранить такой HDR-стиль не вытягивая тени так сильно, но такая манера раскодирования снимка дело исключительно моего вкуса. Мне кажется, что вернув немного контраста я могу частично нивелировать плоскостность изображения, которая возникает при сильном высветлении теней. 

 
Исходный снимок, внутрикамерный JEPG. 
F8 | 1/640 | ISO 100
  Раскодировано при помощи Adobe Camera Raw, со следующими корректировками: экспозиция +2,65, света -100, тени +85, точка белого +15, точка черного -67

Этот странный экран 


Наклонный дисплей может показаться несколько бесполезным, отчасти так и есть. Но все равно он отлично работает.

После того как я увидел, что мой коллега волочил камеру, держа ее за экран и она осталась невредимой, у меня было больше уверенности в том, что новый механизм от Pentax действительно прочный. После вращений, захлопываний, поворотов и наклонов этого экрана во всех доступных плоскостях, могу сказать, что это на самом деле не более, но и не менее удобный экран, чем тот, что полностью поворачивается в сторону. В некоторых ситуациях, к примеру, когда камера зафиксирована на низкостоящем штативе или же в процессе астросъемки под неудобным углом, конструкция экрана, реализованная в К-1, будет чрезвычайно полезна, особенно в сравнении с уже привычными нам механизмами. Используя камеру с такой защитой от пыли и влаги как у Pentax K-1, я бы немного волновался, что грязь, пыль и вода могут скопиться в месте крепления экрана и что могут сделать с крошечными шаровыми соединениями попавшие в них песчинки. В целом проверку на прочность и выносливость камера должна пройти уже в процессе полноценного использования в работе. 


Экран на шарнирах позволил мне сфотографировать с нижней точки портрет без каких-либо трудностей.
Автор Carey Rose. Переразмеренный кроп внутрикамерного JEPG.
Объектив Pentax 28-105mm F3.5-5.6. F5.6 | 1/500 | ISO 200


Фокусировка

Не вижу никакого смысла демонстрировать вам пример работы автофокуса на снимках маленького размера, разрешенных к показу в этой статье. Тем более, они были сделаны при помощи обычного китового зума. Но скажу, что мне лично автофокус показался лучше, или, по крайней мере, с высокой степенью точности таким же, как и у предыдущих моделей Pentax. К-1 – это не камера для спортивной съемки и она не будет отслеживать быстрые перемещения или беспорядочно движущиеся объекты, но слежение, к примеру, за простыми объектами вроде прогуливающихся по улице людей, будет работать отлично. 


Представляю вашему вниманию самое худшее фото продукта, но я просто не мог не сфотографировать набор объективов, который я получил на тест вместе с К-1. Я не являюсь поклонником китовых зум-объективов, но этот – HD PENTAX-D FA 28-105mm F3.5-5.6 ED DC WR – резкий надежный и сделан намного более добротно, чем те, к которым я привык. Само собой разумеется, что старенькие мануальные фикс- объективы показывают просто отличные результаты, даже если мне для получения оптимальной картинки приходится производить настройки вручную.

Момент, на который хочу обратить ваше внимание – это количество точек фокусировки. На сегодняшний момент, для конкуренции на достойном уровне 33 фокусировочных датчика это совсем немного, да и их распределение представляется мне несколько странным. Когда камера ориентирована горизонтально, у вас достаточно возможностей для выбора нужной точки по горизонтальной оси, а вот по вертикали лично мне точек не хватает. Но ваше мнение может и отличаться от моего.   


Одиночный автофокус (Single-AF) работает точно и аккуратно. Я предварительно навел резкость на перила и сделал кадр. 4,4 кадра в секунду это немного быстрее, чем вы могли бы подумать, но если вы привыкли к молниеносной скорости серийной съемки K-3 II (скорость серийной съемки 8,3 кадра в секунду - прим.ред), полагаю, вы будете немного разочарованы.
Автор Carey Rose. Объектив Pentax 28-105 F3.5-5.6, раскодировано из RAW. F5.6 | 1/640 | ISO 100

А теперь давайте поговорим о том, как фикс-объективы пленочной эпохи работают на современной цифровой камере, на 36-мегапиксельном цифровом звере! Если кратко: отлично!

Мануальная фокусировка при помощи видоискателя и подтверждения точки подсветкой вполне комфортна, если это не также удобно как фазовый метод определения фокуса или, может быть, фокусировка в режиме реального времени. Конечно, K-1 снабжена режимом live-view с возможностью выбора точки, но, поскольку у меня было не так много времени на тест и я предпочел воспользоваться методом фокусировки, которым гордятся пентаксисты – "ловушка автофокуса" (catch-in-focus).

Этот метод фокусировки выбирается через пользовательское меню, и позволяет выставить срабатывание затвора только при наведении резкости в заранее выбранной точке (датчике фокусировки) и поворачивать кольцо объектива пока резкость в данной точке не будет оптимальной – тогда и сработает затвор. Обратите внимание, что вы выбрали серийную съемку, и камера начнет палить как из пулемета, когда нужный объект будет в фокусе, а с учетом высокой скорости спуска затвора и умеренной скорость следящего автофокуса, этот метод работает хорошо даже и для папарацци.

Чтобы произвести установку параметров съемки на мануальном объективе, даже при работе с объективами SMC-A, устанавливаете на камере ручной режим (М), выбираете нужное значение диафрагмы и нажимаете на зеленую кнопку на задней панели камеры. Камера измерит экспозицию и выставит необходимую выдержку. Конечно, вы должны будете запомнить выбранные показатели диафрагмы, ведь они не запишутся в метаданные файла. Всё что я говорю, относится к очень старым линзам. Более поздние объективы SMC-A располагают большим функционалом (например, прыгающей диафрагмой – прим.ред.). С другой стороны, стекла из пленочной эпохи вам могут показаться не такими замечательными на 36-мегапиксельной цифровой матрице, какими они выглядели для нас в эпоху пленочных фотоаппаратов.  

 
Для работы в режиме "ловушки автофокуса" я удерживал нажатой кнопку спуска затвора и фокусировался при помощи мануального объектива 24mm F2.8 пока камера не определила, что объект в фокусе и не сделала мне этот замечательный портрет. Поскольку я ошибочно выставил в настройках режим одиночного снимка, то получил фото с небольшим фронт-фокусом, что я считаю вполне допустимым для линз, которые по возрасту старше меня.
Автор Carey Rose. Раскодировано из RAW. F2.8 | 1/125 | ISO 200

Технология сдвига матрицы

Pentax K-1 не первая полнокадровая цифровая фотокамера с системой стабилизации, основаной на сдвиге матрицы, но она первая, предлагающая режим, который в Ricoh называют Pixel Shift Resolution. Как мы уже объясняли ранее, эта технология позволяет отснять 4 фотографии одной и той же сцены, смещая при съемке каждого нового изображения матрицу на один пиксель, чтобы потом объединить все четыре кадра в один итоговый снимок. В итоге увеличивается детализация изображения, а на средних и высоких показателях ISO меньше проявляются шумы.

Видео ниже даст вам представление о том, как работает эта технология и сколько времени занимает процесс. Теперь ясно, почему эта технология еще сможет работать, когда в кадре, к примеру, просто колышется листва, а если появится быстро двигающийся объект – поедет автомобиль в момент съемки – снимок будет испорчен. Видеоролик показывает видимое увеличение детализации итогового снимка.

Что касается стабилизации, как и ожидалось, она работает достаточно хорошо. И не только для стабилизации телефотосъемки, я мог днём выбирать выдержку 1/30, чтобы немного размыть карусель в парке развлечений, но и для того, чтобы остальные объекты в кадре оставались детализированными. Конечно, съемка на F29 может совсем чуть-чуть лишить вас резкости по всему полю кадра. В такой ситуации не повредят ND-фильтры. 


Легкое размытие карусели и остальные резкие объекты в кадре за счет стабилизации матрицы и более медленной,
чем обычно скорости спуска затвора.
Автор Carey Rose. Раскодировано из RAW. 1/30 | F29 | ISO 200

Full frame от Pentax – для кого он?

Как это часто случается в ходе теста камеры, ты задаешься вопросом: для кого она создана и купят ли они ее? Кажется, в случае К-1 возможны варианты. 

 
Ретро-объективы и ретро-мотоциклы имеют много общего. Да, они часто несовершенны и уникальны.
Но они настолько очаровательны, что будет сложно найти им ровню среди современных моделей.
Автор Carey Rose. Объектив SMC Pentax 50mm F1.7. Раскодировано из RAW. 1/400 | ISO 100

Pentax говорит, что K-1 предназначена для пентаксистов. Но при цене в 1 799$, полагаю, что аудитория будет шире.

Нужна ли конкретно вам полнокадровая фотокамера - это дело исключительно личного выбора и необходимости. Многим она не нужна, и это абсолютно нормально. Для доброй половины фотографов расширение возможностей контроля процесса фотосъемки – скорее недостаток, нежели достоинство.

Специально для пентаксистов, у которых сохранились запасы старых объективов, по своей природе ограниченных кроп-фактором APS-C матриц цифровых фотокамер Pentax, полнокадровая новинка – хороший знак. К-1 ознаменовала собой возвращение эпохи знаменитых фиксов от Pentax. А для тех, кто использует другие системы, выход full frame от Pentax тоже значит очень много.

Появление К-1 - это верный знак роста конкуренции, которая всегда хорошо сказывается на потребителе. Фотокамера обладает таким функционалом, который другие фотопроизводители пока не могут предложить: это и технология сдвига матрицы для получения реального цветового разрешения, и уникальный наклонный дисплей на шарнирах, и функция Astrotracer для съемки звездного неба. 

 
Если вы пентаксист, то ваш час настал – К-1 – это именно та камера, которую вы ждали!
Автор Carey Rose. Объектив SMC Pentax 24mm F2.8. Раскодировано из RAW. F4 | 1/125 | ISO 200

Сейчас линейка оптики Pentax предлагает несколько современных фиксов и зум-объективов профессионального качества под стать К-1. Да что там говорить, если взять Pentax K-1, легендарный 43mm Limited и ваш обычный среднестатистический фикс – можно получить просто убойную комбинацию для съемки почти любого сюжета!

Исходя из того, что я видел, Pentax K-1 по праву получил свое место флагмана линейки Pentax (конечно, исключая среднеформатную фотокамеру 645Z). Еще совсем недавно, если бы продвинутый фотограф, желающий перейти в лигу "полнокадровых", спросил меня какую полнокадровую камеру ему выбрать, я бы рекомендовал попробовать в деле Canon 6D или Nikon D610 и выбрать то, что лучше ляжет в руку. Но теперь за ту же цену я с радостью добавлю, что стоит присмотреться еще и K-1. 


До скорого, Йокогама. Спасибо за гостеприимство.
Автор Carey Rose. Раскодировано из RAW. F5.6 | 1/500 | ISO 200

Тестовые снимки 2000 пкс по длинной стороне, скачать

Для публикации использовались текст и фотографии DPReview.