Обзор штатива Sirui S-2204-N c головкой Sirui K-30X




Обзор штатива Sirui S-2204-N c головкой Sirui K-30X

Представляю здесь свой обзор (почти историю) весьма интересной модели треноги от SIRUI типа S-2204-N  (из суперкомпактной серии карбоновых моделей).
И со штативной головой. SIRUI типа K-30X Ballhead.

...Которые попали ко мне в доброе пользование.


Часть 1. Вступление.

За годы моего увлечения фотографией сменил много штативов. В основном дешевых и очень дешевых. Из дорогих был у меня несколько лет LINHOF с хорошей видеоголовкой Manfrotto (примерно на 5 кг общим весом), что для моих фотозадач было принципиально неудобно. Массо-габаритами. Т.к. я принадлежу к тем, кто всё таскает на себе. В итоге с ним нехотя расстался, хотя для своих задач это решение было на редкость удачным. Знакомый видеооператор уломал. Потом все же жалел, что поддался на уговоры, но деньги были нужны.
Строго говоря, “треногами” пользуюсь мало. В основном моноподом и причем легким (меньше полкилограмма с головой). Многие и не подозревают насколько одноножка удобнее в большинстве ситуаций при репортаже или тревел-съемках.
Но речь не о ней. Когда нужна тренога, то именно она и нужна. В связи с последним в течении пары лет присматривал себе что-то хорошее, но не мог выбрать. То цена, то масса, то еще что. Также не все просто с выбором для штатива “головы”. Многие советовали “только шаровую” и только из дорогих. Одну шаровую когда-то пробовал у приятеля - мне не понравилось. Сама привычка к длинной направляюще-фиксирующей ручке оказывалась для меня уже важным фактором в пользу отказа от непонятной “шаровой.” Еще важным фактором была и фиксация оси горизонта отдельной осью.
В итоге опыт привел к своему пониманию о важных свойствах штатива и головы.

Штатив должен быть:
1) Не тяжелым - насколько это возможно не в ущерб жесткости.
2) По-возможности компактным в сложенном состоянии, но быстро складываться-раскладываться.
3) Не дребезжать в руках при быстрой переноске без складывания.
4) С надежной фиксацией сменной головы во избежание самооткручивания.
5) С пузырьковым индикатором “уровня горизонта”.

Голова должна быть:
1) С очень плавным ходом во всех направлениях;
2) С приятной (по ощущениям) и надежной фиксацией положения камеры, без ее микросмещения в этот момент.
3) Без “клевания носом” камеры после зажима, особенно, если центр тяжести камеры сильно смещен, относительно центральной оси штатива. Это бывает, когда камера находится, к примеру, на макроплощадке или на панорамной голове для соответствующих задач (этим грешат дешевые пластиковые изделия).
4) С нормальным выбором быстросъемных площадок из ассортимента производителя для данного типа («quick release plates»).
5) Со своим “уровнем” определения горизонта на платформе для быстросменных площадок («QUICK RELEASE CLAMP»)

Площадка должна быть:
1) Взаимозаменяемой из своей серии или даже из других серий от других производителей.
2) С возможностью фиксации камеры от самопроизвольного откручивания.
3) С возможностью “пристегивать” к ней специальных креплений для ношения на ремне или “на кобуре” (в идеале всё сразу).
4) С удобным болтом снизу (c удобной откидной дужкой, прорезью для монетки, гнездом под ключ-шестигранник).
5) И опционально с возможностями модернизации “своими руками”.

И для всего вместе:
- Это должно адекватно стоить!

С последним моментом есть нюанс. Адекватность некоторых вещей можно оценить только при личном знакомстве с ними. Есть иногда у вещей качества, о важности которых мы и не догадываемся, пока они не станут нашим личным опытом.
Так и в этот раз...
Один мой знакомый, который часто летает, то в командировки, то в путешествия и никогда не расстается со своей фототехникой и знает цену качеству-функциональности (это когда всё нужно тащить на себе любимом), узнав о моих поисках, категорически и настоятельно посоветовал взять конкретный вариант “штатив+голова” от еще малоизвестного в наших краях производителя под брендом «SIRUI» (читается “Зируй”, как он мне пояснил). Сказал, что во-первых качество-цена выше всяких похвал, а во-вторых, если мне не понравится - он поможет без потерь от нее избавиться...
Вещь в итоге не сказать, что дешевая, но если так, то почему и не попробовать, спросил сам себя? Его опыт и предложение сыграли свою роль в итоге, чему в последствии я оказался очень рад!
И так, будучи проездом в Москве, взял я две коробочки по его наводке и привез туда, где временно располагался в столице.
Вещь настолько впечатлила, что пришла мысль написать о ней подробнее для своих приятелей и коллег, у которых тоже может возникнуть подобный интерес. К ним и повествование по сути. Из-за собственных ограничений во времени и пространстве (у “друзей” на таможне к новым красивым коробкам особый интерес) ... в Москве мог запечатлеть только распаковку. Остальное фиксировал чуть позже, когда имелось больше возможностей.

Часть 2. S-2204-N и комплект поставки.

Распаковка

... Или театр начинается с вешалки, а небольшая вещь с ее “футляра”.



И так на столе две качественные красивые коробки из гофрокартона. Это не просто впечатление, но и это мое мнение как человека работавшего 15 лет назад в типографии макетировщиком, знающим, в том числе, и картонажное и коробочное производство. Делал даже “высечки” (макет ”выкройки” под вырубку) для них и другое. Дизайн строгий, со вкусом. Реально дали волю хорошему дизайнеру. Воздуха столько, сколько надо. Внешние надписи и иллюстрации о содержимом не растянуты от края до края для подслеповатых кладовщиков. Потряс коробки ради интереса. Не гремят. Допуски на габариты и внутренние уплотнения рассчитаны тоже аккуратно.
Из большой коробки извлекаю кофр в полиэтиленовом пакете с герметично скрученным пластиковой проволочкой “хвостом” и силикагелем для поглощения влаги внутри. Открываю кофр. Сразу видны внутренние лямки “на резинках”, для лучшего удержания содержимого, с пришитыми “липучками” для быстрого раз-/соединения. Хорошая двухголовая застежка-молния.

Внутри обнаружил:
еще один большой пакет уже с самим штативом внутри;
ремешок для кофра;
герметичный пакет с инструкцией, гарантийным талоном и комплектом ключей-шестигранников для обслуживания изделия;

... и еще один необычный мешочек, о содержимом которого сперва смутно догадывался, но о главном так и не догадался пока не глянул в инструкцию!
-Там оказалась укороченная центральная стойка рекомендуемая для макросъемки.



Весьма кстати!
Хотя и кроме этого она служит ценным “удлиннителем центральной стойки” когда это может требоваться (на фото здесь обе стоечные втулки для сравнения).

Вид со всех сторон и функциональные особенности.



Кофр.
Он меня тоже интересует, т.к. я коллекционер хороших кофров и у меня их больше десятка (кстати и по ним тоже стоит написать обзор).
Сделан симпатично и добротно. Внешне похож на колчан и не похож на обычный кофр для треноги - это хорошо! Нам светиться ни к чему. Стенки имеют амортизирующие уплотнения для сбережения хрупкого карбона. Причем уплотнения со всех сторон, т.е. даже там, где удобная двухголовая молния. Под молнией дополнительный “воротничок” на липучках улучшающий защиту содержимого, ну и пришитые изнутри кофра резинки с липучками для быстрого прихвата треноги внутри.
Кольца для плечевого ремня пришиты хорошо и между ними хорошо прошитая ручка для переноски. С запасом прочности адекватным его массе. А вот сам ремешок какой-то хоть и симпатичный, но формальный. Словно его задача быть дежурным и весить как можно меньше. Если я что-то на себя одеваю, то выбираю ремни шириной 4-5см, т.к. при длительной носке узкие ремни начинают резать плечи и очень сильно утомлять. Также сперва не придал этому внимания, но ручка пришита необычно. С широкой стороны, а не с торца, как у большинства кофров, и смещена к верхнему кольцу. Сперва показалось это странным, а затем подумалось, что если прихватывать этот колчан к рюкзаку, то тогда ручка вполне на своем месте, если нужно продеть через нее что-то еще, будь то ремень или фурнитура другого типа крепления.

О размерах. Кофр как и сам штатив очень компактный и его длина 51.5см, т.е. его можно положить вовнутрь другой сумки и он даже влезет в “ручную кладь” по нормам большинства европейских авиалиний (55 х 40 х 20/см), где стандартное ограничение на длину составляет 55см. Но внутренние габариты не позволяют легко спрятать в этот кофр треногу с уже навинченной головой. Для этого нужно извлечь центральную стойку из штатива и вставить ее обратно с другой стороны, так чтобы “голова” была на уровне “копыт” треноги. Тогда пусть вплотную, но умещается. А лучше еще чуть развести ноги вокруг оси как на снимке ниже - и тогда влезает в собственный кофр без усилий.

Т.е данный кофр очень хорош как транспортный, но не маршевый (когда время на изготовку должно быть минимальным). А еще в него очень хорошо влезает мой объектив 80-200/2,8 с развернутой вперед лепестковой блендой и еще остается место. Или термос... Да мало ли что у фотографа не влезет в его фото-рюкзак, где редко бывает достаточно места для обычных вещей в его поездках.
В общем мне нравится, что этот колчан немного не похож на обычный кофр для фотоштатива. Скорее на кофр складного пневматического ружья, на мешок со стойками от палатки или набор аксессуаров для пикника. По крайней мере лучше типичного черного мешка с молнией!

Часть 3. Описание штатива SIRUI серии S-2204-N. (CARBON) 



Уникальная конструкция складывания ног делает штатив идеальным для удобного и компактного его размещения как в специальных кофрах для оборудования, так и в дорожных сумках и чемоданах для тех, кому необходимо много перемещаться без своей машины. Эта уникальность усилена применением (по заявлению производителя) 8-слойного карбона! ...В следствии чего и обеспечивается сочетание потрясающей легкости и жесткости общей конструкции. Если честно, то не поверил бы после своего старого LINHOF, что такое возможно, если бы сам не попробовал, и причем с весом установленной на штатив системы “камера + объектив” до 2,75кг суммарным весом. Не LINHOF, конечно, но на практике, когда провел пробные съемки с него в лесу (на мягком, пружинящем грунте) и с железобетонного моста в городе, то оказалось достаточно для всех моих работ (включая панорамы и макро). И это, пожалуй, суть - самое главное.

В обычном сложенном виде без головы.

Также конструкция предусматривает отсоединение одной ноги с целью использования ее как монопода!
Разъем ноги.



Монопод с головой.




Т.е. обзор штатива и головы превращается в обзор целых двух штативов и головы!

Начнем с треноги.

И так... держу в руках и осматриваю.
Очень добротно сделана. Нет люфтов. С мягким щелчком развожу две ножки (с коленками) вокруг центральной оси в направлении нарисованных стрелок “OPEN” и они надежно защелкиваются стопором хода.

После этого развожу их в стороны до упора. Ход в меру тугой. Снизу, вокруг центральной стойки, фиксирующая высоту гайка.

При отпущенной внешней гайке стойка ходит очень легко. Легко вынимается вовсе и вставляется обратно, и при фиксации гайкой нет никаких люфтов или проблем с перекосами. Стойке не дает вращаться вокруг своей оси специальный “шпоночный паз” в который входит соответствующий выступ в центральной втулке штатива. Данная гайка фиксации высоты вертикальной стойки расположена очень интересно, тем, что необычно. Снизу! Во-первых это экономит 3-4см общей длины штатива, а во-вторых именно такая конструкция ног позволяет это реально сделать. Именно наличие одного, выдающегося в сторону колена, отдаляющего "сустав ноги" от центральной стойки, дает пространство руке фотографа оперировать таким зажимом. Иначе руке просто нет места. Удобно? По мне так вполне. Особенно учитывая из своего опыта, что менять высоту стойки нужно не так часто, но когда стал испытывать этот штатив, то даже не сразу это заметил. Значит нормально!

Далее... "Разведя" ножки на обычный для штатива рабочий угол, сжимаю ладонью сразу по три фиксирующие гайки и отпускаю их чтобы вытянуть ноги во всю длину...
И так же быстро прихватываю эти гаечки обратным движением кисти, быстро перемещая руку от одной к другой...
Затем повторил в обратном порядке.
Фиксирующие гайки на телескопических раздвижных ножках вращаются очень приятно: в меру туго и без люфта.
Вау... !
Не "кулачки", однако!
И не те дешевые трубчатые дюралевые штативы, которые брал в руки раньше!
Разница весьма заметна!
Ход фиксирующих сочленения гаек по ощущениям-то хорош, но дело не в одних ощущениях.
Дело в том, что сочленения ног не вращаются!
Т.е. я могу начать нормально зажимать или разжимать с любого элемента сочленения ног!

Ход гайки на "зажим-разжим" всего около четверти оборота!

Это значит, что для любого движения "фиксирующей гайкой": "зажима" или "разжима" - мне достаточно одного поворота кистью, без ужасно раздражающего перехвата!
Плюс "не вращение" ножки вокруг собственной оси симметрии позволяет всего за четыре вращательных движения кистью полностью вытянуть и зафиксировать любую ножку во всю длину. Также четырех вращательных движений кистью (без лишних перехватов) достаточно на сборку обратно. В результате по оперативности работы данная тренога даже превосходит штативы с кулачковыми зажимами, где надо успевать попадать пальцами под нужные кулачки, а здесь точность и не требуется.
Даже в перчатках можно работать, ибо гайки имеют хорошее рифление для легкого и надежного захвата рукой.

Для складывания наших коленок "обратно", в общий ряд, я нажимаю ярко красную кнопку UNLOCK на ножке с большим горизонтальным коленом и ножки легко возвращаются в свой “ряд”.



Кстати об этом колене.
Оно уже мне само по себе пригодилось на мастер-классе у именитого фотографа, где я успел побывать за это время и может оказаться еще полезнее в дальнейшем. Сверху на нем привинчен голубой шильдик с надписью бренда производителя и глазок уровня горизонта, но это не вся польза этой плоской поверхности, которая редко бывает под рукой у места сочленения всех ног других моделей штативов.
Итак первое применение, которое я для него случайно практически нашел - это положил на него горизонтально диктофон “как на столик”...


... направив его торцевой микрофон точно на лектора, т.к. у нас там кроме уже занятых стульев ничего не было для этого. Это было удобно, но и сподвигло на мысль, что конструктивного пространства между крайней и внутренней ногой (шириной около 15 мм) достаточно чтобы продеть хомут, скобу или губку небольшой струбцины и ради закрепления на этом месте дополнительного навесного оборудования, как например: держатель для планшета, нетбука или дополнительной вэб/видео/камеры...

Этим мало кто еще пользуется, но подобный конструкторский “задел на будущее” просто восхищает!
Наш человек любит изобретать и мастерить.
Снизу эта площадка крепится четырьмя винтами, заменив которые на более длинные, многие смогут прикрепить сверху колена что-то из своего уникального арсенала.

На краю всех ножек есть резиновые “наконечники-копытца”, из которых можно “выдвинуть” шипы, поворачивая их вокруг своей оси, для съемок на улице, где это может быть нужно.

Недавно снимал со штатива на снегу и если бы не эти шипы, то замучался бы прилаживать ножки на грунт.
Шипы для многих треног являются стандартной опцией и поэтому могу сказать, что здесь они сделаны не только практично, но и симпатично.
Из замечаний разве, что могли бы резьбу сделать чуть крупнее шагом.
Долго относительно выкручиваются, но в меру туго (и не болтаются, что раздражало у других моделей).

Снизу на центральной втулке легко привинчивается прочный металлический крюк для подвеса утяжеления или сумочки с принадлежностями (хотя жесткости при установленных 2.75 кг от моей самой тяжелой системы тушка+линза оказалось более, чем достаточно).



Он гораздо приятней большинства пластмассовых, которых реально страшно нагрузить.
Важно только не забывать, что данная тренога заявлена для применения под системы до 12 кг общей нагрузки...
И эти 12 кг говорят о том, что этот легкий штатив относится к разряду "средних"!
Не знаю всех современных стандартов, но по старой "советской классификации" штативов, легкими из них считались те, которые держали нагрузку до 10кг. Средние от 10 до 40 кг и тяжелые более 40 кг. Так что здесь всего за 1 кг собственного веса имеем "среднего класса штатив"!



Для соединения треноги с фототехникой сверху, на сменную центральную стойку, болтом-шпилькой прикручивается большая шайба-площадка с утопленным в ней винтом "стопора головы". Для фиксации внутри болта-шпильки эта шайба-площадка обладает внутри шестигранным гнездом.
Болт-шпилька универсален и позволяет для крепления внешнего оборудования использовать как резьбу 1/4 так и 3/8 дюйма.



Сами же обе сменные центральные стоечные втулки с одной стороны имеют утолщение для размещения в нем винта боковой фиксации, защищающего от самораскручивания сборки.



Так рекомендуется в инструкции, но конструкция позволяет собирать систему и другим образом (без возможности подобной фиксации стопором), что иногда дает другие преимущества. Если последнее необходимо, то советовал бы сделать в торце болта-шпильки (со стороны, где нет резьбы 1/4 дюйма) пропил под отвертку или монетку - легче будет оперировать.
Стопор же, в самой шайбе-площадке, упрощает процедуру замены стоек "с установленной на шайбу головой", уменьшая количество "активных соединений" необходимых для обычной сборки-разборки. Но для него нужно не забывать ключик из комплекта поставки.
Теперь можно обратить внимание на запасную центральную втулку в чехольчике.



Чтобы ее поставить нужно открутить крюк для доп.подвеса от длинной стойки, и затем отпустить снизу центральную фиксирующую высоту гайку, и длинная центральная стойка легко вынимается из треноги. Производитель предлагает в инструкции устанавливать короткую втулку для макросъемки и для этого помимо смены самой втулки позволяет еще менять угол упора ног, чтобы разводить их еще шире. Для последнего в районе “сустава” ног, есть “упор-клавиша” с надписью SIRUI, с нажатием на которую во время развода ног мы получаем максимально доступный конструктивом угол.

Но это не всё.

Эта укороченная центральная стойка универсальна и легко прикручивается к основной, делая высоту этого компактного штатива полноростовым так, что при моем росте 180см мне не нужно пригибаться к камере вовсе! Потрясающе! Хотя сам SIRUI на это никак не намекает т.к. такая конструкция не позволяет себя надежно зафиксировать от самораскручивания и за этим придется следить самому фотографу. Если это очень важно, то такую предохранительную муфту можно сделать самим, благо на всю длину втулок они имеют пазы (чтобы не портить свою гладкую рабочую поверхность).
Но и это не все функции данной системы.
Крайняя нога способна легко отсоединяться от треноги отворотом стопорной внешней гайки и поворотом вокруг своей оси, и, соединяясь с извлеченной центральной втулкой, образует хороший монопод!

Здесь фрагмент инструкции.



Также, для удобства эксплуатации монопода, на эту же ногу производитель дополнительно насадил удобную накладку из пористой резины, очень приятную в руках и с надписью названия своего бренда SIRUI.



О вариантах габаритов и высоты треноги и монопода.
Тренога компактна не только конструктивом в стандартной сборке, но и возможностью ее собрать по-разному для работы или короткой/длительной переноски.

Обобщая частично указанное выше:
Для транспортировки треногу можно собрать еще компактнее, а для работы можно центральную стойку дополнительно удлинить “короткой” (недокументированная функция, см. выше) или вовсе заменить на “короткую” для сверх-низкого положения при максимальном разведении ног.
Также и монопод можно использовать высотой “как есть”, при простом отсоединении от основной треноги, так и возможно удлинить его длинной центральной стойкой от нее же.


А вот нарастить монопод также и короткой стойкой (заместо или в дополнение к длинной) уже может не выйти из-за комплектации. Нужна для этого еще одна “болтовая” шпилька на подобие имеющейся с дюймовой резьбой 3/8 и длиной 3,5см. В принципе, конструкторы-разработчики могли бы использовать точно такой же болт-шпильку и для крепления крюка к длинной стойке снизу, но там намертво установили совсем другой болт (с такой же резьбой).
Длина монопода с наращиванием оного именно короткой стойкой была бы для многих идеальна как компромисс между высотой для работы и его длиной в сложенном состоянии для переноски (без полной разборки). Но уверен, что нашему человеку (заблаговременно) достать такую шпильку не будет проблемой при реальной необходимости в этом. Сам ношу свой монопод “на марше” пристегивая сбоку к рюкзаку, а в “рабочих перемещениях” вешаю его за темляк на поясной ремень сбоку и при ходьбе чуть придерживаю его (как шашку).
Так что и к этому моноподу подберу подходящий темляк (кистевой ремешок).
Кстати, когда мне важно повысить высоту монопода еще на 3-7см, то я упираю его “о собственную ногу” :)
Чем еще габаритно нравится тренога - она очень хорошо сидит в кармане моего рюкзака для ноутбука (при его отсутствии) у самой спины. Правда тогда торчит из него и поэтому пока покрываю его сверху другим чехольчиком. (Полезно теперь купить рюкзак по длиннее)
Тем не менее данная тренога со снятой головой полностью влезает в мой кофр.

Часть 4. Теперь описания штативной головы SIRUI серии K-30X c площадками TY-70S и TY-D700

Распаковка.
Также прекрасно сделанная коробка, под стать своему старшему, более дорогому брату.



Внутри прозрачный пакет с инструкцией, гарантийным талоном, ключом-шестигранником и сама шаровая голова с быстросъемной площадкой в добротном неопреновом чехле.
Как и на треногу производитель дает на изделие ШЕСТИЛЕТНЮЮ гарантию!
Упоминание об этом есть даже на внешней боковой стороне коробки.

Ball Head K-30X

Рассматриваем устройство "снизу-вверх".

Голова имеет снизу лимб с градуировкой угла поворота в 15 градусов, что удобно для панорамной съемки и фиксатор угла поворота.

В шаровой части имеет “колесо” плавного усилия зажима "Ball Lock" с регулируемым винтом ограничителя хода (расположенным прямо на этом “колесе”), которым я могу ограничить минимальное усилие, что очень важно при использовании тяжелой фототехники на штативе.



Ход и вращение шарнира удивительно плавные. Не судите строго, но до сего дня хороших шаровых головок мне держать в руках не доводилось. С такой действительно комфортно работать!
На шарнире крепится платформа “быстрой фиксации”.
И о ней можно сказать отдельно.
Во-первых, если она понравилась, а у вас несколько штативов с разными головами, то такую платформу можно купить отдельно и установить на все желаемые уже имеющиеся ваши штативы.
Во-вторых, по моим предварительным замерам, она соответствует стандарту “Arca-Swiss compatible” 1,5 дюйма (принятому у многих производителей), который вероятно описывает геометрию сменных площадок и платформ быстрой фиксации для них.



Глянул проверить в сеть... И точно! Сам SIRUI подтверждает это!



Последнее означает, что если вам понадобится пятка-площадка, которой случайно нет у SIRUI, то можно найти совместимую даже в ассортименте других вендоров. Тут приятно, что производитель придерживается открытого стандарта и не боится конкурентов. Ну, а если дорогих штативов уже имеется слишком много от других брендов, то возможно и наоборот. Эта платформа снимается с шаровой головки и тогда, теоретически, можно поставить другую, из той серии для которой у вас уже накуплено платформ и площадок. Чтобы ее снять с шаровой головы нужен соответствующий ключ-шестигранник, а те, что прилагаются в комплекте меньше размером. Вероятно никто не предполагал, что такая потребность может реально у вас возникнуть.



Думаю здесь они правы.
Мне, к примеру, еще понадобятся платформы для панорамных съемок (минимум двух типов) и "L-plate" на камеру, для удобства ее портретной ориентации на штативе. Больше чем уверен, что все необходимое спокойно подберу именно для данной платформы. Пока для этого пробую использовать уже имеющуюся макроплощадку (для смещения вертикальной оси вращения камеры в нодальную точку установленного объектива), но она слишком тяжелая и жесткости-прочности дает значительно более, чем достаточно.



Далее... В отличии от рычажковых фиксаторов, с которым сталкивался ранее, здесь целых два фиксатора:
Основной в виде подвижной губки (как у тисков) с удобной ручкой ее зажима и аварийный (дежурный) в виде штырька-стопора!


Очень удобная вещь!
У меня по неопытности использования такой головы уже несколько раз могла бы соскочить и выпасть камера из этого крепления типа “ласточкин хвост”, если бы не этот штырек фиксатора, который при наезжании на него быстросъемной площадки, прикрученной к камере, проникает в ее нижнюю полость, и, позволяя этой площадке на нем ездить немного туда-сюда (пока не зажата губка), надежно удерживает на себе.
И для извлечения камеры с быстросъемной пяткой нужно не только открутить винт прижимной планки-губки (Quick Release Clamp), но и нажать на красную кнопку стопорного штифта, которая его утапливает в площадку, позволяя теперь для снятия протянуть камеру в одну из сторон вдоль направляющих этого “ласточкиного хвоста”.
Ручка хода губки обеспечивает плавный ход и удобное усилие зажима, а крепление типа "ласточкин хвост" позволяет использовать длинные площадки и фиксировать их не только по центру, но и со смещением от центра, что бывает особенно нужно при макро или панорамных съемках.



Сим описание этой платформы не заканчиваем.
На ней еще есть целых три пузырьковых уровня!



Один круглый сверху, позволяющий при снятой камере выставить горизонт сразу на обе оси вращения и два с торца, позволяющие выставить горизонт по двум осям при портретной ориентации камеры (и площадке привинченной вдоль корпуса камеры), либо всего по одной оси, если уже установлена на горизонтальной площадке камера и верхний индикатор уровня перекрывается пяткой на камере, или если в портретной ориентации шарнира камера прикручена к площадке "поперек" (вдоль оси объектива).
Приятно иметь эти уровни под рукой, хотя сам, практически, для этого пользуюсь более наглядным и крупным уровнем, который устанавливается в башмак внешней вспышки камеры, как на фото ниже:




Площадка (пятка) TY-70S. 


Взял ее просто по совету товарища сразу с (рассмотренной выше) головой K-30X. Даже не было времени сравнить ее с другими. Тот просто сказал, что она лучшая (с немного хитрой улыбкой) и она пошла в мой комплект без раздумий на которые и так не имел времени...
Оказалось она действительно не только хороша сама по себе, но и в сравнении с другими сменными площадками от SIRUI, которых у последнего очень неплохой ассортимент.
Во-первых на ней очень удобная головка штативного винта с удобно складывающейся прочной дужкой, гнездом для ключа-шестигранника и еще паз для “монетки!
Все в одном!
Далее очень интересное решение - два пластиковых стопора поворота камеры (при необходимости утапливаемых в свои пазы) относительно оси штативного винта - бывает очень важно, особенно при портретной ориентации камеры на шарнире! Они также позволяют прикрутить камеру строго перпендикулярно своим граням.

Конкретные упорчики именно этой площадки даже не сумел оценить сразу. Оказывается на разных площадках SIRUI они немного по-разному реализованы. 
Одни складываются "вовнутрь", а другие "наружу".

И те и другие позволяют нормально зажать площадку на камере как вдоль длинной стороны площадки, так и поперек. Только у маленьких площадок возможна ситуация, что такого выбора не будет, но TY-70S из самых крупных. А в чем соль? В том, что у меня упорчики складываются “наружу” и отверстие паза в котором они закреплены очень близко к краю площадки!
А зачем оно мне? - А затем, что я ношу камеры на "скользящем карабине", который мною цепляется за кольцо продеваемое через отверстие с краю у подобной площадки. И для этого мне важно иметь отверстие как можно ближе к краю. На взятом из сети фото выше, я показал две площадки: тип "TY-60" и описываемая мной "TY-70S". Голубым кружочком я обвел ось упорчика, складывающегося "вовнутрь", а зеленым "наружу". Продев кольцо через отверстие при поднятом упорчике я его застопорил, не давая ему "спрятаться" в свой паз. В результате он отлично держит корпус камеры, предохраняя его от случайного проворота на площадке.
И если бы упорчики у этой площадки были выполнены как у "TY-60", то мне бы пришлось сверлить площадку с противоположной им стороны, либо механически удалить один из упоров (под свои нужды).
Также эти упорчики работают, если их прикрутить к камере под углом в 90 градусов.
Как лучше? - зависит от задач.
При креплении вдоль длинной стороны удобнее будет работать со штативом в портретной ориентации камеры, а при перпендикулярном можно "ездить" камерой на площадке "взад-вперед", в поиске нодальной точки (если нодальная точка объектива и длина площадки адекватны).
Раньше для ношения камеры на "скользящем карабине" я использовал сделанные мной самим самоделки типа такой:


У нее здесь снизу универсальный штативный болт 1/4" и также со внутренней резьбой в шляпке, позволявший прикрутить снизу штативную площадку, без необходимости своего демонтажа. В этом плане я сделал даже лучше, чем видел у многих промышленных решений конкурентов.
Но при портретной ориентации камеры усилия зажима не хватало, она чуть проворачивалась на болте и это было неприятно.
Но здесь качественный заводской продукт - Два в одном!
Не зря улыбался мой приятель! :)
Теперь вовсе ненужно самому сверлить отверстие под кольцо, что пришлось бы делать с другой штативной площадкой. А в чем преимущество более крупного размера этой площадки? - В том, что кольцо не мешает установить площадку строго по центру платформы и не дает проехать площадку “насквозь” при неудачном движении руки с камерой. И не требует своего демонтажа для работы на штативе!

 

 

Т.е. в итоге данная площадка дает мне максимум гибкости в работе:
1) ДВА способа фиксации камеры на ней с ограничением упорчиками от самораскручивания
2) Не мешающее работе на штативе крепление кольца для ношения на плечевом ремне (который для удобства и надежности одеваю только “через голову”)
3) Хорошая возможность модернизации - есть место для сверления и нарезки резьбы под “никоновский штырек” (диаметром 3мм и расстоянием 38мм от центра штативного болта на донышке камеры) - это если имеющийся на "TY-70S" красный упорчик вдруг не согласуется с очередной, новой камерой.
4) Возможность зажимать площадку (за счет ее длины) не по центру, а с сильным смещением, что бывает удобно при съемке небольших составных панорам (без серьезных требований) с объективом у которого (чаще это фиксы) не далеко вынесена нодальная точка. Панорамную голову за 400$ (и выше) это не заменит, но улучшить ситуацию иногда может. У меня такие ситуации случаются, и SIRUI дает мне новые возможности.

Что еще.
Предостережение!
Пока исследовал другие сменные площадки для SIRUI у разных продавцов, чтобы выбрать себе в комплект вторую, то обнаружил у большинства единую опечатку в спецификациях. Моя площадка "TY-70S" у многих обозначается в прайсах как "TY-70-2"!
Когда она вам понадобится - Будьте внимательны!

Площадка TY-D700 

Ее купил позже.
Очень простая и формально под одну модель камеры Nikon D700. У меня тушка от Nikon D200 и эта пятка на нее отлично становится!
Думаю и на D300 встанет без проблем. Но взял ее скорее не для камеры, а под свой телеобъектив, для его собственной штативной пятки, к которой эта площадка тоже вполне подошла.


“Ласточкин хвост” у нее квадратный и поэтому в гнездо платформы головы она становится в обоих перпендикулярных направлениях, что тоже удобно.

В ней тоже удобный штативный болт под камеру с пазом “для монетки” и гнездом под шестигранник (но без дужки в отличии от TY-70S), однако в коробочке к ней тоже прилагался ключ-шестигранник. Знаю местного конкурирующего бренда у которого в штативных болтах площадок просто нет этого паза и знакомые фотографы, забыв ключик, оказывались в неприятной ситуации.
Также эта площадка имеет по бокам “ушки” под ремешок. Предположительно под популярные у многих “кистевые ремни”.
И это тоже в плюс!

Часть 5. Практические измерения (и самому еще пригодятся при покупке новых кофров)

Предостережение.
Штатив можно собирать по-разному.
Конструкция допускает варианты соединения втулок с шайбой-площадкой и даже позволяет обходится без нее.
К примеру, с фиксацией шайбы-площадки стопорным винтом втулки или без этого. При этом в одном случае конструкция будет жестче собрана, а в другом (без резервной фиксации соединений) будет некоторая возможность начала самораскрутки при очередном повороте штативной головки. Я здесь не брал это во внимание, т.к. разница в 1-2см в одном случае ценнее максимально надежной фиксации соединений втулок, а в другом эти "см" совсем не имеют значения и лучше зафиксировать как следует.
А если же эти "см" нам нужны, то дорогая камера все равно не свалится, если за ней и соединением практически наблюдать.
Каждый выбирает по ситуации.

Тренога в “Транспортном положении”:
Штатив стандартно собранный без головы (дл./шир./толщ.) - 47,3 х 14,2 х 4,3 см (толщина без шайбы-площадки под штатив (диаметр шайбы = 4,8см)).
Внешний диаметр гайки крепления отсоединяемой ножки монопода 3,8см / внешний диаметр гайки верхнего колена любой из трех ног по 3,6см / внешний диаметр карбонной трубки верхнего колена по 2,8см (без накладки из пористой резины) / внешний диаметр втулок центральной стойки по 2,8см (без утолщенного фланца под винты стопора) - это чтобы представить основную толщину "кармана" сумки или рюкзака (для основной части длины штатива), куда можно вложить треногу без ее собственного кофра.
Штатив компактно собранный без головы - 44,9см (центральная втулка перевернута на 180 и вставлена в штатив снизу).
Штатив компактно собранный с головой “вниз” и длинной стойке (экономим длину) - 46,3 / 17,5 / 9,7 см (здесь длина / ширина в широком месте / толщина при платформе головы “на боку”).
Штатив компактно собранный с головой “вниз” и длинной стойке (экономим толщину) - 49,7 / 16,4 / 7,2 см (здесь длина / ширина в широком месте / толщина при платформе головы “на боку”).
Штатив обычно собранный с головой (платформа сбоку/сверху) - 56 / 57,3 см .

Тренога в “рабочих положениях” (от шайбы-площадки штатива до пола).
Треногий "монопод":
Штатив со сведенными вместе, но вытянутыми ногами при сложенной стойке (без головы) - 122,5 см.
Штатив со сведенными вместе, но вытянутыми ногами при вытянутой высокой стойке (без головы) - 145,1 см.
Штатив со сведенными вместе, но вытянутыми ногами при удлиненной высокой стойке (без головы) - 158,5см (вариант “треногий монопод”).
МАКРО:
Высота (мин.) штатива при разведенных сложенных ногах (на максимальном угле разведения для “макро”) в наинизшем положении (без головы) - 19,1см...
Кхм! А если перевернуть втулку, убрать шайбу-площадку и собрать без неё? Да это возможно! Ведь это делается для макросъемки, когда риск самооткручивания минимален даже без дополнительной фиксации боковым стопорным винтом на втулке. И тогда указанные SIRUI на коробке 18см полностью соответствуют действительности!
Основное рабочее положение:
Высота (мин.) при разведенных сложенных ногах в обычном положении (без головы) - 44,8см.
Высота (мин.) при разведенных вытянутых ногах с опущенной стойкой (без головы) - 114,5см.
Высота (макс.) при разведенных вытянутых ногах с поднятой длинной стойкой (без головы) - 137см...

А если вытянуть “шипы из копыт”? - Тогда будет даже больше, чем указано на этикетке нашей коробки. :)
Но я измеряю без них.

Высота (макс.) при разведенных вытянутых ногах с наращением двумя стойками (без головы) - 150,5см...
А вот тут мы получили значение, ради которого я всё это затеял!
И так 150.5см - это больше, чем указано на коробке и это важно!
Далее при этой длине добавляем (измеренный чуть ниже) размер нашей “шаровой головы с площадкой” и высота установленной камеры взлетает на почетные 161см!
А теперь прибавим высоту визирной оси видоискателя фотокамеры от ее плоскости штативного гнезда и можно (8,2см от Nikon D200, к примеру) получить полную высоту “наблюдения со штатива”, которая в моем случае будет 161+8,2=169,2см!
Высота уровня моих глаз при моем росте примерно равна 167см. Получается, что для того чтобы смотреть в видоискатель своей камеры при самом высоком положении штатива мне нужно иметь еще обувь с платформой не меньше 2-х см...
Согласитесь, что это важные для фотографа значения и ради них стоило немного повозиться с рулеткой и линейкой!

Шаровая голова K-30X:
Высота головки K-30X от основания до верха установленной (параллельно основанию) площадки TY-70S - 107,5мм
Высота головки K-30X при повернутой набок платформе без съемной площадки (для компактного размещения в кофрах (на штативе)) - 85мм

Монопод:
Монопод сложенный/раскрытый без головы и соед.болта - 40,3/114,5 см
Монопод сложенный/раскрытый с данной головой и площадкой - 50/125см.
Монопод сложенный/раскрытый при наращеннии длинной втулкой от треноги (без головы) - 76/151,5см
Монопод сложенный/раскрытый при наращеннии длинной втулкой от треноги с головой и площадкой - 86,5/162см

Масса вопроса.
Очень важна для тех кто летает или долго несет свой скарб на себе.
Чем и как меряю.
Ее могу измерить своими электронными рыбацкими весами. Т.е. допускаю возможность  погрешности.

Показания весов:
Голова (здесь и чуть ниже измеряю с площадкой TY-70S) - 0,55кг
Длинный монопод с головой/без - 1,06/0,52кг
Короткий монопод с головой/без - 0,93/0,39кг
Тренога с длинной стойкой и головой/без - 1,91/1,43кг (здесь голова без площадки, а штатив без нижнего крюка)
[Странно. На коробке с треногой масса штатива без головы указана как 1.0кг (см. начало 2-й части обзора). Обсчитались. С кем не бывает!]
Тренога без головы в своем кофре, в полной комплектации (с ключами в наборе) - 1,97кг.
Кофр пустой - 0,41кг
Короче, тут есть варианты как укомплектоваться в дорогу в зависимости от задач и предпочтений, но главное, что карбон дает вам ОГРОМНОЕ преимущество в соотношении вес/жесткость.

... И если вы путешествуете как фотограф на своей машине, то возможно есть смысл сэкономить и купить штатив из другой серии - менее компактный и более тяжелый.
Однако жизнь сложная штука и, как говорили древние - «Запас не жмет!» - Значит, если есть возможность заиметь очень хорошую вещь, то это хорошая возможность. А если вам нравятся тусовки фотографов, то еще и дополнительный повод для общения со знающими тему людьми... (sapienti sat - как говаривали древние латиняне)

Что еще возможно здесь оптимизировать?
Данную шаровую голову брал по конкретной рекомендации. Сравнить с другими “подешевле и полегче” здесь не могу, но знаю, что есть у SIRUI и головы полегче этой, для меньшей нагрузки, а эта рассчитана под весьма высокую, и бОльшую, чем сам штатив. Кому-то может экономия порядка 0,2кг будет и критичней. Однако здесь могу очень серьезно предполагать, что ее удобство и плавность хода привязаны к ее размерам и массе. А если смотреть на массу головы из соображений “ручной клади”, то она габаритами не большая и ее можно сунуть в карман фотожилета (который всегда одеваю в самолет), где в других моих карманах живут все “сменные батареи”, вспышка и все “компактно-тяжелое”, что дозволено брать в салон. На жилет с пухлыми карманами смотрят конечно косо, но до сих пор не придирались.
Такие дела.

Часть 6. Окончание

На сем от описаний переходим к практическим ощущениям.
На улицу!

Уже или еще зима. Днем суета по насущному хлебу.
Когда могу выйти на улицу уже или темно или быстро темнеет. Погода серь и хмурь, но нам все ни по чем!
Пару раз выбирал мгновения успеть “до заката” и здесь несколько кадров, когда или успевал после суеты городских джунглей “добежать до леса” или брал штатив с собой “на всякий”, когда непосредственно возможности поснимать предугадать не мог. Благо штатив из “легкой серии”, а я сам не из хилой!

Тросика у меня нет, поэтому использую встроенный таймер задержки спуска.

Сперва в лес!
Самая первая вылазка.
На треногу поставил тушку с линзой 60 мм.

Смеркалось...

А здесь сама камера на штативе. Благо их две для работы.

Это первая съемка, где удалось реально “прочувствовать штатив”
Давно не использовал ИСО 100 для вечера поздней осени.
Но пошел дождь и ветер и прогулка закончилась.
Остались первые приятные впечатления от "носкости" штатива в собранном и разложенном состоянии; от удобства и скорости сборки-разборки, ощущения от работы с уровнями, шаровой головы высокого качества.

P.S.
Заметил, что более плавное усилие зажима и умеренный ход зажимных гаек на телескопических ножках позволяет более плавно на мягком лесном грунте “ловить горизонт” по уровню. Если нужно сделать один-два кадра, то поймать горизонт можно уровнем на платформе головы штатива, а если значительно больше, а особенно для составных панорам, то лучше (если время позволяет) выставить “под горизонт” центральную ось штатива, используя пузырьковый уровень на одной из его ног...
Я не "пейзажник" по основному профилю в фотографии и мне многое из "элементарного для других" в этой области как в диковинку.

Следующая вылазка вечерняя была уже зимой, когда чудом пробилось солнышко к закату... Но почти ничего не успел.
А так все холод и хмурь.



Здесь я уже лучше понял особенности работы с площадкой в зависимости от ее ориентации на камере.
Также впервые прочувствовал, что на снегу, без выдвинутых из копыт шипов, штатив стабильно не установить вообще!

И вот удалось ухватить солнышко напротив старого города.
Здесь уже попробовал использовать макроплощадку, но на самом деле нужно поднять камеру чуть выше.
Большой диаметр бленды создает неправильный угол и один из 3-х уровней горизонта (кубик на камере) становится неточным.

Погода у нас совсем нестабильная и солнышко удалось поймать за счет того, что легкий штатив легче взять "на авось"!
Чем он и ценен помимо прочих достоинств.
* * *

Выводы и наблюдения

Мелочи
На внешних болтах SIRUI выбиты и буквы SIRUI.
Значит производитель во-первых дорожит своим именем, как бы там ни было, и еще возможно имеет мощности для выпуска своих болтов под свои технические требования. По-моему заказывать их изготовление на стороне при небольших партиях было бы слишком дорого.
Думается, что SIRUI полагает прижиться в наших умах. Надписи на штативе могут поистереться, а именные болты останутся. Может что-то в этом есть.

Важные итоги:

  • Всем требованиям, которые мною были заявлены в 1-й части статьи этот комплект удовлетворяет.
  • Вес / жесткость (для малого веса) / размер / компактность / конструктивная гибкость / плавность и прочность / наблюдаемое качество сборки / возможность модернизации - все как должно или лучше.
  • Штатив с массо-габаритами "легкой серии" отличается полноценным функционалом для "средней серии" штативов!
  • Причем в плане модернизации и возможностей недокументированного использования он превзошел мои ожидания!

Комплект к вышеописанному добавил "удовольствие от обладания".

Сегодня, когда тенденции в качестве "всего и вся" все хуже и хуже...
...Это радует!
Таких вещей у нас в жизни мало и это одна из причин по которой захотелось об этом написать в блог.
Я уже забыл, когда настолько был доволен совокупным качеством дорогого приобретения.

Дополнительно (комфорт):
- Удобно нести даже в неродном более длинном кофре (для моих световых стоек).
- Удобно, быстро и даже приятно раскладывается и складывается.
- Очень быстро привык к хорошей шаровой голове.
- При перемещении по лесу нес его не складывая, держа за обрезиненную ножку (только сняв камеру) - очень удобно! Кажется, что резина нежная и быстро облезет, но у меня прежний монопод с такой же примерно пористой резиной до сих пор не облез за более чем 7 лет активного использования.
- За счет жесткости 8-ми слойного карбона и хорошей сборки изготовителя в этой конструкции ничего не дребезжит и раздражающе не колеблется, даже при полностью расправленных ножках! Т.е. так его можно достаточно долго нести в руке за одну ножку горизонтально, в готовности поставить и снимать, и снова идти дальше.
- Благодаря его весу и компактности я уже относительно много раз брал этот штатив "на всякий случай". Все предыдущие ростовые треноги брал только под 100% ожидаемую съемку.
Это очень важно!
- Он "не светится" из моего рюкзака и даже полностью влезает в мою самую большую фотосумку (о чем писал). Это значит, что я избегаю множество тупых вопросов от приятелей: "Что собираешься сегодня снимать и зачем ты всё это тащишь?"
- Хорошая вещь и глаз радует. Сделан красиво, интересно.

... И всё это повышает психологический комфорт свободного поиска сюжета.

Техническое:
SIRUI предупреждает, что носить на плече собранную систему "камера+(+голова+)+штатив" держа ее только за треногу нельзя, но это по-моему относится ко всем штативам.

Типа эпилог

Потребность вести блог на техническую тематику возникла очень давно, но не было мощного стимула начать.
(Если фотографией занимаюсь с 11-ти лет, то техникой интересуюсь с тех пор как себя помню)
Забавно, что именно такая вещь, как эта "треножка", спровоцировала азарт: "начать блог хотя бы с нее".
Поэтому убивал здесь двух зайцев - изучал особенности технологий блог-платформы и блоговодства, а также начал учиться создавать подробные технические обзоры (давно собирался), к чему давно меня подталкивали друзья.

* * *
Автор Niklens