Что бы у вас не было диссонанса от услышанного, сразу скажу, что этот ролик я снимал в конце сентября.
Так вот грибной и овощной сезон в самом разгаре. Мы тоже с женой сходили в лес и в огород. Насобирали овощей, грибов, принесли все это домой, помыли, разложили на стол и с огромным аппетитом начали фотографировать. Вот так и живем.
Сегодня мы составим несколько объёмных композиций. Если вы не видели выпуск о Flat lay, то напомню, что для гармонии в кадре нужно присутствие контраста, нюанса и тождества. Т.е. большой, средней и малой разницы между объектами. Это позволяет добиваться гармонического заполнения. Ах да, еще геометрия.
Если вы, как и я, испытываете трудности при композиционном построении и интуитивно делать это не можете, то вот вам небольшая подсказка, точнее ориентиры:
- Правило третей, когда нужно расположить доминирующий объект на пересечении линий.
- Правило диагоналей, когда композиция как бы тянется от одного угла в другой, и дополнительно показывается наличие переднего и заднего плана.
- Золотое сечение, когда присутствует некая спираль, заполоняющая весь кадр и ведущая к композиционному центру.
Вообще схем очень много, но мы будем использовать эти три.
Если совсем упростить, то составляя любую композицию, пытайтесь нарисовать любую геометрическую фигуру: треугольник, овал, квадрат – не важно. Потом её немного дисбалансируйте.
В общем, айда на кухню, все покажу.
Кстати, использовать в качестве света я буду накамерные вспышки, причем одна из них имеет подсветку, некий аналог пилотного света для ориентира.
![]() |
Одна из вспышек имеет подсветку, некий аналог пилотного света для ориентира |
Весь комплект используемого в этом уроке оборудования:
- Sony a6300 + Sony 50
- Вспышка накамерная FE X-Flash 900SB TTL для Nikon
- Вспышка накамерная FE S-Flash 300 TTL HSS для Nikon
- Стойка-тренога Falcon Eyes FEL-3900ST.0
- Стойка-тренога Green Bean GBStand 216.0
- Отражатель Falcon Eyes CRK-42 HL (2 шт.)
Правило третей
Для начала подготовим фон, разложим нашу первую композицию, базируясь на правиле третей. Центр композиции – корзинка с грибами, а значит, свет на нее должен падать сильнее всего. Установим вспышку на стойку, для мягкости теней перед вспышкой я повесил рассеиватель и направил свет под углом 45°, имитируя легкий свет с окна.
![]() |
Установим вспышку на стойку, для мягкости теней перед вспышкой повесим рассеиватель и направим свет под углом 45°, имитируя легкий свет из окна |
Делаем два кадра под слегка разными углами. Это для сравнения. Посмотрите и сравните, какой из них на ваш взгляд более сбалансирован.
![]() |
Снимок, сделанный по "правилу третей". |
Правило диагоналей
Теперь сделаем кадр по правилу диагоналей. Вам может показаться, что свет бьет только слева. На самом деле вторая вспышка установлена сверху на минимуме для совсем легкого заполнения.
![]() |
Снимок, сделанный по "правилу диагоналей" Sony a6300, f/8, 1/100, ББ по вспышке, ISO 100 | FE X-Flash 900SB 1/128 (M) | FE S-Flash 300 1/16 (M) |
Золотое сечение
Третий вариант. Здесь я сжульничал и сделал композицию сразу
под разные планы.
Вот общий план, где явно за основу взят треугольник:
![]() |
Снимок, сделанный на основе
треугольника .Sony a6300, f/8, 1/100, ББ по вспышке, ISO 100 | FE X-Flash 900SB 1/128 (M) | FE S-Flash 300 1/16 (M) |
А вот, ничего не меняя, более крупный план. Здесь за основу уже взято золотое сечение:
![]() |
Снимок, сделанный с учетом "золотого сечения". Sony a6300, f/1.8, 1/100, ББ по вспышке, ISO 100 | FE X-Flash 900SB 1/128 (M) | FE S-Flash 300 1/64 (M) |
А вот flat lay на основе диагоналей:
![]() |
Flat lay на основе диагоналей. |
Общий план всегда сложнее скомпоновать, так как все составляющие в резкости, в то время как при более крупных планах ничто не мешает вам за счет мало глубины резкости и отрытой диафрагмы помочь зрителю и просто оставить в резкости главный элемент. Актуально при большой насыщенности композиции.
Ахиллесова пята многих фотографов, что умеют играючи работать со светом – неумение составлять композиции из большого количества элементов. Я – не исключение. Поэтому минимализм так актуален. Но если в голове держать вышесказанные схемы, то всё становится гораздо проще. Наличие правильного реквизита, чтобы была гармония, тоже важно.
Положи iPhone на баклажан и вся композиция может рухнуть из-за диссонанса
восприятия.
Соблюдайте гармонию между составляющими элементами в
кадре.