Что бы у вас не было диссонанса от услышанного, сразу скажу, что этот ролик я снимал в конце сентября.
Так вот грибной и овощной сезон в самом разгаре. Мы тоже с женой сходили в лес и в огород. Насобирали овощей, грибов, принесли все это домой, помыли, разложили на стол и с огромным аппетитом начали фотографировать. Вот так и живем.
Сегодня мы составим несколько объёмных композиций. Если вы не видели выпуск о Flat lay, то напомню, что для гармонии в кадре нужно присутствие контраста, нюанса и тождества. Т.е. большой, средней и малой разницы между объектами. Это позволяет добиваться гармонического заполнения. Ах да, еще геометрия.
Если вы, как и я, испытываете трудности при композиционном построении и интуитивно делать это не можете, то вот вам небольшая подсказка, точнее ориентиры:
- Правило третей, когда нужно расположить доминирующий объект на пересечении линий.
- Правило диагоналей, когда композиция как бы тянется от одного угла в другой, и дополнительно показывается наличие переднего и заднего плана.
- Золотое сечение, когда присутствует некая спираль, заполоняющая весь кадр и ведущая к композиционному центру.
Вообще схем очень много, но мы будем использовать эти три.
Если совсем упростить, то составляя любую композицию, пытайтесь нарисовать любую геометрическую фигуру: треугольник, овал, квадрат – не важно. Потом её немного дисбалансируйте.
В общем, айда на кухню, все покажу.
Кстати, использовать в качестве света я буду накамерные вспышки, причем одна из них имеет подсветку, некий аналог пилотного света для ориентира.
Одна из вспышек имеет подсветку, некий аналог пилотного света для ориентира |
Весь комплект используемого в этом уроке оборудования:
- Sony a6300 + Sony 50
- Вспышка накамерная FE X-Flash 900SB TTL для Nikon
- Вспышка накамерная FE S-Flash 300 TTL HSS для Nikon
- Стойка-тренога Falcon Eyes FEL-3900ST.0
- Стойка-тренога Green Bean GBStand 216.0
- Отражатель Falcon Eyes CRK-42 HL (2 шт.)
Правило третей
Для начала подготовим фон, разложим нашу первую композицию, базируясь на правиле третей. Центр композиции – корзинка с грибами, а значит, свет на нее должен падать сильнее всего. Установим вспышку на стойку, для мягкости теней перед вспышкой я повесил рассеиватель и направил свет под углом 45°, имитируя легкий свет с окна.
Установим вспышку на стойку, для мягкости теней перед вспышкой повесим рассеиватель и направим свет под углом 45°, имитируя легкий свет из окна |
Делаем два кадра под слегка разными углами. Это для сравнения. Посмотрите и сравните, какой из них на ваш взгляд более сбалансирован.
Снимок, сделанный по "правилу третей". |
Правило диагоналей
Теперь сделаем кадр по правилу диагоналей. Вам может показаться, что свет бьет только слева. На самом деле вторая вспышка установлена сверху на минимуме для совсем легкого заполнения.
Снимок, сделанный по "правилу диагоналей" Sony a6300, f/8, 1/100, ББ по вспышке, ISO 100 | FE X-Flash 900SB 1/128 (M) | FE S-Flash 300 1/16 (M) |
Золотое сечение
Третий вариант. Здесь я сжульничал и сделал композицию сразу
под разные планы.
Вот общий план, где явно за основу взят треугольник:
Снимок, сделанный на основе
треугольника .Sony a6300, f/8, 1/100, ББ по вспышке, ISO 100 | FE X-Flash 900SB 1/128 (M) | FE S-Flash 300 1/16 (M) |
А вот, ничего не меняя, более крупный план. Здесь за основу уже взято золотое сечение:
Снимок, сделанный с учетом "золотого сечения". Sony a6300, f/1.8, 1/100, ББ по вспышке, ISO 100 | FE X-Flash 900SB 1/128 (M) | FE S-Flash 300 1/64 (M) |
А вот flat lay на основе диагоналей:
Flat lay на основе диагоналей. |
Общий план всегда сложнее скомпоновать, так как все составляющие в резкости, в то время как при более крупных планах ничто не мешает вам за счет мало глубины резкости и отрытой диафрагмы помочь зрителю и просто оставить в резкости главный элемент. Актуально при большой насыщенности композиции.
Ахиллесова пята многих фотографов, что умеют играючи работать со светом – неумение составлять композиции из большого количества элементов. Я – не исключение. Поэтому минимализм так актуален. Но если в голове держать вышесказанные схемы, то всё становится гораздо проще. Наличие правильного реквизита, чтобы была гармония, тоже важно.
Положи iPhone на баклажан и вся композиция может рухнуть из-за диссонанса
восприятия.
Соблюдайте гармонию между составляющими элементами в
кадре.