CP+ 2016: Panasonic о сенсорах, технологиях и стабилизации изображения




CP+ 2016: Panasonic о сенсорах, технологиях и стабилизации изображения

Журналист испанского издания DSLR Magazine пообщался официальными лицами компании Panasonic на только что завершившейся в Японии выставке CP+. Речь шла о новом объективе Lumix G Vario 12-60mm, о преимуществах системы двойной стабилизации и о будущем развитии сенсоров системы Микро 4/3.

 
Слева направо: Mr. Yoshiyuki Inoue, Mr. Koji Fujita, Mr. Naoki Tanizawa и Mr. Michiharu Uematsu  представители Panasonic,
Raphaël Terris – журналист DSLR Magazine

Новинка Lumix G Vario 12-60 mm и система двойной стабилизации изображения 

Главная новинка компании Panasonic, которую показали в Йокогаме – это объектив Lumix G Vario 12-60 mm f/3.5-5.6 Asph. Power O.I.S., предназначенный для камер системы Микро 4/3. Выпуск объектива с оптической стабилизацией изображения является логичным развитием технологии двойной стабилизации, основанной на совместной работе камеры и оптики. (Летом 2015 года вышла флагманская модель беззеркалки Panasonic Lumix DMC-GX8 со стабилизацией изображения Dual I.S. (Image Stabilizer), основанной на технологии сдвига матрицы. – прим.ред.)

Казалось бы, всё ясно: система стабилизации в "тушке" фотокамеры позволяет стабилизировать любой объектив, что существенно расширяет границы доступной пользователю оптики и дает возможность пользоваться "стабилизированными" объективами из прошлой эпохи.

Стабилизация изображения в "тушке" камеры обозначена экспоненциально убывающей линией,
оптическая стабилизация обозначена горизонтальной линией

Однако, если в будущем Panasonic будет добавлять систему стабилизации во все выпускаемые модели камер, зачем разрабатывать объективы с оптической стабилизацией? Ведь на первый взгляд, это повлечет за собой увеличение стоимости оптики. В данном вопросе не всё так однозначно, так как на первый план выходят внутренние ограничения датчика камеры и взаимосвязь с типом используемого объектива.

Ограничения при стабилизации сенсора камеры 

Известно, что смещение сенсора позволяет компенсировать возможное непроизвольное дрожание камеры, но шаг смещения датчика должен быть строго определенным. Как правило, шаг составляет 1% от общего размера датчика, скажем, менее 1 мм, что дает возможность эффективно стабилизировать широкоугольные объективы. Сложность представляет собой стабилизация объективов класса телефото с фокусным расстоянием, например, 300 мм. В этом случае, сенсор необходимо смещать не менее чем на 20% от его физического размера, что в принципе нереализуемо.

Mr. Uematsu поясняет пределы смещения сенсора камеры при работе системы стабилизации

Таким образом, Panasonic планирует продолжать оснащать функцией оптической стабилизации изображения все объективы с фокусным расстоянием от 25 мм (что, для системы Микро 4/3, эквивалентно 50 мм), так как начиная с этого показатели преимущества стабилизации действительно видны и положительным образом сказываются на картинке.

Система Микро 4/3 

Если говорить о стандарте системы Микро 4/3, то, конечно, возникает вопрос возможно ли использовать систему стабилизации Panasonic с камерами Olympus (Panasonic и Olympus поддерживают производство фотокамер с цифровым форматом кадра Микро 4/3, к примеру, прим. ред.). Ответ официальных представителей Panasonic сложно интерпретировать однозначно, но ясно одно – в компании размышляют над вопросом внесения изменений в систему Микро 4/3.

Возвращаясь к новинке, объективу Lumix G Vario 12-60 mm f/3.5-5.6 Asph. Power O.I.S. – нам предлагают обратиться к таблицам с частотно-контрастными характеристиками (Modulation Transfer Function (MTF), на которых для измерения используются показатели 20 линий/мм и 40 линий/мм, хотя наиболее распространнеными, к примеру, для Nikon и Canon являются 10 лин./мм и 30 лин./мм. Официальный представитель Panasonic так прокоментировал эту особенность: "Камеры Микро 4/3 имеют другой размер сенсора и потому, нам кажется, более верным использовать более жесткие показатели, чтобы получить релевантное сравнение".

Panasonic и Leica

Не обошли вниманием журналисты испанского он-лайн издания интересующий многих вопрос сотрудничества Panasonic и Leica. Очень дипломатичный ответ не заставил себя ждать. Представители Panasonic заверили, что выгода от сотрудничества двух компаний обоюдная. А вопрос об оправданности дополнительных расходов на создание компакта Leica, выпущенного Panasonic, так и вовсе вызвал улыбку и еще более продуманный ответ: "Структура прибыли, скажем, другая".

Mr. Uematsu внимательно отвечает на вопросы DSLR Magazine в ходе интервью на выставке CP+2016

Мода на боке

В нынешнее время создается впечатление, что производители фототехники все больше начинают придавать значение эффекту боке на фотографиях. Sony и ее объективы серии G Master и Tamron с линейкой SP, кажется, вообще поставили боке себе в приоритет. Правда ли, что наиболее красивого боке можно добиться предпочитая сферические линзы асферическим?

Инженеры Panasonic не придают такого большого значения использованию именно сферических линз и обращают внимание скорее на сочетание факторов отверстие диафрагмы и форма ее лепестков, которое на их взгляд играет более важную роль, позволяя использовать в оптической схеме объектива как сферические, так и асферические линзы.

Фотокамеры в стиле ретро и мануальные настройки 

Тенденция создания цифровых фотокамер в стиле ретро, унаследовавших от своих предшественниц из плёночной эры аутентичные диски управления и кнопки, очень распространена у фотопроизводителей. Примером тому могут служить успешная модель Fujifilm X100 и ее последующие разновидности, а также вышедшая недавно новинка Olympus PEN-F, которой уже пророчат большое будущее. Интересно, предложит ли Panasonic что-то своё в этом направлении. "Фотокамера Panasonic LX100 исповедуют ту же философию, она оснащена мануальными органами управления диафрагмой, выдержки, однако нам следует внедрять в такие модели больше технологических новинок, отвечающих современным запросам пользователей, к примеру, как это реализовано в серии G" - комментирует официальный представитель Panasonic.

Новый объектив Lumix G Vario 12-60 mm f/3.5-5.6 в паре с фотокамерой Panasonic GX8

Очевидно, что фотокамеры с мануальным управлением адресованы в первую очередь продвинутым пользователям, которые хотят получить больший контроль над процессом съемки. Такие камеры эргономичны, их дизайн продуман до мелочей, и покупатели готовы платить больше за такой продукт. Специалисты Panasonic считают, что эргономичность продукта зависит от концепта и позиционирования, а также от запросов пользователей. Ответит ли Panasonic на выход Olympus PEN-F аналогичной по функционалу моделью – неизвестно, но DSLR Magazine считает, что если анонс последует, конкурентная борьба не за горами.

Больше чем 20-мегапикселей… 

Прошлым летом вышла фотокамера Panasonic GX8 – впервые явив миру модель системы Микро 4/3 с сенсором 20 мегапикселей. Это был прорыв, так как считалось, что невозможно превзойти показатель в 16 мегапикселей для этой системы. Официальные представители Panasonic считают, что 16-мегапиксельной матрицы более чем достаточно, однако было важно показать, что прогресс реален, хотя это и было скорее в угоду маркетингу. 

По всей видимости, рынок снова возвращается к новому витку погони за мегапикселями, на котором главенствуют производители: Sony, как производитель сенсоров, и Canon, выпускающий скорострельные камеры с размером матрицы 24х36 мм. Способна ли система Микро 4/3 от Panasonic конкурировать с ними? Официальный представитель Panasonic расставляет все точки на i: "Нам не нравится идея увеличения разрешения более 20 МП, так как начиная с этого показателя начнутся проблемы с дифракцией. Мы посчитали, что если увеличить разрешение, к примеру, до 40 МП, то дифракция будет заметна на изображении уже на диафрагме f/4!

Конечно, известны решения для подавления дифракции, к примеру, Lens Modulation Optimizer (LMO) от Fujifilm, однако они не выглядят очень простыми. К тому же, проблема дифракции лежит несколько глубже, и при ее решении надо учитывать реализацию функции видео. "Сенсоры размером от 12 до 16 МП наиболее сбалансированы, они позволяют использовать большую часть датчика для съемки видео в формате 4К", – поясняют в Panasonic.

Mr. Uematsu разъясняет сложности реализации видеосъемки при помощи сенсоров с большим разрешением

Надо понимать, что для Panasonic вопрос съемки видео очень значим, примером тому линейка фотокамер – почти видеокамер - Lumix GH. Инженеры Panasonic поясняют: "При использовании 20-мегапиксельного сенсора важно сделать кроп таким образом, чтобы сохранить 8 МП (3840х2160) для того, чтобы снимать 4К-видео. Возможно пойти другим путем – не делать кроп таким большим, а воспользоваться функцией биннинга (процесс суммирования зарядов смежных ячеек в один суперпиксель в процессе считывания информации на матрице – прим.ред.), однако в таком случае не избежать потери качества изображения".

Одна из основных дилемм, которую предстоит решить Panasonic – это принять решение и "как отделить фотокамеры от видеокамер", как это в какой-то степени было реализовано в серии GH. Получается, что фотокамеры для съемки статичных сюжетов должны быть направлены на получение изображения максимального качества в ущерб видео, а камеры для видео, напротив, могут иметь меньшее разрешение. Это судьбоносное решение, на самом деле, должны принять не только в Panasonic, но и в других компаниях-производителях фотооборудования.

Несмотря на то, что на CP+ 2016 технологии съемки 8К видео был отведен отдельный стенд,
ее еще не готовы внедрять в фотокамеры. А как на счет видео в формате 6К?

Очевидно, что технология 6К видео уже пришла на рынок - вместе с анонсом Red Epic Dragon - камеры новой формации, способной сказать свое слово в съемке видео, ее разрешение 18 МП и размер кадра 6144 х 3160 пикселей, для того, чтобы снимать 6К видео. Что вполне соответствует 20-мегапиксельному разрешению сенсора системы Микро 4/3 для съемки статических изображений. Что ж, подождем что скажет Panasonic о 6К-видео?

В публикации использовались текст и изображения DSLR Magazine  (Испания).