Готов ли Зенит возродить производство по проекту Ростеха?




Готов ли Зенит возродить производство по проекту Ростеха?

Сегодняшняя новость о возрождении производства фотоаппаратов на Красногорском механическом заводе повергло в шок, по всей видимости, топ-менеджмент Leica AG, поскольку именно на немецкого производителя в своем пресс-релизе ссылается устами премьер-министра России владелец заводов, компания Ростех. Государственный холдинг известен своей коллекцией бывших советских производств, однако, не все компоненты этой коллекции работают на уверенную четверку, не говоря уже о пятерках. Именно поэтому, когда не получается создать конкурентное производство, производителя выводят в эксклюзив.

Непричастные к фотографической сфере новостные агентства очень быстро растиражировали новость, даже не понимая, что за ней, по сути, ничего и не стоит. Да, есть задание Дмитрия Анатольевича, есть программа развития национальной промышленности, в рамках которой должен проводиться ускоренный подъем национального производства, однако, насколько это оправдано в условиях рыночной реальности?

В последнее время на заводе, конечно, наметились определенные подвижки по возрождению производства старых объективов, вот только дальше дело пока не идет — хотя был ребрендинг, но новых технологий так и не появилось (нет чипов, нет новых видов просветления, нет принципиально новых оптических схем). Мы видели ситуацию, когда на заводе менялись руководители отдела маркетинга, отдела продаж и так далее, что, безусловно, никак не добавляет стабильности производителю. Были смелые мысли, которые почему-то глушились в зародыше, но в итоге, прийти к каким-то результатам завод так и не может уже который год.

Стоит сказать, что немецкая Лейка совсем не останавливала свое производство, в отличие от нашего Зенита. Более того, маркетологи компании активно проталкивают патентованные технологии в японское производство, наладив сотрудничество с компанией Panasonic (а Zeiss — с Sony и рядом иных производителей), что позволило немцам участвовать в производстве конкурентоспособных решений, выполненных по новым оптическим схемам. Более того, у немцев появился ограниченный доступ к автофокусным решениям и сегодня существенную долю своей прибыли компания получает за счет лицензионных отчислений за использование своего бренда. Кажется, что это не такая существенная сумма, однако, потребности рынка в фотоаппаратах компании с лихвой обеспечиваются мануфактурным производством вручную доконвейерной стадии начала прошлого века. Другими словами, загрузка производства фотокамер небольшая, а говорить о сверхприбылях здесь вообще вряд ли приходится, поскольку камеры Leica превратились, скорее, в музейные экспонаты. И это «легендарный немецкий производитель».

Доступность таких камер рядовому фотографу (как немецкому, так и российскому) практически равна нулю, учитывая цену на данные оптические и механические решения. По сути, все определяется модой последних лет на ретро — а мода, как известно, в свое время проходит. Если присмотреться к другим решениям на рынке, то ретро-фотоаппаратов сейчас и так много, а со скидкой на скорость запуска в производство и освоения денег из государственного бюджета, можно сказать, что к моменту запуска «Нового Зенита», потребность рынка в подобных решениях сильно сократится.

Конечно, на данный момент ничего о перспективах завода и производства неизвестно. Однако, не нужно забывать, что в этом году проходит крупнейшая выставка фотооборудования, Photokina 2016, и к этому моменту российский производитель, возможно, что-то привезет на немецкую выставку, чтобы ткнуть в нос немецкому. Будет ли это прототип, пластиковая модель в стеклянном боксе или полноценное оптическое решение, известно только где-то наверху в секретных недрах самого российского производителя. А ведь так хочется гордиться отечественным...

Не будем также забывать, что на пике своего производства компания Leica производила уникальные механические аппараты, которые были оснащены большинством технологий того времени, а российский Зенит был создан на базе лишь одной из ее ранних копий и на пике своего производства совсем не соответствовал технологическому уровню западных аналогов. Другими словами, над камерой нужно было работать и работать еще тогда, а есть ли сейчас на это время?