Виктор Ахломов и Павел Маркин (Россия) <СОКАМЕРНИКИ>

Виктор Ахломов и Павел Маркин
СОКАМЕРНИКИ

Виктор Ахломов и Павел Маркин  

Виктор Васильевич Ахломов родился в 1938 года. Один из самых известных фотокорреспондентов России. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премии Союза журналистов России, многочисленных всесоюзных, российских и международных выставок и конкурсов. Четырехкратный лауреат престижного конкурса «World Press Photo», обладатель «Золотого глаза» — высшей награды отечественной фотожурналистики.

Ахломов – фотограф, о котором говорят: «Он не просто фиксирует мгновения нашей жизни – он умеет увидеть те мгновения, которые запомнятся нам на всю жизнь!». Творчество мастера фотографии разнообразно по жанрам, но все его работы отличает одно – умение видеть в обычном необычное, запоминающееся. Как сказал Виктор Ахломов: «Смотреть надо глазами, а видеть умом!».

Известный петербургский фоторепортер Павел Маркин родился в 1946 году в Ленинграде. Фотографировать начал в четыре года. Более сорока лет постоянный автор центральных и петербургских газет.  Уже 28 лет Павел Михайлович возглавляет Факультет фотокорреспондентов Союза журналистов СПб и Ленинградской области. Тысячи выпускников этого необычного учебного заведения можно встретить в самых разных уголках земного шара.

В творческом активе П.М. Маркина 31 персональная выставка. Он заслуженный работник культуры России и лауреат многих международных фотоконкурсов, автор двух книг – «Диагноз: фотокорреспондент» и «Фотофакультету–50!»

Фотовыставка «Сокамерники» - это совместный проект этих двух закадычных друзей. 
На снимках мы увидим: Гунара Бинде, Вадима Гиппенрейтера, Николая Гнисюка, Павла Кривцова, Евгения Халдея, Бориса Игнатовича, Юрия Инякина, Ильи Наровлянского, Иосифа Фетисова, Льва Шерстенникова, Николая Свищова-Паола, Владимира Вяткина, Льва Бородулина, Марка Маркова-Гринберга, Виктора Руйковича… - самых известных фотокорреспондентов, многие кадры которых вошли в историю СССР и России.

Сами же творцы фотографического процесса редко попадали и попадают в объектив фотокамер. Авторы выставки решили исправить эту веками сложившуюся традицию и представили этот совместный проект.

В виртуальном виде выставка будет работать в Арт-баре PWE до 25 марта,
а реальную выставку можно будет посмотреть в Фонде исторической фотографии им. Карла Буллы (Невский, 54) с 13 по 26 марта.

О НЕКОТОРЫХ ПЕРСОНАЖАХ ВЫСТАВКИ "СОКАМЕРНИКИ"

ГУНАР БИНДЕ 
- классик латвийской фотографии и советского фотоискусства - начал снимать в еще  конце 50-х годов. Звезда мирового масштаба.

ВАДИМ ГИППЕНРЕЙТЕР 
- мэтр и безусловный авторитет в российской и мировой фотографии. Издано несколько десятков авторских альбомов, опубликованы сотни статей, очерков и эссе в таких популярных изданиях как GEO, Stern, National Geographic, состоялись десятки персональных выставок в России, Англии, Чехии, Австрии, Венгрии, Франции.

ПАВЕЛ КРИВЦОВ
- один из лучших фотохудожиков России, был ведущим фотографом газеты "Советская Россия", журналов "Огонек",  "Слово". Имел более десяти персональных выставок в России и за рубежом. Обладатель престижных международных фотографических призов – "Золотой глаз", "World Press Foto". Лауреат премии Союза журналистов СССР, носит звание "Мастер международной фотографии".

ЕВГЕНИЙ ХАЛДЕЙ.
Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейстагом, подписание акта капитуляции Германии.

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участник съемок Потсдамской конференции, Парижской конференции и Нюрнбергского процесса. После войны был уволен из «Фотохроники ТАСС». После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы.

В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

В 1997 году издательством «Aperture» (США) была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея». А в мае того же года состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина».

В 2004 году во Франции была выпущена книга Марка Гроссе «Халдей. Фоторепортер Советского Союза».

БОРИС ИГНАТОВИЧ.
Журналист с 1918 года. В 1921 в Москве возглавлял газету «Горняк». В 1922—1925 в Петрограде увлёкся фотографией. После возвращения в Москву (1926) один из руководителей Ассоциации фоторепортёров при Доме печати, с 1927 - бильдредактор и фотокор газеты «Беднота», сотрудничал с журналами «Нарпит», «Прожектор», «Огонёк», «Советское фото» и «СССР на стройке».

Вместе с Александром Родченко — один из организаторов и руководитель Группы «Октябрь».

В 1930-х гг. увлёкся кинорепортажем, снял несколько документальных фильмов (киноочерк «Сегодня» и фильм о Кукрыниксах и др.).

Одновременно руководил отделом иллюстраций газеты «Вечерняя Москва». Сотрудничал в рамках агентства «Союз-фото» в съемках для журналов. Создал фотосерии о московском заводе «Фрезер», фабрике «Парижская Коммуна».

В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Боевое знамя». Работал в тылу врага, снимая партизанское движение.

После войны работал во многих журналах и издательствах.

В послевоенные годы один из руководителей клуба «Новатор».

ИЛЬЯ НАРОВЛЯНСКИЙ
– один из самых известных петербургских фотографов, замечательный педагог, автор книги «Петербург в фотографиях Ильи Наровлянского». 

ЛЕВ ШЕРСТЕННИКОВ
– фотограф, фотожурналист. Родился в 1938 г. в Уфе. Фотографией увлекся в раннем детстве. Окончил Ленинградский институт киноинженеров. С 1957 г. печатался в журнале «Советское фото», ленинградских газетах «Смена», «Вечерний Ленинград», «Ленинградская правда». В 1962 г. – корреспондент «Литературной газеты». С 1963 г. в течение 40 лет работал в журнале «Огонек». В настоящее время член редакционного совета и фотожурналист в журнале Audi Magazin.

АБРАМ ШТЕРЕНБЕРГ (1894-1979)
- один из самых известных "пионеров советской фотографии". Родился в Житомире. С 1922 года - в Москве. Работал фотожурналистом в агентствах "Русфото", "Унифото", "Союзфото". Создал портреты: А.Барбюса, С.Коненкова, В.Маяковского, Р.Тагора, И.Эренбурга и др. В январе 1924 года сделал 6 посмертных фотографий Ленина. В 1931 году участвовал в знаменитом арктическом переходе на ледоколе "Малыгин", когда произошла историческая встреча с дирижаблем "Граф Цеппелин", совершавшим рейс Берлин-Москва-Арктика-Берлин. Сделанные во время этой встречи кадры передал на дирижабль. Эти кадры опубликовала вся мировая пресса, а почта многих стран выпустила специальные серии марок.

НИКОЛАЙ СВИЩОВ-ПАОЛА
оставил яркий след в истории отечественного фотоискусства. Родился он в 1874 году в Москве в семье мелкого торговца. Из-за слабого здоровья мальчик окончил лишь два класса гимназии. Однако он проявил исключительные способности к рисованию и стал работать помощником ретушера в фотоателье Е. М. Овчаренко на Тверской. С пятнадцати лет начал снимать сам. Он много и упорно работал в различных ателье, постепенно приобретая известность у снимавшейся публики, в 1895 году открыл собственное дело.

Талантливого фотографа заметил редактор журнала «Вестник фотографии» Н. С. Кротков, у которого в 1908 году Свищов купил ателье «Паола» на углу Петровки и Кузнецкого Моста. С этого времени фамилия мастера стала двойной. Здесь, в фотографии на Кузнецком, на протяжении трех десятилетий были созданы лучшие работы мастера: «Блондинка», «Мечта», «Странник» и многие другие. К Николаю Ивановичу приходили фотографироваться известные актеры, писатели, ученые. Он выступал на отечественных и международных фотовыставках, неизменно получая награды.

ВЛАДИМИР ВЯТКИН
- член Союза журналистов России с 1979 года, академик Международной гильдии фотографов средств массовой информации, лауреат и призер международных выставок и конкурсов, имеет более 160 наград, в том числе: «World Press Photo» (Голландия), Mother Jones (США), «Великая стена» (Китай), «Золотой приз» Саддама Хусейна (Ирак), «Серебряная камера» (Россия). Фотожурналистика – далеко не единственный жанр, в котором работает Владимир Вяткин. Он широко известен как фотохудожник, снимающий портреты, пейзажи, ню. Работает практически всю жизнь в АПН.

ЛЕВ БОРОДУЛИН
родился в Москве, в 1923 году. В 1940 году поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, а в 1941 году - ушел на фронт. Прошел всю войну, был дважды ранен, награжден медалями "За оборону Москвы" и "За взятие Берлина"…

После войны закончил институт и серьезно увлекся фотографией. Эти годы были, возможно, самым тяжелым временем и в истории страны, и в истории советской фотографии. Одна из сильнейших в мире фотографических школ пала под натиском советского режима. Начавшаяся еще в 30-е годы критика, так называемого, формализма в фотографии, затем компания по борьбе с космополитизмом конца 40-х годов привели к тому, что эпоха русского модернизма была вычеркнута из истории советского искусства.

Выбрав фотографию спорта, Бородулин обеспечил себе также определенную свободу передвижения по миру. За пятнадцать лет работы в "Огоньке", Лев Бородулин объехал почти весь мир, снимая Олимпийские игры и чемпионаты мира, создав кадры, ставшие классикой мировой спортивной фотографии. В 1964 году английский ежегодник "Photography Year Book" назвал Бородулина Звездой мировой фотографии, в 1966 году за достижения в области спортивной фотографии Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью в Мюнхене, а в 1967 японской газетой "Асахи" признан лучшим фотографом года.

В 1972 году на пике славы Лев Бородулин покидает СССР. Вот уже 30 лет он работает в Израиле, став за это время одним из известнейших израильских фотографов.

Сегодня, отпраздновав восьмидесятилетний юбилей, Лев Бородулин продолжает активно работать. Собранная мэтром поистине уникальная музейная коллекция русской фотографии 20 века является бесценным вкладом в историю отечественного фотоискусства.

ПАВЕЛ МАРКИН
- декан Факультета фотокорреспондентов и председатель секции фоторепортеров Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Автор 32 персональных выставок.

ВИКТОР РУЙКОВИЧ (1907 - 2003)
— советский, русский фотограф. Дебютировал  в фотографии в 1915 г. С 1927 г. работает помощником кинооператора. С 1934 г. начинает карьеру фотожурналиста. Сотрудничает с журналом «Огонёк», газетами «Рабочая Москва», «Правда», «Известия», «Moscow News» и другими изданиями.

С ноября 1941 года работает фотокорреспондентом в газете «За честь Родины.

После войны фотограф журнала «Советский Союз». Много путешествует по СССР.

В 1958 г. произошел скандал после публикации в журнале «Советский Союз» фоторепортажа В.Руйковича о Михаиле Шолохове (классик был небритый и в телогрейке). Результатом этого ЧП стало разгромное постановление ЦК КПСС — «Об ошибках в художественном оформлении журнала «Советский Союз»», которое камня на камне не оставило от «безответственного» и «идеологически неподкованного» фотографа.

В 1971 году за публикацию эротической фотографии "Три нимфы в озере" в журнале "Freie Welt" (ГДР) из журнала «Советский Союз» был со скандалом уволен.

АНАТОЛИЙ МОРОЗОВ
 - знаменитый российский фотожурналист, специализирующийся на военной тематике. Первые снимки он сделал в 1927 году, будучи ассистентом фотокорреспондента газеты "Правда" Алексея Самсонова, в то время уже признанного мастера фотографии. Одновременно Морозов учился в техникуме "Школа газетного ученичества". После окончания газетного училища работал в "Правде" с Максом Альпертом, которого считает своим учителем, потом в газетах "Говорит Москва", "Пионерская правда", "Комсомольская правда". С 1937 года - сотрудник газеты "Красный воин" Московского военного округа. К сожалению, весь довоенный архив Морозова в 5000 негативов был сожжен редакцией газеты во время вынужденной эвакуации из Москвы. Так пропало много редких снимков, например, уникальная посмертная фотография Владимира Маяковского.

ИГОРЬ ПОТЕМКИН
- легендарный петербургский фотокорреспондент. Много лет проработал в газетах «Ленинградская правда, «Час пик» в фотоинформационном агентстве «Интерпресс», основатель и руководитель творческой группы «Братья по разуму», инициатор традиционного сбора фоторепортеров на лестнице Михайловского замка – «Потемкинские лестница». 5 мая нынешнего года Игорь Петрович соберет коллег уже в двадцатый раз.

ГЕОРГИЙ КОНОВАЛОВ
 - фотограф блокадного Ленингарада, известный кинооператор. Его фотография «125 блокадных грамм» стала своеобразным символом осажденного города.

БОРИС МИХАЛЕВКИН.
Почетный член Союза фотохудожников России, автор 27 персональных выставок,  один из тех мастеров, которые в век цифровой фотографии по-прежнему успешно работают с пленкой.

Работы Михалевкина,  призера многочисленных профессиональных конкурсов, известны во всем мире. Его работы находятся в коллекциях музея Ватикана, американского Музея изящных искусств в Нью-Мексико, московского Музея частных коллекций, в музейных и частных коллекциях Франции, США, Литвы, России.

ЮРИЙ КОЗЫРЕВ
- один из самый известных современных военных фоторепортеров. На протяжении последних 25 лет Юрий Козырев он осветил все основные военные конфликты в бывшем Советском Союзе, включая две Чеченские войны. Сразу после 11 сентября 2001 года он поехал в Афганистан, где запечатлел падение Талибана. Козырев жил в Багдаде (Ирак) с 2003 по 2009 годы, работая для журнала TIME. Объездил весь Ирак, фотографируя разные стороны конфликта. С начала 2011 года Козырев следит за волнениями арабов, путешествуя по Египту, Бахрейну, Ливии и Йемену. Лауреат множества наград за свои фотографии, включая 6 наград премии World Press Photo за снимки из Чечни, Ирака и Беслана. В 2004 году он получил премию Overseas Press Club Oliver Rebbot за освещение событий в Ираке. В 2006 году Козырев стал обладателем награды ICP Infinity в области фотожурналистики, а в 2008 — премии Frontline Club за широкое освещение войны в Ираке. В 2011 году Юрий Козырев был удостоен премии Visa d’or News за свой проект On Revolution Road. Этим призом, учрежденным международным фестивалем фотожурналистики Visa Pour l’Image, наиболее известные международные фоторедакторы отметили лучший фотоотчет, 2010-2011 года. Юрий также стал лауреатом премий Trophee и Public Prize в рамках Prix Bayeux-Calvados за свою работу Dispatch from Libya.

В 2001, 2002, 2010 годах — член жюри World Press Photo. В нынешнем году мы снова увидели его имя среди победителей WPP.

СЕРГЕЙ МАКСИМИШИН
- один из самых известных выпускников Фотофакультета. С 1999 по 2003 год работал фотографом в газете «Известия». С 2003 сотрудничает с немецким агентством Focus. Фотографии Сергея Максимишина публиковались в «The Times», «Time», «Newsweek», «Washington Post», «The Wall Street Jornal», «Stern», «Business Week», «Огоне»к, «Итоги» и многих других. Дважды лауреат WPP

АНАТОЛИЙ МАЛЬЦЕВ
- выпускник Факультета фотокорреспондентов, лауреат WP.  Работает в Европейском Пресс-фото Агентстве и, несомненно, является одним из лучших питерских фотокорреспондентов. Член Союза Журналистов России и International Federation of Journalists (IFJ).

ВЛАДИМИР МУСАЭЛЬЯН
- легендарный «фотограф всех генеральных секретарей ЦК КПСС».

Показать полностью ↓
Свернуть ↑
Обратная связь