Людмила Туманова – один из ведущих профессиональных фотографов страны в жанре архитектурной и интерьерной съёмки. Попробуем выведать в нашей беседе некоторые её профессиональные секреты.
Сергей Самсонов: Не могли бы рассказать о своем творческом пути? Некоторые думают – стал фотографом и посыпались слава, деньги. С чего Вы начинали? Как к этому пришли?
Людмила Туманова: Начинала я на детском телевидении, с 11 лет, корреспондентом. Была такая передача «До 16-ти и старше». Это меня увлекло. Я случайно попала на факультет журналистики в МГУ и официально работала там видеооператором. Так я научилась строить кадр, монтировать. Параллельно, как и многие фотографы, занималась съёмкой свадеб. Появилась необходимость учиться. Хотелось совершенствоваться и меня позвали к преподавателю Смирнову Павлу Вячеславовичу. Нужно было научиться не только репортажной фотосъёмке, но и постановочной, делать это красиво, уметь работать со светом. Так я научилась у него фотографии. И это меня заинтересовало больше. Пять лет назад перешла на интерьерную фотосъемку, работая штатным фотографов, а сейчас – фотограф-фрилансер.
Сергей Самсонов: Насколько долгим был путь от первой вашей фотографии до момента, когда Вы стали считать себя профессиональным фотографом?
Людмила Туманова: Точно сложно сказать, но лет восемь профессионалом себя я уже считаю.
Сергей Самсонов: Это был точный расчет или просто всё так сложилось?
Людмила Туманова: Ощущение, что меня так вело по этому пути.
Сергей Самсонов: То есть Вы верите в судьбу?
Людмила Туманова: В судьбу верю, но понимаю, что нужно прилагать определенные усилия, чтобы она складывалась так, как хочется.
Сергей Самсонов: А что Вас привлекает в интерьерной съёмке?
Людмила Туманова: В интерьерной и архитектурной съёмке меня привлекает возможность сделать мир чуть красивее, чем он есть на самом деле. Снять так, чтобы были видны атмосфера, уют, порядок. Постобработкой довести то, что я вижу до того, как я хотела бы это видеть.
Сергей Самсонов: Получается, что мир несовершенен, а Вы его выравниваете.
Людмила Туманова: Я его подгоняю под свои представления. Мне кажется иногда, что я его вижу ярче и красочнее, чем на самом деле.
Сергей Самсонов: Насколько важно в Вашей работе значение техники (железа)?
Людмила Туманова: От железа зависит, пожалуй, только размер картинки. Естественно, хорошей техникой работать легче, но это не первостепенно. Тут первостепенно то, как ты ощущаешь то место, где находишься. То, как ты к нему относишься. Ведь, приходя в любые дом, квартиру, заведение, что-то ощущаешь, видишь, и поэтому каждый фотограф снимает это по-своему
Сергей Самсонов: А какое соотношение значимости железа и рук с головой?
Людмила Туманова: Наверное, 30% – техника, остальное все доделывается руками и головой. Ведь отличную картинку можно снять и на iPhone.
Сергей Самсонов: А как идет формирование будущего кадра? Вы его как-то представляете для себя?
Людмила Туманова: Я вижу то, что хочу показать. Если замечаю какие-то интересные объекты и фактуры в интерьере, то в зависимости от этого и выстраиваю кадр.
Сергей Самсонов: Некоторые фотографы, например, при предметной съёмке выстраивают будущий кадр уже в момент съёмки, двигая снимаемый предмет.
Людмила Туманова: Ну, при интерьерной съёмке двигать сложнее :), сложнее изменять пространство. Особенно когда на съёмке присутствует дизайнер, это пространство создававший, и имеющий своё видение картинки и акцентов в ней. Но, да – в моем случае видишь картинку тоже, когда приходишь на место.
Сергей Самсонов: Насколько важна в Вашем случае деловая коммуникация с заказчиком?
Людмила Туманова: Как и у всех. У нас бывают очень разные заказчики, поэтому приходится подстраиваться, иногда к очень разным стилям общения. Есть люди деловые, с которыми просто. Как правило, это застройщики. Всегда важны хорошие взаимоотношения. Когда есть взаимное доверие между фотографом и заказчиком, то хочется сделать свою работу еще лучше, выходя за обычные рамки.
Сергей Самсонов: А что для Вас фотография? Это больше увлечение или работа?
Людмила Туманова: Это однозначно работа, потому что я за счет этого существую. Но я от этого в большинстве случаев и получаю огромное удовольствие.
Сергей Самсонов: Конфуций сказал: "Найди себе дело по душе и тебе не придётся работать ни дня… "
Людмила Туманова: Совершенно верно
Сергей Самсонов: Не вспомните, какой случай из Вашей практики был самым забавным?
Людмила Туманова: Я отношу себя к “кошатницам”,
а собак несколько побаиваюсь, особенно больших и незнакомых. Как-то раз снимала
в строящемся посёлке. Заказчика не было, меня пропустили на место съемки и я работала
самостоятельно. Зима, холодно, я снимаю и вдруг чувствую, что кто-то тычется в
мою ногу. Я поворачиваюсь и вижу огромную кавказскую овчарку. Она вылизала лыжные
штаны, в которые я была одета, потом взяла в зубы фирменную эмблемку, пришитую
к ним и так и ходила за мной, держа в зубах этот понравившийся элемент, пока я
снимала. Очень напрягала мысль, что если вдруг ей что-то не понравится, она в
два счета просто откусит мою ногу целиком. Вспомнилось сразу, что когда я
въезжала через вороты, там лежали огромные обглоданные кости, и не останки ли
это были предыдущего фотографа.
Кошки часто позируют при съемках. На съемках
домов, где имеется кошка, бывает, что она выходит к тебе и потом ходит следом
из комнаты в комнату, и в итоге изображения всех интерьеров получаются с её
участием.
Сергей Самсонов: Сколько в среднем времени занимает съемка обычного объекта.
Людмила Туманова: В зависимости от задачи. Есть разные заказчики: агентства недвижимости, дизайнеры, застройщики. Меньше всего времени занимает работа с агентствами, поскольку задача ставится простая и понятная. 30-45 минут хватает на съёмку дома площадью 450 м.
Сергей Самсонов: А если вы снимаете для какой-то публикации?
Людмила Туманова: На такой заказ я обычно закладываю день. С дизайнерами бывает дольше, поскольку приносится доп. реквизит и это всё это раскладывается, выставляется.
Сергей Самсонов: Адаптируете ли Вы съёмку под свет? Я имею ввиду не искусственный свет, которым можно управлять, а естественный, чтобы сделать кадр с утренним освещением или вечерним?
Людмила Туманова: Я выбираю время. У меня работа обычно проходит во время светового дня и в наших широтах это обычно происходит летом, потому что хочется, чтобы интерьеры были солнечными. Поэтому в любой солнечный день я на работе. Больше подстраиваешься под свет, нежели пытаешься его адаптировать под себя. За исключением, конечно, каких-то срочных заказов. Ну и иногда снимаешь ночные фасады, мне нравится подобная съемка.
Сергей Самсонов: У Вас на сайте я увидел необычную серию замороженных цветов во льду. Мне она очень понравилась, я сначала не понял, результат это обработки или снято натурально.
Людмила Туманова: Обработки там совсем нет. Я много лет назад видела фотографа, который снимал фотографии через лёд. И мне показалось это очень интересным способом передать не саму красоту объекта, а некоего его образа. А когда замораживаешь цветы во льду, то со льдом происходит множество метаморфоз: он запотеваает, покрывается такой шероховатой корочкой, трескается, потом начинает оттаивать и появляется плавная текучесть. Красота цветка в этом случае слегка скрыта, а проявление её вкупе со льдом совершенно непредсказуемо. Кроме того, я добавляю немного краски, чтобы подцветить лёд, сделать его чуть ярче. Мне нравится этот процесс. Этим я занимаюсь на даче летом.
Сергей Самсонов: Но это всё исключительно для души? И макро Вам нравится?
Людмила Туманова: Да, очень. Недавно попробовала снимать цейсовскими объективами – просто песня! Буду продолжать эту серию.
Сергей Самсонов: А что Вы стремитесь показать в фотографии? Фактуру, характер, цвет, форму?
Людмила Туманова: Если говорить об интерьерах, то меня в них более всего привлекают светильники, отбрасывающие лучи, особенно восточные, дающие световые рисунки. И, безусловно, фактура, когда, например, есть красивое фактурное дерево. Это меня всегда привлекает. Когда нет четкой задачи от дизайнера или заказчика, то я сама делаю на этом акцент, потому что мне это нравится.
Сергей Самсонов: Считается, что все люди делятся по типу восприятия на визуалов, кинестетиков и аудиалов, и есть тест на ткань для определения того или иного типа.
Людмила Туманова: Я кинестетик.
Сергей Самсонов: Так вот, по моим наблюдениям, среди фотографов-кинестетиков, занимающихся макро и интерьерной съемкой, отношение к фотографии такое, как будто она создает своего рода тактильные ощущения.
Людмила Туманова: Клёво, когда фотография может предавать
тактильные ощущения. Когда ты смог на изображении передать фактуру дерева, что
создалось ощущение, что ты его потрогал.
Это как Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер создавал работы, глядя на которые, можно
было почувствовать ветер на щеке. Это верх мастерства, до которого расти и
расти.
Сергей Самсонов: Какой Вы могли бы дать совет начинающему фотографу вне зависимости от жанра, в котором он себя пробует?
Людмила Туманова: Для перфекционистов, которые хотят чего-то добиться в фотографии, первых результатов стоит ожидать, по моему убеждению, только через 3 года непрерывной работы. Так что расслабьтесь и снимайте как можно больше.
Сергей Самсонов: Что для Вас фотография? Одним словом.
Людмила Туманова: Красота.
Сергей Самсонов: Большое спасибо за интервью. Мне было очень интересно и, думаю, будет интересно и нашей аудитории.