Интервью со свадебным фотографом Дмитрием Федотовым




Интервью со свадебным фотографом Дмитрием Федотовым

На этот раз Сергей Самсонов решил побеседовать не просто со свадебным фотографом, а одним  из топовых свадебных фотографов России, Дмитрием Федотовым. Раговор  шёл о тенденциях этого жанра, рынке и развитии фотографа.


Сергей Самсонов: Дмитрий, расскажи, с чего ты начинал? Помнишь свой первый заказ и к чему это привело?

Дмитрий Федотов: Еще на 1-м курсе института нужно было как-то зарабатывать и мой хороший друг предложил снимать вечеринки в местном Доме культуры. Так и началось. Поначалу самой простой техникой. Потом стал снимать светскую хронику уже более профессиональной техникой.
Потом, уже на 4-м курсе, другой друг попросил подменить его на свадебной съемке. И к моменту получения диплома я понял, чем, скорее всего, буду заниматься дальше. Мы с женой стали изучать наш рынок свадебной фотографии, чем он живет и дышит. Это не особо впечатлило. Стали смотреть, что происходит в мире.  И решили позиционировать себя как международных фотографов, чтобы быть конкурентноспособными в любой стране мира.  
Как происходит съемка в России? Как сделать креативную постановку в среднем ценовом диапазоне с не лучшими  подъездами в хрущовках? Мы пришли к выводу, что если хочешь делать уникальные кадры, нужно брать не позированием, а эмоциями. На каждой свадьбе – разные люди, разные эмоции. Если обстановка сочетается с красивыми эмоциями, это дает красивые и уникальные кадры. Мы стали развиваться именно в этой философии. Правда столкнулись с тем, что большая часть людей не понимает этого.
Мы стали совершенствовать методы обработки, использовать фотокниги и т.д., а также повышать каждый год в 2 раза свою ценовую планку. И доросли до другого уровня. 4 года назад нас приняли в международную организацию ISPWP, потом в WPJA, WPPI… И так сложилось, что в один год так сложилось, что мы вошли в 20-ку лучших по версии ISPWP, стали 16-ми в AG|WPJA, 7-ми в Wedding Photography Select. Таким образом, за 12 лет мы получили достаточно много всяческих регалий.

Сергей Самсонов: Ты начал говорить про институт – на кого ты учился?

Дмитрий Федотов: Энергоснабжение городов и предприятий :). Я получил красный диплом. Но когда мы выпустились, несмотря на  4-летний опыт работы в энергетике, передо мной встал выбор: получать 30 тыс. в месяц или заработать за одну свадьбу 50 тысяч. Это тоже стало одним из аргументов при выборе наших будущих занятий.

Сергей Самсонов: Жанр, в котором ты снимаешь, больше репортаж  или постановка? Что ты больше любишь?

Дмитрий Федотов: Я ненавижу постановку. Это объяснимо в коммерческой съемке, когда кто-то хочет продать платье, но во время съемки свадебного дня нерационально на это тратить время. Поэтому жанр нашей съемки, пожалуй, документалистика, а  не журналистика. Поскольку журналистика – это фиксирование того, что происходит, а документалистика отвечает на вопрос: «Почему?». И это «Почему?» для меня является самым важным. Мне хочется, чтобы люди, получив свои фотографии, вспомнили всё, что с ними происходило под другим взглядом. Это порождает большое количество эмоций. А также эти фотографии должны хорошо смотреться и через много лет позже. Поэтому мы часто используем в подаче именно чб фотографии или некую стилизацию цвета под плёнку, стараясь сохранить естественные цвета, дабы избежать бредового тонирования, которое многие постоянно используют. Ведь невеста, например, выбрала определенный цвет платья, а фотограф взял и своей тонировкой его просто убил. Это кощунственно.

 

Сергей Самсонов: В этой связи, какими характеристиками должен обладать хороший свадебный фотограф? Чтобы занять серьезное место, а не быть просто свадебным бомбилой? 

Дмитрий Федотов: Ты меня подставляешь :). Если скажу правду, большая часть сообщества меня будет ненавидеть еще сильнее :). Но отвечу.
Фотограф – это композитная структура, состоящая из нескольких частей.
Первая – умение снимать, доскональное знание техники, её нюансов,  возможностей настройки вслепую и т.д.
Второе – это умение себя продать, нужно не стесняться представлять себя в лучшем свете и уметь общаться. Нужно самому понять, что твоя работа стоит денег. Тут есть проблема, что большая часть людей, ничего из себя не представляющих, могут себя продавать, а меньшая – реально умеющая снимать – продавать себя не умеет.
Третье – умение разбираться, как составляется продукт. Нужно уметь красиво снять, обработать, напечатать, упаковать в книгу и т.д. Это обширная и важная область.
Далее идут «вишенки на тортик». Какой ты человек на самом деле? Твоя философия, твое имя, твое отношение к клиенту… Чем выше ты поднимаешься, тем меньше конкуренция. У меня, например, практически нет конкуренции в России. 

Сергей Самсонов: Что тебе привлекает в свадебной фотографии и вообще в фотографии?

Дмитрий Федотов: Свадебная фотография должна быть как минимум  уровня коммерческой. И по качеству и по стоимости. Но из-за огромного количества у нас «недоделанных» фотографов, которые реально гадят всем в этой отрасли, многие коммерческие фотографы воспринимают свадебную фотографию как непонятную субстанцию, хотя в мировой опыт показывает другое.
В жизни человека больших событий не так много и свадьба одно из них. И нанимать на съемку этого события человека, который не может даже гарантировать результат, а это бывает сплошь и рядом, или делает это плохо – по меньшей мере – необдуманно. Большая часть фотографий, которые сейчас делаеется: «под плёночку», тонированные, «с рогами», через 10 лет будут смотреться также как сейчас смотрятся «невесты на ладошке», «невесты в туфельке».
Мы стараемся ловить какие-то интересные, уникальные эмоции, что сложно, потому что, когда ты работаешь с моделью, ты её полностью контролируешь и все зависит от тебя и кривизне твоих рук. Но когда ты ограничен в пространстве и времени и тебе удаётся поймать нужные эмоции в правильном месте и с правильным светом, это сделать весьма сложно и это совершенно другой уровень вовлеченности.




Сергей Самсонов: Куда на твой взгляд движется свадебный рынок?

Дмитрий Федотов: Я просматривал работы конкурсов, проводимых разными организаторами. Общая проблема российской и отчасти мировой фотографии в том, что люди делают акценты на визуальные эффекты, нежели на саму суть фотографии.


Сергей Самсонов: как можно улучшить наш свадебный опыт за счет западного? Понятно, что там свадебная фотография переварилась и стала уже хорошим продуктом, а у нас пока не так.

Дмитрий Федотов: Здесь всё просто и сложно. Нужно начинать с того, что является конечным итогом свадебной фотографии. Это клиент и его впечатления от фотографии. И воспитывать нужно в первую очередь клиента. А у нас люди заняты в основном просмотром телевизора, а не хождением по музеям. О свадьбах судят по узкому кругу VIP-событий. Стиль свадьбы конечно важен, но если это выглядит как декорация, а нет сердцевины, эмоциональных якорей, которые связывают событие, то это пустые траты времени и денег. И пока мы не начнем смотреть на любую вещь через эту призму – создание свадьбы, создание фотографии, создание ведущих – ничего не поменяется. Побывав на одной очень высокого уровня свадьбе, понимаешь, что они все одинаковые. Фантазии нет ни у кого. Отличие в выборе цветов. Набор из 2-3-х певцов, какое-нибудь шоу, одинаковые торты…  Еще хуже работать через агентства, которым вообще ничего не интересно.
Еще один важный фактор – люди, которые занимаются свадебной фотографией в большинстве своем не могут считать деньги. Вообще. Ведь у фотографа есть инструменты: камеры, объективы, карты памяти, вспышки, аксессуары, компьютер, софт… Всё это стоит денег. Даже ваш опыт, если вы квалифицированный фотограф, тоже стоит денег. Минимальная оплата за свадьбу – 40 тыс. рублей. Если люди просят меньше, значит они работают в убыток либо жестко экономят на качестве. Поэтому мне непонятно, когда фотографы, входящие в топовую десятку, готовы снимать свадьбу за 1000$. То есть эти фотографы себе сами испортили рынок.  

Сергей Самсонов: Как ты относишься к съемке на телефон? Во время церемонии, в ключевой момент, когда гости достают телефоны и начинают снимать…

Дмитрий Федотов: Я понял, к чему ты это спрашиваешь. В контракте всегда прописано, что я снимаю с себя всю ответственность, если мне будут мешать при съемке. А такое часто бывает, например, при разрезании свадебного торта… Я же должен быть вежлив к клиентам. Но фотограф не руководит свадьбой.

Сергей Самсонов: Ты сам обрабатываешь фотографии?

Дмитрий Федотов: Да. Пробовали пользоваться услугами дизайнеров.  Неудачно.
Теперь постобработку делаем сами. Я делаю отбор, базовую цветокоррекцию, а работу с деталями и нюансами осуществляет жена.

Сергей Самсонов: Использование пресетов, упрощает тебе жизнь?

Дмитрий Федотов: При их использовании можно забыть про проблемы постобработки. Это колоссальная экономия времени и, в конечном итоге, средств. Т.е. можно добиваться качественного результата меньшими силами.

Мы ставим условие заказчику, что отдаём фотографии минимум через полгода, но бывало, что и через год. Даже несмотря на то, что мы беремся максимум за 12-15 съемок в год.
Как мы делаем? За 20 часов съемки мы с женой привозим 10 тыс. кадров с 4-х камер: двух жены и двух у меня. Отбираем. Остается сначала 5 тысяч, потом 2 тысячи. Даем всему этому отлежаться. После чего загружаю эти 2000 снимков в конвертер, обрабатываю и  смотрю, как эти кадры смотрятся в том цвете, котором хочу. Отсекается еще порядка 1000. Делается базовая обработка оставшейся тысячи: кадрирование, выстраивание баланса белого, экспозиции, контраста. Это уже такой хороший полуфабрикат, с которым можно работать. Такая ступенчатость вызвана именно большим массивом фотографий. Далее используем пресеты, смотрим как в цвете всё смотрится. И наступает третий этап – работа с цветовыми акцентами с фокусировкой на деталях в каждой фотографии.
Время нужно, чтобы по его прошествии  более критично оценивать результат.

Сергей Самсонов: Чего больше в работе: творчества или техники?

Дмитрий Федотов: Это всё вместе, это гармонично. Есть техногики, которые отфотошопливают всё, каждую пору. Получается крутая фотка. Но если внутри фотографии ничего нет, это не фотография. Мне кажется, цель фотографии глубже. Должна быть история. Поэтому в своей съемке я делаю акцент на эмоции. Кто на кого и как посмотрел? Почему? Часто мои фотографии пожилых гостей остаются последними и единственными  профессиональными в их жизни. И это мне важно. 

 

Сергей Самсонов: Были какие-то интересные случаи во время съемок?

Дмитрий Федотов: Когда начиналась пенсионная реформа, было 9 основных фондов, управляющих пенсионными деньгами, и  мы снимали одного из директоров этих фондов. Манерный мужчина приехал на съемку помятым, с непонятной прической. Не дал себя подготовить стилисту. Мы пытаемся что-то сделать – получается фигня. Ведь если человек не хочет фотографироваться, ничего не может получиться.  Моя жена, человек импульсивный, говорит клиенту: «Сделайте наконец осмысленное лицо! Вы человек или нет». После этих слов он офигел и за 5 минут мы сделали всю работу, после чего сказал: «Меня за свою жизнь никто так не оскорблял».
Это реально привело его в чувство. Бывает, что люди погружены в свои внутренние проблемы и им нужна встряска на грани допустимого.

Сергей Самсонов: Что тебе твоя работа принесла? Как она тебя изменила?

Дмитрий Федотов: Я стал другим, эта работа меня познакомила с огромным количеством людей, в том числе многими очень интересными. Эта работа добавила перфекционизма, умения доводить дело до конца. Ведь обработать тысячу фотографий не у каждого человека хватит терпения :). Я понимаю, что иногда нужно сесть и всё доделать. Появилось общее понимание гармонии – если ты хочешь создать хорошую и качественную вещь, нужно совмещать огромное количество факторов.  Умение скомпоновать их и понимать как они влияют друг на друга – на мой взгляд – является одним из основных вещей, которое применимо не только в фотографии, но и в любой другой области. 

Сергей Самсонов: Порекомендуешь ты начинающим фотографам идти в свадебную сферу? И если да, то какой им нужно приобрести фотографический опыт перед этим?

Дмитрий Федотов: я бы не рекомендовал сразу идти в свадебную сферу. Для начала нужно научиться хоть как-то владеть камерой, уметь видеть,  делать нормальные фотографии, познакомиться с постпродакшеном, иметь минимальные знания по печати. Нужно попробовать всё и прислушаться, что находит отклик. Огромная часть фотографов попадает в ловушку: они инвестируют в это время, деньги и вроде бы начинают получать неплохую отдачу, но через некоторое время понимают, что это вообще не их – снимать свадьбы, особенно, когда их 100-200 в год. Понятно, что работать в таком режиме невозможно, но и бросить нельзя, поскольку есть будет нечего. Лучше о такой ловушке думать заранее и всегда оставлять себе простор для манёвра. 

© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов© Дмитрий Федотов




Последние комментарии на YouTube