Александр Насонов – один из самых успешных рекламных фотографов
Санкт-Петербурга и страны. Много раз становился лауреатом международных
рекламных фестивалей и выставок.
Член творческого союза художников и Союза дизайнеров России.
Съемка проходила в мастерской фотографа на Петроградской стороне
Санкт-Петербурга.
Максим Доронин: Мы в гостях у известного фотографа Александра Насонова. Цель – выяснить сегодня, как же создавать шедевры? Это важно и для профессионалов, и для любителей. Ну, и, конечно, чтобы были и творчество, и заработок. И чтобы всё это можно было совместить :). Как Вам удаётся это?
Александр Насонов: Я считаю, что подход должен быть достаточно простым. В каком смысле? Под творчеством мы подразумеваем то, что человек творит сам для себя, когда он сам является своего рода заказчиком. В результате он сам создает изображения, картины, скульптуры, которые он и придумал сам и сделал сам.
Максим Доронин: Но ведь есть жёсткое техзадание от заказчика и в то же время, по идее, хочется и для себя сделать красивый кадр, чтобы не стыдно было потом его показать.
Александр Насонов: Вот как раз это прекрасный момент, когда вы имея жесткое техзадание, трансформируете его под себя, т.е. как бы «перезаказываете» этот заказ себе. Такая небольшая хитрость помогает сделать более интересный кадр.
Максим Доронин: А как быть любителю, который решил – всё буду снимать коммерческую фотографию? С чего ему начинать? Часто люди приходят в магазин и покупают самую дорогую и навороченную камеру, думая, что вот теперь-то у них всё получится и они точно сразу сделают шедевр.
Александр Насонов: Фотографу нужно понять, что он занимается светописью, т.е. добивается выразительности в первую очередь с помощью постановки света.
Максим Доронин: То есть, помимо камеры, придется купить и световое оборудование?
Александр Насонов: Безусловно.
Максим Доронин: Ну, а можно сделать успешную коммерческую фотографию только с помощью камеры?
Александр Насонов: Вероятно да, но, как показывает опыт, добиться выразительности и необходимых технических параметров без света невозможно.
Максим Доронин: Еще понадобится визажист, стилист…
Александр Насонов: Не помешает. Как правило, это необходимо. Мы же работаем на результат определенного уровня. Ведь вы делаете работу, которая будет тиражироваться и за которую часто платят серьезные деньги. Поэтому оставить модель без макияжа – не совсем правильно.
Максим Доронин: Може посмотрим какие-то Ваши последние работы?
Александр Насонов: Это был заказ «Модного дома Тани Котеговой», для которого фирма Korloff предоставила украшения и потом они также получили эти изображения.
Максим Доронин: Вы для этих съемок приглашали своих моделей?
Александр Насонов: Это их модели, мы снимали у них на подиуме, привозили свет, фон и другое оборудование туда.
Это работа для фирмы, занимающейся поставками охранного оборудования. Это кадры, сделанные для календаря:
Максим Доронин: Ну, а это снималось в студии?
Александр Насонов: Да, конечно.
А это Анна Ковальчук, снималось по заказу журнала:
Максим Доронин: А вообще со звездами легче работать, чем с моделями?
Александр Насонов: Я бы сказал, что с актёрами легче работать. Легко и всё понятно. Но от мастерства актёра, конечно, многое зависит.
Максим Доронин: А они капризничают? Бывает такое? Например, справа меня не снимайте, только слева.
Александр Насонов: Эту тему почему-то любят музыканты и певцы. Например, Хулио Иглесиаса можно снимать только с одной стороны. Но самые лучшие модели, это, конечно, актёры.
Это съемка для модельера Лены Каричи. Снималось в Астории:
Это съемка для японского издания Departures:
Максим Доронин: А как Вам работалось с японцами? Сложнее?
Александр Насонов: Не сказал бы, что сложнее. Каждый из них очень профессионален в своей области. Приезжал стилист с ассистентом, они работали вдвоём. Привезли кучу одежды разных брендов, которая ещё нигде не была показана.
Максим Доронин: А где это снималось?
Александр Насонов: В Мухинском училище. Мы им предложили несколько вариантов мест для съёмки и они выбрали это.
Эта съемка была для фирмы, торгующей табачными изделиями:
Максим Доронин: Это на плёнку снималось?
Александр Насонов: Да, это старая съемка, снято на плёнку.
Это съемка работ модельера Ирины Танцуриной:
Это снова для «Дома Тани Котеговой»:
Это для фирмы, производящих материалы военным и различным спецслужбам, для которых мы делали различные календари:
А это работа одного из очень известных мастеров тату Тараса Шевченко:
Максим Доронин: А идея, что именно так нужно снимать сразу родилась?
Александр Насонов: Это как-то в процессе съемки произошло. Была задача показать тату и это было решено таким образом.
А это наш собственный проект:
Максим Доронин: А в чём его суть?
Александр Насонов: Мы придумали идею съемки и пригласили ребят, у которых были свои птицы и животные. Я как-то встретился с ними в Макдональдсе и мы решили, что будет интересно провести такую съемку с ними.
Это снова Лена Каричи:
Это Ирина Танцурина:
Это снова Таня Котегова. Здесь была цель – показать брошь:
Максим Доронин: А как не повториться, когда занимаешься fashion-съемкой? Как каждый раз находить что-то новое.
Александр Насонов: Тут многое зависит и от модели и от работы с ней. Необходим человеческий контакт.
А вот здесь была интересная история:
Героиня этого кадра – на самом деле визажист, но раньше была моделью. Когда мы поняли, что она прекрасно выглядит и идеально подходит для этой коллекции Татьяны Котеговой, то уговорили сняться. И получилось несколько очень удачных кадров.
А это оперный певец Михаил Петренко:
Это снова Таня Котегова:
Максим Доронин: Как работать с моделью? Вот пришла красивая девушка, ей сделали макияж, подготовили. Но как её раскрыть и сделать кадр, удовлетворяющий заказчика?
Александр Насонов: Важно сначала познакомиться с моделью. Анатомические данные обычно понятны уже во время кастинга. Но важно оценить и её психологические возможности. Модель должна быть сыта, весела и довольна :).
Максим Доронин: Поить нельзя? :)
Александр Насонов: Ни в коем случае. Опыт показывает, что даже небольшое количество спиртного испортит всю съемку и вы не получите ни одного кадра на выходе.
Максим Доронин: Сейчас многие фотографы издают различные альбомы, например – «100 лучших работ». Можете ли Вы определить 100 своих лучших работ? И не было желания издать подобную книгу как некую итоговую черту на данном этапе?
Александр Насонов: Это зависит от того, нужно ли это фотографу,
иметь такую книгу в виде подобного портфолио.
Я не уверен, что мне, например, это необходимо.
У меня даже нет до сих пор толкового сайта.
Максим Доронин: Но если Вас попросят отобрать 100 своих лучших работ.
Александр Насонов: Ну, отобрать-то можно :).
Максим Доронин: А это будет тяжёлый процесс?
Александр Насонов: Очень тяжёлый. Мы работаем вместе с супругой, Юлей Багровой, и она мне в этом всегда очень помогает. Её выбор всегда безошибочен. И её мнение для меня очень важно.
Максим Доронин: Всё-таки не могу обойти стороной техническую часть. Сейчас любят осуждать, какая матрица, какая диафрагма, количество пикселей и т.п. Важно ли это?
Александр Насонов: Безусловно важно, но преувеличивать значение камеры не стоит. Сегодня много камер очень высокого уровня и – что существенно – разных ценовых категорий. И они настолько хороши, что камеру сейчас можно выбирать по цвету :).
Максим Доронин: А заказчики говорят, что нужно снимать вот с таким разрешением и не меньше?
Александр Насонов: Нет, сейчас эти требования ушли. Все понимают, что для полиграфии хватит 12 МП. А это обеспечивает даже последний iPhone.
У меня был такой случай – я ездил на съемку одного очень
известного человека в Москву. Приехал с маленькой камерой Sony a7R II, генератором Profoto, зонтиком, ну и ассистентом.
Поехали на съемку в роскошный офис, а человек, как оказалось, увлекается
фотографией, и у него есть какой-то большой Nikon, поэтому его очень заинтересовало, что это за такая
маленькая камера у меня.
То есть выбор сейчас может зависеть только от персональных эргономических
предпочтений.
Максим Доронин: Вы упомянули про съемку мобильным телефоном. Можно ли сделать хорошую съемку мобильным телефоном?
Александр Насонов: Конечно, можно.
Максим Доронин: А как? Нужно тренироваться, учиться? Что для этого нужно?
Александр Насонов: Прежде всего, нужно быть фотографом. Понимать законы композиции, светотеневой рисунок. Уметь быстро оценивать ситуацию и то, какой кадр вы хотите получить в результате. И тогда то, какая у вас камера в руках, будет не важно.
Максим Доронин: А часто профессионалы снимают на мобильный телефон? Вы, например?
Александр Насонов: Профессионально я не снимаю на мобильный, для себя – постоянно. Это мой любимый фотоаппарат. И – что важно – он всегда с собой. Качество отличное, мы пробовали и для полиграфии кадры, сделанные на iPhone, – всё получалось отлично.
Максим Доронин: То есть со временем телефоны вытеснят камеры вовсе?
Александр Насонов: Не думаю. Всё-таки есть физические ограничения оптики и маленькой матрицы.
Максим Доронин: А как Вы относитесь к критике?
Александр Насонов: Прекрасно.
Максим Доронин: Помогает она или мешает?
Александр Насонов: Конструктивная помогает.
Максим Доронин: А как вообще попасть в когорту рекламных фотографов? Чтобы звонили, приглашали именно тебя отечественные или зарубежные заказчики. Как туда попадают?
Александр Насонов: Какого-то рецепта тут нет. Жизнь решает всё сама.
Максим Доронин: А как у Вас всё получилось?
Александр Насонов: Кто-то увидел мои работы, кому-то понравилось. Так и пошло.
Максим Доронин: То есть сарафанное радио?
Александр Насонов: Это самый сильный инструмент.
Максим Доронин: Но сайт нужен?
Александр Насонов: Сайт – это показатель профи. Заказчик должен иметь возможность посмотреть ваши работы.
Максим Доронин: Есть ли московская и петербургская школы фотографии? Есть ли такое разделение, что смотришь на чьи-то работы и сразу определяешь – это москвич, а это петербуржец?
Александр Насонов: Я не сталкивался с этим.
Максим Доронин: А конкретного фотографа можно отличить по работам?
Александр Насонов: Бывают такие, как я называю, послания самому себе. Открываешь журнал и видишь фотографию. Думаешь – надо же, как классно снято. Кто же сфотографировал? Смотришь – твоя фамилия. Пару раз так бывало. Такое приятное послание самому себе :).
Максим Доронин: Каждый раз приходится придумывать сюжет рекламной фотографии. Где брать вдохновение?
Александр Насонов: Знаете, бывает так, что спортсмен, например, думает – ну всё, эту высоту мне уже больше не взять. Или режиссер думает – фильм лучше этого мне уже не снять. Слава Богу, у меня пока такого нет, но я думаю, что такой момент может настать. И я думаю, что многие фотографы с этим чувством знакомы. Ведь фотография – это энергетически емкий труд, прежде всего для фотографа. Ведь он руководит всеми процессами на площадке и отвечает за всё.
Максим Доронин: Но фотография – это по прежнему искусство?
Александр Насонов: Безусловно.
Максим Доронин: Можно ли фотографию сравнить с музыкой?
Александр Насонов: Наверное, можно, но мне нравится услышанное где-то сравнение фотографии с литературой.
Максим Доронин: Не становится ли в какой-то момент камера лишним передаточным звеном? Или это все-таки это нужный инструмент?
Александр Насонов: Тут все зависит от задач. Камера
становится лишней, когда человек поехал за свои кровные отдохнуть и насладиться
красотой природы, достопримечательностями, то там камера будет лишней точно. Она,
очевидно, будет препятствием для получения впечатлений и эмоций.
Ну, а если вы приехали в дальние края по заданию редакции, как камера может вам
мешать?
А так, прежде чем снимать всё вокруг – нужно задать вопрос «Зачем?».
Например, вы имеете огромный фотоархив, вы пытаетесь его каталогизировать,
атрибутировать. Это очень большая и
кропотливая работа. И вообще очень серьезная тема. И тут-то нужно себя спросить
– зачем? Я часто задаю всем своим друзьям-фотографам этот вопрос – зачем этот
архив хранить?
Максим Доронин: Ну, может, чтобы иметь возможность в какой-то момент пересмотреть?
Александр Насонов: Ну, да – когда-нибудь, может быть… Но этот момент может так и не наступить.
Максим Доронин: На этой философской ноте я бы хотел и закончить, поблагодарив Вас, что приютили в своей замечательной студии. Успехов Вам в работе и побольше хороших заказов.