Поговорка гласит, что первое впечатление самое верное. Может быть, это работает в отношении людей, но только не в отношении техники. Подавляющее большинство съемочного оборудования, которое приходит мне на обзоры требует некоторого времени на привыкание. Потому что эргономика непривычная, кнопки расположены неудобно, режимы съемки другие, цветопередача другая. Всё другое. Из всех камер, что я помню, сразу как родная стала только Pentax K-1, но то фотоаппарат. Из камер снимающих видео, наверное, только BMPCC6K, и только потому, что до этого я долго снимал на BMPCC4K, а они практически близнецы.
Из новинок ни одна видеокамера не смогла с первого взгляда произвести на меня впечатления родной. Ни одна, кроме Canon EOS C70. Эта камера появилась у нас благодаря магазину Binar-shop, они смогли выделить ее мне на продолжительное тестирование. Кстати, Бинар входит в тройку крупнейших магазинов фототехники страны и там вы сможете приобрести все что угодно с расширенной гарантией и бесплатной доставкой по России. Кстати там же вы можете взять технику в аренду, и конкретно эта камера с объективами пришла к нам именно из аренды Бинара.
Canon EOS C70 максимально не похожа на все остальные камеры линейки Cinema EOS. Сложно сказать, что больше сыграло роль в выборе такого дизайна. Необходимость сделать камеру компактной и наличие технологий, которые сейчас позволяют разместить в небольшом объеме мощную начинку? А может быть, это просто подражание гибридным камерам, чтобы привлечь новую аудиторию, которая привыкла снимать видео на беззеркалки?
Не знаю, наверное, все понемногу. Но C70 по внешнему виду больше напоминает крупную зеркальную камеру, вроде Canon 1Dx или любую другую подобную. Однако это впечатление обманчиво и проходит, когда берешь камеру в руки, потому что на самом деле отличия от фотокамеры довольно большие.
Пусть вас не вводит в заблуждение этот характерный наплыв сверху — видоискателя тут нет, даже опции такой нет, что лично меня расстраивает. Зато есть поворотный во всех плоскостях экран, под которым находятся органы управления записью звука: тут можно не только настроить уровень, но и выбрать источник записи, потому что камера имеет как 3,5 мм джек, так и 2 миниXLR разъема для подключения балансных микрофонов с фантомным питанием или линейного источника. Тут же находится кнопка AUDIO STATUS, нажав на которую вы попадете сразу в пункт меню с настройками звука. Очень удобно.
На корпусе камеры 13 функциональных кнопок. 13! И хотя назначение каждой их них можно поменять, смысла в этом никакого нет. Все что может пригодиться при съемке уже настроено. Другими основными параметрами легко управлять при помощи сенсорного экрана.
Нажав иконку в нижнем левом углу, вы сможете настроить ББ, диафрагму, ISO, скорость затвора, вид и уровни различной вспомогательной информации на экране: waveform, vectroscope, зебра, фокуспикинг, ложные цвета. Также с экрана можно выбрать форматы записи, разрешение съемки, частоту кадров и съемочный профиль.
Как современная камера, которая предназначена для решения самого широкого круга задач, Canon EOS C70 имеет несколько съемочных профилей, среди которых, конечно, есть и базовый Rec709, как со стандартным, так и с расширенным динамическим диапазоном, профили HDR как с гибридной лог-гаммой, так и более продвинутый PQ с цветовым пространством Rec2020, два логарифмических профиля Canon Log 2 и Canon Log 3 и 14 пользовательских профилей, которые можно настроить под свои задачи и предпочтения.
По моему мнению, на эту камеру есть смысл всегда снимать в логарифмическом профиле. Нет никаких проблем, практически в один клик, на посте поменять гамму и цветовое пространство в нужное для ваших задач, а выигрыш в динамическом диапазоне, в цветопередаче, просто в восприятии картинки, – гигантский. Лет 5-7 назад после съемки в Log-профиль вы получали на постпродакшене практически гарантированные проблемы. Сейчас есть официальные технические 3D LUT таблицы, в DaVinci встроен плагин для конвертации.
От вас понадобится только кривыми поправить экспозицию, если нужно, и добавить резкости и насыщенности, опять же, если нужно. Все примеры видео, которые используются в этом обзоре, сняты в логарифмических профилях C-Log2 и C-Log3.
Хотя набор кодеков для записи видео в Canon EOS C70 довольно широкий, здесь нет возможности сохранять сырой 12-14 битный исходник. Воспользоваться можно современным кодеком H265 с 10-битным представлением и выбором субдискретизации 4:2:0 или 4:2:2. Либо старым добрым H264 4:2:0 8 бит. Либо кодеком собственной разработки Canon, который сохраняется в контейнере .mxf. Все кодеки межкадровые и позволят снимать в DCI 4K 4096х2160 пикселей с частотой кадров до 60 mxf имеет внутрикадровый режим с битрейтом 410 Мбит/с, но при этом максимально можно будет записать только 30 к/с. Это если речь идет о съемке в 4К, в FHD можно писать до 60 к/с intra-frame без каких-либо проблем.
Вообще, как я уже неоднократно говорил, люди профессиональные излишним пафосом не страдают и снимают с теми характеристиками, которые прописаны в ТЗ. Поэтому C70, кроме прогрессивного видео, может писать интерлейс, а также, кроме 4К и FHD, еще и видео с разрешением 1280х720 пикселей. Ну, а так как в камере нет форматов с битрейтом, для записи которого могут понадобиться носители вроде CFast Express – очень быстрые, несомненно, но и очень дорогие тоже. Поэтому тут используются обычные карты памяти SD, причем даже не обязательно покупать самые скоростные. Камера позволяет комбинировать способы записи на разные карты памяти, например, на одну из них мастер, а на другую прокси или дублировать исходник на обе карты для создания резервной копии.
Максимальная же частота кадров составляет 120 к/с независимо от разрешения. Происходит это в специальном режиме slow & fast. Звук при этом либо не записывается, либо может сохраняться отдельно в виде .wav файла, а видео на карту памяти сразу сохраняется замедленное или ускоренное. Не очень впечатляющие цифры на первый взгляд, ведь современные беззеркалки и даже смартфоны умеют снимать 180, 240 и даже больше, вплоть до 1000 к/с. Но здесь дело не в абсолютных цифрах, а в том, насколько этот материал пригоден для использования. Чаще всего вам придется иметь дело с очень сильно сниженным разрешением, маленьким битрейтом, такими неприятными эффектами как муар и альясинг. Это на других камерах. Замедленные исходники с Canon EOS C70 можно использовать без каких-либо оговорок в любом проекте рядом с материалом, снятым с обычной скоростью.
В этой камере нет матричной стабилизации, поэтому риг, штатив, гимбал — все это вам очень пригодится. При съемке с рук придется полагаться на оптический стабилизатор в объективе — благо таких в линейке оптики для байонета RF достаточно много. Есть цифровая стабилизация в камере, которая работает довольно странно. При съемке с обычной частотой кадров — я снимал 25 к/с — пользоваться ею нельзя, по картинке явный брак. Однако, если снять видео высокой частотой кадров (100-120 к/с) и затем ускорить в 4-5 раз для получения нормальной скорости, то результат будет более чем приемлемый. Я снимал стабильное видео на фокусном расстоянии вплоть до 200 мм.
Лично у меня нет проблемы в том, чтобы работать с ручной фокусировкой. 90% всех задач можно решить, фокусируясь вручную, говорю вам абсолютно уверенно. Но рабочий автофокус – функция несомненно полезная, которая очень часто облегчает жизнь и экономит время. Особенно при репортажной съемке, под которую, в том числе, эта камера и заточена.
Ведь в таких условиях оператор работает один и надо максимально быстро реагировать на меняющиеся условия: провести ведущего, например, со стабилизатором и тут же скадрироваться на событие.
Хорошо, когда у тебя в наборе есть современный объектив, такой, например, как RF 35mm f1.8. У него среднее фокусное расстояние — одно из самых полезных, эквивалент 50 мм: и синхрон подснять, и детали, потому что он имеет макрофункционал. Не 1:1, а 0,5, но большинство потребностей по съемке крупных планов он закрывает легко. Тут есть оптическая стабилизация, быстрый и тихий привод автофокуса. И при этом он стоит вменяемых денег. Или вот RF 24-105mm f4 – максимально универсальный по диапазону фокусных расстояний, тоже есть стабилизация и отличный автофокус. Я вообще считаю, что этот набор объективов наиболее полезный для видеосъемки в качестве начального для любой камеры с байонетом Canon RF.
Но. Я тут по случаю прикупил себе 70-200 f2.8L под байонет Canon EF самого первого образца, еще без стабилизации, недорого и в очень хорошем состоянии. Думаю, что никого не надо убеждать в том, что практически все объективы L серии прекрасны оптически и поэтому неудивительно, что их многие используют для видеосъемки в том числе. Так вот, я хочу узнать, будет ли автофокус с этими объективами работать так же хорошо, как и с родными для байонета RF.
Переходники с разъема EF на RF у Canon есть в ассортименте. И обычный, и спидбустер, и вроде бы весь функционал по настройке объективов, автофокусу и стабилизации должен быть доступен. Как показала практика многое всё-таки будет зависеть от самого объектива, что очевидно. Конкретно мой 70-200 f/2.8 отлично держит фокус, когда объект не двигается, а вот со слежением во время движения есть определённые проблемы. Впрочем, когда вы подключаете такой объектив, камера честно предупреждает, что часть функционала работать с ним не будет.
Емкость штатного аккумулятора BP-A30 составляет 45 Wh и на таком полностью заряженном аккумуляторе можно снять порядка 3-х часов материала в 4К 50 к/с. Но существует совместимый аккумулятор A60 емкостью в 2 раза большей.
С объективом 24-105 f/4 камера весит больше 2-х кг, так что не надейтесь обойтись легким и недорогим стабилизатором. Я ставил её на Zhiyun Crane 2S –что-то подобного уровня и понадобится, Ronin S, S2, например, и им подобные.
Во избежание перегрева при длительной съемке с высоким разрешением и частотой кадров Canon EOS C70 оснащена активной системой охлаждения. С помощью вентилятора воздух прокачивается внутри корпуса, а радиатором служит рама из магниевого сплава. Скорость вращения вентилятора можно либо настроить вручную, либо оставить на откуп автоматике. На своем опыте я выяснил, что камера может нагреваться, но отключений можно избежать при любых условиях съемки.
Выводы
Теперь хочу поделиться впечатлениями от работы с этой камерой — добавить немного субъективщины ко всем этим цифрам и буквам. Я уже сказал по эргономике и управлению, камера мне нравится, хотя и есть моменты, которые я бы немного изменил. Прежде всего, тумблер включения питания — не сказать, что он совсем неудобный, но мне кажется, можно было поискать реализацию получше. Колесо, которым регулируется диафрагма, я бы перенес под кнопку спуска. В целом мелочи. Самое главное, что у меня нет ни единой претензии к качеству картинки, более того — это один из лучших «НЕ RAW» исходников с которыми мне приходилось работать. Прежде всего по цвету, но и по другим параметрам тоже. Видео не суперрезкое, как на беззеркалках с их большой избыточностью пикселей, оно довольно мягкое — всё же попиксельное считывание, — но детализированное, а резкость всегда можно накрутить при обработке, если она нужна.
Canon EOS C70 сложно назвать монстром светочувствительности. Матрица здесь, кстати, такая же как С300 mark III и, хотя она с построчным считыванием, эффект роллинг-шаттера минимальный. Точно так же минимальны и другие дефекты. Альясинг просто отсутствует, а муар появляется крайне редко и его совсем немного.
Хорошая особенность камеры — это наличие встроенного переменного ND – фильтра. Причем, это оптический фильтр. Там физически меняются стекла при переключении. Очень важная фича именно для репортажной съемки, когда нет времени переставлять фильтры в компендиуме, а использование внешних переменников не совсем желательно, поскольку они могут негативно влиять на картинку.
Справедливости ради должен сказать, что Canon EOS C70 я бы не назвал идеальной камерой – все же есть несколько претензий. Лично мне очень не хватает видоискателя. При съемке с рук он был бы максимально полезен не только как инструмент контроля изображения, но и как третья точка опоры для стабильного удержания камеры. Матричная стабилизация была бы очень кстати, по той же причине, цифровой стаб все же работает странновато, а оптическая стабилизация есть далеко не во всех объективах, особенно если говорить об объективах, установленных через переходники. Сложно работать с экраном на улице под прямыми солнечными лучами, его яркость и контрастность можно накрутить, но тогда забудьте про корректную передачу картинки.
Однако же, конкретно в случае Canon EOS C70 все эти моменты с лихвой перекрываются её неоспоримыми достоинствами и ругать камеру совсем не хочется. Должен сказать, что впервые за долго время у меня появилось желание иметь такую в своем арсенале.
Материалы для скачивания
Видео исходного качества (2,4 ГБ), снятое на Canon EOS C70, можно скачать по ссылке.