Nikon Z7. Полный тест




Nikon Z7. Полный тест

Я, наверное, человек счастливый: и на презентации в России был, и даже в Японию ездил на пресс-тур вместе с коллегами-блогерами, чтобы познакомиться с новинками, но на большой и вдумчивый тест Nikon Z7 попала ко мне только сейчас. Тем не менее, мои все предыдущие обзоры, по большей части имели своей целью набрать побольше просмотров горячей новинкой, что, судя по статистике, вполне удалось, а времени на серьезный тест, наоборот, не было. Чтобы вам не тратить кучу времени впустую, сразу вкратце скажу, что первенец Nikon получился пусть и неоднозначной, зато хорошо продуманной и надежной камерой. На тест мне её дали не только с уже поднадоевшим всем универсальным Nikkor Z 24-70/4, но и Nikkor Z 35/1,8, потому что я хотел посмотреть, как реально будет работать автофокус на светосильных объективах линейки Nikkor S-line.  

Стиль и дизайн

Прежде всего, стиль камеры. Здесь магниевый литой корпус, отлит он по лекалам Nikon, затем окрашен и местами оклеен текстурированной резиной. В плане количества кнопок он, пожалуй, даст фору Sony a7, с которой его, как правило, легкомысленно сравнивают.

Кнопок здесь больше, и расположены они в понятной логике компании, хотя, честно признаться, мне не хватает клавиш слева рядом с экраном, но там и места под них нет, всё-таки корпус стал заметно меньше, по сравнению с любой зеркалкой Nikon. Полагаю, что  когда компания выпустит модели с кроп-матрицей (я специально написал «когда», потому что это был бы весьма логичный шаг), они будут ещё меньше, и это будет огромным плюсом. По поводу заимствования дизайна есть как сторонники, так и противники. Достаточно поставить камеру в один ряд с Sony a7, для того чтобы понять, что это не так. Вполне возможно, дизайнеры компании просто вдохновлялись уже имеющимися решениями на рынке, поэтому позаимствовали лучшие варианты, к тому же я бы уж больше придирался к тому, что камеры уже лет сто имеют форму прямоугольника с объективом в центре и пентапризмой (или ее имитацией) над ним, и от этого никто отойти не может. Но дизайн имеет свои правила, глубоко влезать не буду, линии автомобилей например, на рынке все друг у друга заимствуют, и никто по этому поводу не возражает. Поскольку камера новая, дизайн пока не устоялся, но если проследить дизайн большей части современных беззеркальных камер, увидим, что они почти все сделаны ребристыми, для того чтобы казаться брутальнее, поскольку их довольно компактный размер надо чем-то компенсировать. А по поводу внешней отделки и органов управления, думаю, вообще вопросов быть не может.

Органы управления камеры идентичны почти всем зеркальным | Nikon Z7 

Органы управления камеры соответствуют практически всем зеркальным, с диском слева, экраном на верхней панели справа, логичным расположением двух управляющих дисков, равно как и заднюю панель можно увидеть во множестве моделей компании Nikon.

Диск слева, экран на верхней панели справа, логично расположены два управляющих диска | Nikon Z7

Здесь четко прослеживаются практически все кнопки в верхней строке, джойстик и прочее. Чего мне бы лично хотелось, так это еще одного диска на самом 8-позиционным селекторе, как это было в системе Nikon-1, в дополнение к двум колесам, джойстику и ряду кнопок, которые уже есть. Если можно сделать лучше, то надо — в конце концов, камера недешевая.

Конструктив

Байонет Nikon Z: контактную группу перенесли наверх 

Давайте заодно присмотримся и к самому байонету – маркетологи в один голос трубят про то, что он стал больше, но я считаю основным его достоинством совсем не это. Опытный никонист сразу заметит, что компания будто бы переставила группы контактов с объектива на корпус и наоборот. Причиной, насколько я понимаю, стало то, что выступающие контакты на объективах иногда сбиваются крышкой объектива, и если вы часто его меняете, это заканчивается походом в сервис. Зато, уже после визита на завод компании Nikon, я обратил внимание еще и на крайне простое строение камеры изнутри. Здесь контактная группа неспроста стоит сверху, а не снизу, как у Sony. Таким образом, внизу практически ничего электронного нет, а верхняя и так загружена платой для управления экраном и диском, через неё проходит вся электрика и, таким образом, помимо материнской платы, находящейся на задней панели, есть только еще одна вспомогательная плата, которая управляет всей периферией камеры сверху, это делает камеру заметно проще в плане изготовления и, возможно, ремонта. Джойстик на задней панели привычен для фотографов, снимающих на зеркалки, он позволяет вам выбирать точку фокусировки при визировании по видоискателю и, главное, совместим с перчатками. Но что меня совсем шокировало, так это то, что с перчатками совместим и экран камеры, который считывает прикосновения, в отличие даже от моего телефона, который на перчатки реагировать не хочет.

 Зато чего мне действительно не хватает, так это привычной в Nikon клавиши быстрого форматирования карты памяти (дубль клавиши удаления на верхней панели), которую надо теперь искать в меню, отдельную клавишу для настройки режимов и настроек автофокуса, функционал которой только частично перекочевал в быстрое меню, где ее сначала надо выбрать, здесь же есть и возможность отключения стабилизации изображения, которая тут установлена на матрице.


Автофокус

Кнопку автофокуса из камеры убрали, но она по умолчанию назначена на нижнюю переднюю клавишу (F2), можно ее перенастроить, но лучше оставьте. При нажатии на нее и кручении дисков, меняется и режим, и зона фокусировки, и настройки слежения.

Изменение настроек АФ  по умолчанию производится клавишей F2, рядом с объективом | Nikon Z7

С этим, как мне кажется, связана часть нарекания тестеров по поводу качества автофокуса, которые попросту с этим не разобрались. В камере новый модуль АФ, и он никак не связан с фазовыми датчиками компании Nikon, которые использовались ранее, а разработан полностью с нуля, да и матрица сделана какой-то неизвестной японской компанией по спецзаказу Nikon, при этом сами решения, которые Nikon запатентовал, производитель матриц, естественно, своих камерах использовать не может. Буквально на днях вышла новая прошивка для камеры, в которой компания как раз сильно переработала алгоритм работы автофокуса, но я не заметил изменений. Лично у меня не было претензии к скорости его работы, он требует привычки как любой другой. Автофокус всегда был сильной стороной камер Nikon. И если в зеркальных камерах фазовый автофокус безупречен, как в плане точности, так и в плане цепкости в следящим режиме, то здесь он работает как бы «мягче».

 

Следящий АФ с приоритетом лица | Nikon Z7

Да, фирменный 3D-следящий автофокус компании Nikon здесь отсутствует, но новый следящий работает в гибридном режиме с использованием контрастного режима, но по фазовым датчикам, покрывающим 80% площади матрицы, и если для репортажа лучше брать зеркальные Никоны, то почти для всех остальных случаев этой камеры будет достаточно.

Как я и предполагал с самого начала, автофокус в камере сильно зависит от светосилы объектива. И я хотел посмотреть его работу именно на родных S-line, которые задействуют весь алгоритм автофокуса, а не «только фазовый» на байонете F, которые еще и бэк-фокусить могут, если верить пункту меню точной настройки автофокуса. Мне сложно судить о приросте скорости, такое надо измерять в лаборатории, но при сравнении 35/1,8 с 24-70/4 улучшение слежения вообще явно заметно. Только необходимо учитывать, что камера устанавливает диафрагму сразу, а не прыгалкой во время кадра, как делают зеркалки Nikon, поэтому разница наблюдается только на более открытых диафрагмах, что логично. То есть, 35 мм лучше фокусируется и следит до 4, а дальше разницы уже и не видно. Критиканам по качеству слежения и работе автофокуса рекомендую все же начинать с матчасти, хотя, если бы первые объективы, доступные для тестов были более светосильными, то и первые результаты этих тестов были бы иными.

 

К сожалению, камера имеет только откидной экран | Nikon Z7

А вот то, что камера имеет только откидной экран, плохо. Хотелось бы, чтобы он разворачивался в режим блогера, и этим Nikon одним ударом уел бы Sony. Понятно, что это тоже вопрос будущего (хотя минус поворотного — скорая необходимость ремонта петли при активном использовании).

 

Внешний рекордер расширит удобство использования при видеозаписи | Nikon Z7

Для тех, кто пользуется внешними рекордерами, которые для качественной записи здесь все равно нужны, это не проблема — его можно развернуть в любую сторону. Он значительно больше экрана самой камеры, а поэтому по нему отслеживать куда удобнее, да и повернуть его можно как угодно и в любую сторону. Сам же экран требует наличия видеографа рядом с ним, то есть, себя особо не поснимаешь, если только наугад или в режиме управления по экрану мобильного телефона. Кстати, режим управления применительно к данной камере сильно прокачали если не в плане функциональности, то уж точно в плане удобства и качества работы.

 

Потоковую передачу картинок можно настроить прямо на телефон или компьютер | Nikon Z7

Здесь можно настроить потоковую передачу картинок хоть в выключенном состоянии прямо на телефон или компьютер, что удобно для работы, к примеру, при проведении мастер-классов, когда мы традиционно пользуемся проводными или беспроводными решениями с помощью внешних модулей. Здесь доступно родное решение, позволяющее копировать кадры либо на устройство, либо в облака.

 

Доступно родное решение, позволяющее копировать кадры с Nikon Z7 либо на устройство, либо в облака

И данный вариант очень удобен, поскольку позволяет следить за процессом съемки со стороны и транслировать снятые карточки прямо онлайн в реальном времени.


Видео

Что крайне неожиданно для всех пользователей Nikon, так это то, что видеосоставляющая сторона этой камеры неожиданно сильная. Когда я лет пять назад задавал вопрос, почему Nikon не снабжает свой Nikon-1 нормальными функциями видео, мне было сказано, что Nikon — фотокомпания, и от этого появление действительно качественного видео что в 1080, что в 4К, меня шокировало, даже после крайне успешного Nikon D850, которая бомбанула на рынке именно благодаря универсальным характеристикам. Здесь и качественное считывание с полной поверхности матрицы с последующим пережатием в 4К, и отсутствие сглаживающего фильтра, дающего резкую картинку уже в начале, и даже 10-битный выход с возможностью записи в цветовой модели N-log.

 

Есть 10-битный выход с возможностью записи в цветовой модели N-log | Nikon Z7

Рекордер тут не только пишет с нормальными кодеками, но и позволяет делать это в режиме бэкапа, когда вы пишете одновременно и на карту камеры, и на рекордер, решая все ту же пресловутую проблему одной карты памяти. Правда, на данный момент профиль для выравнивания колена в линейный формат отсутствует, и приходится пользоваться имеющимися наработками, которые сама компания формулирует как N-Log Wide Gamut “ITU-R BT.2020”. Чтобы получить себе видеографов, компании придется не просто отсылать видеографов к сторонним профилям, но сделать свой — из опробованных мною похожих полноценно не подошел ни один, где-то лезли ложные цвета и разводы, где-то шумы. Удобен в камере и пикинг под мануальные объективы, как с чипом, так и без, вот только у меня так и не получилось заставить его работать совсем всегда, да еще и одновременно с зеброй даже на прошивке 1.02.

Понятно, что это всё дело времени, и данные профили появятся и сильно облегчат работу с изображением. И я понимаю, что профиль Flat крайне далёк от того, что мы хотим увидеть для хорошего цветокора, но возможность 10-битной записи нам сильно облегчает жизнь и делает файлы очень податливыми  при обработке: как ни удивительно, здесь даже контраст можно дополнительно сильно понижать, что обычно не характерно для видеофайлов. Точно также качественно можно работать с различными зонами изображения и добиваться именно той картинки, которая нам нужна. Уместен в режиме видео и внешний стабилизатор изображения, который, правда, больше пригодится простым трэвел-блогерам, нежели будет востребован при серьёзной работе. Он дает качественную картинку при съёмке с рук стоя, но в движении даже гусиным шагом всё равно наблюдаются артефакты, которые обычны для аналогичных стабилизаторов изображения на полнокадровых матрицах – хотя для бытового использования даст очень хорошие результаты.


Стабилизация

Естественно, превосходно себя ведёт стабилизатор изображения в режиме фото, поскольку позволяет делать резкие кадры с рук.

Мне удавалось достигать 1-2 секунд, что является превосходным подспорьем при съемке в дороге. Так можно небольшой пейзажик снять на низкой чувствительности и не получить шумов.

А учитывая хорошую и малошумную матрицу, это дополнительно является существенным бонусом. Согласитесь, когда вы пейзаж на коротком конце снимаете не на 1/30 с, а на выдержке в секунду, это многого стоит, все-таки 5 ступеней преимущества. Для многомегапиксельной матрицы это обязательно, об этом я говорил еще в тесте Nikon D850. В этой связи налицо преимущество перед Canon EOS R, в котором нехватка стабилизатора еще аукнется, не говорю уже о 4К, которое здесь честное и есть вообще.

Единственное, с нечипованными объективами он работать не будет вообще, пока вы не укажете в меню фокусное расстояние — и это правильно, такая вот защита от дурака.

 

Настройка работы Nikon Z7 с нечипованными объективами

Выводы

В заключение хочу сказать, что хотя я и являюсь поклонником Nikon, но работаю в специфичным сегменте, мои клиенты — это заказчики съемки предметки среднего ценового сегмента, бизнес-портретов, корпоративного репортажа, где мне вполне хватает кропа. Поэтому для своих фотографических нужд, обхожусь зеркальной камерой, но, учитывая удобство новой системной камеры, откидной экран, а также того, что она претендует на универсальную камеру для фото и видео, в моем случае она может заменить не просто одну, а две из моих камер, а соответственно, является очень интересным вариантом, на основании тех характеристик, о которых я уже сказал выше. Однако, поскольку я не являюсь студийным фотографом рекламного уровня, для меня 47 мегапикселей – это, пожалуй, слишком много. Я прекрасно понимаю, что младшая модель, Z6, имеет меньшее разрешение, да к тому же еще и сглаживающий фильтр, но под свои нужды я бы всё равно выбрал ее, и тем не менее, для большинства свадебных фотографов и, впервые за многие годы, видеографов, эта камера является очень интересным инструментом, а если вы плотно сидите на Nikon, то и практически единственным, который не потребует от вас продавать имеющуюся линейку объективов, а эффективно использовать их даже сейчас. Сильные стороны и так всем понятны: хороший видоискатель, огромная матрица высокого разрешения для всего с очень высокой детализацией в видео, стабилизатор изображения и даже зарядка по USB, которая вполне пригодится в дороге. Если появится вдруг возможность записи 10 бит прямо на карту даже в цвете 4:2:0, я тоже не обижусь, ведь карты памяти это уже позволяют.


Тестовые фотографии, снятые на Nikon Z7:  JPEG (558) и RAW (150 Мб) 

Тестовое видео, снятое Nikon Z7:  110 Мб, 36 Мб, 260 Мб, 239 Мб

Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7Снято на Nikon Z7




Последние комментарии на YouTube