Новый флагман линейки OM-D E-M1 – это по сути Olympus O-MD E-M1X, перекочевавший в компактный корпус , по крайне мере, львиная его часть плюс некоторые собственные улучшения камеры. Но обо всём по порядку!
О камере
Olympus OM-D E-M1 Mark III
Матрица 20 МП.
121 зона гибридного автофокуса.
Главной фишкой камеры является матричная стабилизация с компенсацией до 7 ступеней экспозиции с любым объективом и до 7,5 ступеней с объективами 12-100 мм и 300 мм PRO серии от Olympus.
Новый процессор TruePic 9.
Работа автофокуса аналогична реализованной в репортажной Olympus O-MD E-M1X. Разве что в камере нет опции распознавание самолетов, поездов и автомобилей, зато можно помимо чувствительности фокуса выбирать приоритетные зоны и даже самому их создавать. Что удобно, если вы четко знаете, где камере стоит искать цель (диск А2).
И есть интересная фишка c формированием разных зон фокуса при горизонтальной и вертикальной ориентации. (диск А2, ориентация):
Улучшенный алгоритм распознавания лиц.
В камере усовершенствованный ультразвуковой фильтр для очистки матрицы от пыли.
Серийная съемка до 60 к/c с фиксированным фокусом (в одной точке) и до 18 к/с со следящим.
Затвор, как и в E-M1X, рассчитан на 400 000 срабатываний, что в два раза больше, чем у предшественника.
Режим Live HD, имитирующий нейтральный фильтр, также перекочевал с E-M1X в новинку.
Тут же появился режим автофокуса для съемки звезд и небесных тел. (диск A1, режим автофокусировки; диск А4, настройка звездного небо)
Есть режим HiRes для получения снимков 80 MП со штативом и 50 МП при съемке с рук:
Касательно видео все осталось примерно также, здесь 4К UHD до 30 к/с, DCI 4K 24p FHD до 60p в обычном режиме, и 120 к/с в режиме Highspeed, когда камера в тушке сама замедляет вам видео до нужного FPS.
Любители таймлапсов оценят то, что в камере можно задать 9999 снимков, а не 999 как раньше. При автосклейке можно выставить 4К до 30 FPS.
Вкладка «Мое меню» тоже есть.
Задняя панель обзавелась джойстиком-кнопкой. Появилась кнопка ISO. А вот кнопка Меню перекочевала в левую часть – весьма спорное решение.
Слева – разъемы для наушников, микрофона, micro USB и USB-C, через который камеру можно заряжать в выключенном состоянии и работать в процессе зарядки, если выставить в меню USB PD, логично, что кабель и устройство зарядки должны поддерживать PD.
С правой стороны – порт для пульта управления и отсек с двумя слотами по SD, один из которых с поддержкой UHS II.
Немного изменили кольцо режимов. Кастомных режимов стало четыре вместо трех, есть режим B для длинных выдержек, убраны режимы ART и AUTO.
Кастомизация кнопок традиционно очень богатая. Вот только функцию кнопки Menu, увы, не перенести на другую клавишу.
Аккумулятор такой же как у предшественницы.
Автофокус фото
Для начала хочу сказать, что эта камера показывает один из лучших результатов по дистанции удержания объекта в рамке, т.е. его фиксации. До 11 м +/- 1 м.
Цепкость автофокуса мне напомнила E-M1X. Заставить камеру промахнуться достаточно сложно. Из 10 серий мы смогли найти буквально пару снимков даже не с расфокусом, а просто с микросмазом.
Точечный фокус тоже работает отлично, причем и при слабом освещении, и при очень слабом.
По моим субъективным ощущениям эта камера фокусируется даже чуть лучше E-M1X.
Буфер
Размер буфера – примерно 49 кадров +/- 1 кадр, в зависимости оттого RAW вы снимаете или JPEG с электронным затвором. С мех. затвором буфер заполнится при 135 JPEG , 72 RAW и 64 JPEG + RAW.
В JPEG подгрузка идет очень быстро, а вот если выбрать RAW +JPEG, например, подгрузка занимает некоторое время, примерно 10 секунд.
И все это говорит о том, что это камера сгодится даже для съёмки спорта, так же как и E-M1X.
Динамический диапазон
Тест ДД я сделал в два этапа: на улице
и с тестовой таблицей.
Для начала вот такой снимок, который уже сам по себе имеет разброс по яркости
зон слева направо. Камера показала какие-то феноменальные показания по
восстановлению кадра из недосвета. Даже при 3,5 ступенях экспозиции, кадр
восстановился без видимых артефактов, за исключением усиления шума, и частичной
потере информации в небе.
С переэкспонированными кадрами все не так радужно: +1, +1,5 стопа можно восстановить, а дальше картинка просто выгорает. Это если говорить об улице.
Теперь по таблице.
Здесь уже равномерное освещение. И уже явно видно, что камера спокойно
восстанавливает информацию из недоэспонированного на 4 ступени кадра, причем
без видимого искажения цвета. А фактурный шум при этом не сказать, что очень
сильный. И здесь уже четко понятно, что камера может спасти пересвеченный на 3
ступени кадр, однако в этом случае самые блеклые цвета в левой части таблицы начинают
искажаться, при пересвете на 4 ступени полностью выжигаются. Итого камера
работает в пределах от -4 до +3. Какие-то сумасшедшие показатели.
HiRes
В камере есть два режима съемки с высоким разрешение, первый – это со штативом, второй – с рук. 80 и 50 МП соответственно.
Съемка в обычном режиме. Olympus OM-D E-M1 Mark III
Сравнивая со снимками в обычном режиме видно, что детализация явно выше, но стоит понимать, что это режим для неподвижных объектов. Поснимать деревья в ветреную погоду или улицу с передвигающимися людьми не получится без артефактов и склейки снимков.
Кадр 50 МП наглядно резче и это видно по мишени, где мы увидели информацию в последнем кольце. 80 МП не сильно отличается от 50-ти, но если присмотреться, то линии стали более резкими по граням, словно приподнят шарпинг.
Съемка в режиме HiRes. Снято c разрешением 50 МП со штатива. Olympus OM-D E-M1 Mark III
Съемка в режиме HiRes. Снято c разрешением 80 МП со штатива. Olympus OM-D E-M1 Mark III
Это все снимки со штатива, а вот HIRes с рук.
Съемка в режиме HiRes. Снято c разрешением 50 МП с рук. Olympus OM-D E-M1 Mark III
Видно, что он работает и действительно держит картинку при стыковке кадров.
ISO (фото)
Стоит отметить, что минимальное ISO в камере – это значение 64. Как и в E-M1X, но показатели шума немного хуже репортажного флагмана.
ISO 64. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 100. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 200. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 500. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 1000. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 2000. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 4000. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 6400. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 8000. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 12 800. Olympus OM-D E-M1 Mark III
ISO 25 600. Olympus OM-D E-M1 Mark III
Фактурный шум заметен со значения 2000, но он не цветной, на 4000 начинается явное снижение резкости, 6400 – предельное значение с учетом постобработки. Цветной шум появляется со значения 12800.
Стабилизация (фото)
При заявленной стабилизации до 7,5 ступеней, я испытал 7 с объективом 12-40 PRO, по результатам съемки в безветренных условиях максимальное значение выдержки, при котором получилось снять относительно резкий кадр, достигло 2,5 секунды. Соответственно в ветреную погоду это значение будет однозначно меньше, примерно 1 секунда с погрешностью на ваши твердые руки.
FullHD
В камере есть возможность замедленной съемки видео 120 к/с, а вот 100 к/с не завезли. При этом происходит кадрирование картинки, так что всю площадь сенсора вы не получаете.
Автофокус (видео)
В видео автофокус так же хорошо фиксирует лицо. Потери объекта почти не наблюдаются. Разве что плавные перефокусировки, когда я резко приближался к камере.
ISO (видео)
Максимальным значением рабочего ISO без обработки можно считать 2000, с учетом постобработки – до 4000. 6400 наблюдается явный шум, однако весь он не цветной. Так что если уже совсем прижмет, можно и это значение использовать и потом подавить шум на 20-30 процентов и получить приемлемую картинку для репортажа.
Стабилизация (видео)
Думаю, начиная с этой камеры можно сказать, что с тушками теперь вполне можно бегать и получать картинку, которая даже если и не сразу ровная, то можно ее потом «дошаманить» на постобработке и то, что получается, вполне впечатляет.
Rolling Shutter
Роллинг шатера можно сказать что нет. При нервных поворотах влево и право поучилось отклонить объект не более чем на 5 градусов.
Муар
В камере очень слабо выраженный муар и я его смог увидеть лишь в тестовой таблице и текстурных изделиях, где этот эффект видно и собственными глазами. А вообще хорошие показатели.
Полевой тест
Логично, что камеру, которая позиционируется «как всегда с собой» нужно проверить и в поле. Воспользоваться Live ND, который помимо нее есть только в E-M1X. Это цифровой ND-фильтр, который реально дает картинку неотличимую при использовании физического фильтра.
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 12-40mm
F2.8.
F11, ISO 64, 60 c, Live ND
Olympus
OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 12-40mm F2.8.
F7.1, ISO 64, 30 c, Live ND
Фокусировка даже при слабом освещении – это бесспорно по силе этой камере, а в системе MFT конкурентов попросту нет.
Возможность длительного таймлапса, конечно, тоже приятный бонус.
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 12-40mm
F2.8.
F2.8, ISO 64, 2 c, Live
Compositive
Если же вы фанат фризлайта или просто световых линий в ночи, то Live Compositive вы точно оцените.
Заметьте, я больше говорю про фото. Потому что в видео тут особых изменений нет. Камерой можно снимать видео, причем на проф. уровне при условии прямых рук. Но прорывных нововведений для Olympus в области видео тут нет, кроме чумового стаба. Еще добавили 120 FPS, но это было ожидаемо.
Мы решили протестировать камеру вместе с одним из самых известных спортивных фотографов в России и фотожурналистом агентства МИА "Россия Сегодня" Владимиром Песней. И выбрали один из самых динамичных видов спорта - велотрюки на BMX, а помог нам в этом, в качестве модели, мастер красивых трюков - Иван (Instagram: @gianomo).
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 12-40mm
F2.8.
F2.8, ISO 2000, 1/640 c
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 12-40mm
F2.8.
F2.8, ISO 2000, 1/640 c
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 12-40mm
F2.8.
F2.8, ISO 2000, 1/640 c
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 7-14mm
F2.8.
F2.8, ISO 200, 1/1000 c
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 7-14mm
F2.8.
F2.8, ISO 200, 1/1000 c
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 7-14mm
F2.8.
F2.8, ISO 200, 1/1000 c
Olympus OM-D E-M1 Mark III + M.Zuiko Digital 7-14mm
F2.8.
F2.8, ISO 200, 1/1000 c
Итоги
Что можно сказать по итогу? Как и ожидалось, эта камера-компромисс для тех, кому нужна была E-M1X, но цена и форм-фактор отпугивали. Тут у нас хорошая по автофокусу фотокамера с отличным стабом на матрице, фишками старшей модели, но не без недостатков.
Плюсы:
- Стабилизация до 7,5 ступеней,
- Широкий ДД,
- Зарядка и питание в процессе работы через USB,
- Управление на корпусе (наличие мультиселектора и отдельной кнопки ISO),
- Цепкий автофокус,
- Кастомизация зон фокусировки,
- Live ND,
- HI Res с рук,
- FullHD 120 fps,
- Минимальное ISO 64,
- 9999 снимков для time lapse,
- Защищенный корпус.
Минусы:
- Нет FHD 100 FPS,
- USH II поддерживает один слот,
- Расположение кнопки Menu,
- Нет вывода 10 бит 4:2:2 через HDMI
- Рабочее ISO до 4000 с обработкой
- Кроп 1,4 при замедленной съёмке
- Снижение резкости при 12 FPS.
На камеру однозначно будет спрос среди фотографов и любителей фишек Olympus’a, типа Live Сompositivе или Live ND. Фотографы найдут много фишек, что можно использовать, если, конечно, не поленятся прочесть инструкцию. А вот в видео эта камера для тех, кому нужен стаб внутри камеры, и кто не хочет или не может использовать внешние стабилизаторы.
Исходные файлы, сделанные во время тестирования Olympus OM-D E-M1 mark 3 (622 МБ), скачать.