Компания Panasonic, безусловно, является одним из лидеров производства техники для кино-видео производства. Я, когда-то давно, начинал снимать видео именно на камеры Panasonic — сначала это была аналоговая пленочная камера M3000, затем M9000 формата S-VHS, потом профессиональная F-70. Позже, уже в цифровую эпоху, — легендарная miniDV-камера Panasonic DVX-100. В наше время компания также находится на передовой линии не только в профессиональном секторе, но и в гораздо более обширном сегменте бюджетной видеосъемки. Все прекрасно знают линейку камер GH, среди которых есть культовая GH4, которая одной из первых среди гибридных камер (если не самая первая) позволила снимать 4K UHD видео прямо на внутреннюю карту памяти. Но, на мой взгляд, самый большой прорыв случился с выпуском Panasonic Lumix GH5. Эта камера сделала возможным съемку видео профессионального качества на бюджетное устройство.
Ну, а сегодня мы посмотрим еще более ориентированную на видео камеру Lumix GH5s, хотя, казалось бы, куда еще больше?
У оригинального Lumix GH5 не так много недостатков. Один из них – это не самый передовой для видеосъемки следящий автофокус, – большая проблема, конечно, для любителей, но для людей, хоть сколько-нибудь опытных, – этот параметр вообще не имеет никакого значения. А вот второй недостаток довольно существенный — это слабая работа на высоких ISO. По сути, предельным значением для GH5 является 3200 ISO, а многие, я знаю, не ставят выше 1600.
GH5s, в первую очередь, решает именно эту проблему. Здесь совершенно другая матрица с разрешением 12 МП. Каждый пиксель-сенсор имеет больший физический размер, а, следовательно, способен получать больше света. Поэтому светочувствительность выросла примерно на 2 ступени, то есть рабочими для этой камеры я бы назвал 12800 ISO. Это прекрасный показатель не только для системы Micro 4/3” (для Micro 4/3” — это феноменально), но и для камер с более крупным размером матрицы. Далеко не все полнокадровые камеры способны нормально снимать видео на такой чувствительности.
Еще одна фишка новой матрицы — это его мультиаспектность. Извините за этот термин — я не знаю, как его адекватно перевести на русский язык.
Как обычно формируется изображение с соотношением сторон, например, 16х9 для видеосъемки на всех гибридных камерах? В этом случае просто не считывается верхняя и нижняя области матрицы, поэтому при видеосъемке возникает, хоть и не большой, но кроп-фактор. На GH5s все по-другому, матрица чуть большего размера, чем нужно по стандарту микро 4/3”, вписана в круг изображения, создаваемый объективом, таким образом, что при любом соотношении сторон используется максимально возможная площадь матрицы. На практике это означает, что видео будет чуть шире при использовании одного и того же объектива, чем на GH5. Разница небольшая, но, для кого-то, может быть очень важная. Напомню, что для профессионалов мелочей не бывает.
Кинематографичное DCI 4K, то есть видео с соотношением сторон 17х9 на GH5s можно записывать при любом количестве кадров в секунду, то есть не только 24 к/с, как на GH5, но и 25, 30, 50 и 60. В остальном, по форматам записи, возможности совпадают: до 400 Мб/с 4:2:2 10 бит в 4К до 30 к/с, 4К 50-60 к/с 8 бит 4:2:0 с битрейтом 150 Мб/с — это на внутреннюю карту памяти. На внешний рекордер любое разрешение с любой частотой кадров можно записывать в 4:2:2 10 бит через полноразмерный HDMI.
V-Log установлен в GH5s по умолчанию. Также добавлена возможность записи видео HLG. Логарифмический режим у Panasonic неплохой, после конвертации в Rec709 оттенки не искажаются, цвет кожи правильный. Как по мне, так слегка завышенной получается насыщенность красного, но с этим легко бороться. Гибридная лог-гамма предназначена для записи видео для воспроизведения на телевизорах и мониторах с HDR, то есть умеющих воспроизводить высокий динамический диапазон. Пока не очень востребованная функция ввиду высокой стоимости, как раз этих самых телевизоров, но кому-то, наверняка, будет полезной.
Здесь используется попиксельное считывание естественно, потому что для оверсемплинга избыточного разрешения просто нет. Это, возможно, каким-то образом сказывается на детализации, но давайте вспомним профессиональные кинокамеры. В условиях «большого кино», когда стоимость оборудования уже не имеет никакого значения, никто не мешает тем же ARRI или RED разрабатывать и устанавливать в свои кинокамеры матрицы с разрешением 100МП и больше, чтобы получить оверсемплинг даже для 8К. Однако же они этого не делают — значит, в этом есть какой-то смысл?
Я все время говорю про съемку в 4К, но GH5s отлично снимает видео и в FHD. Вот тут, мне кажется, используется передискретизация с 4К и качество видео просто отличное, и по детализации, и по цветопередаче, при отсутствии любых искажений в виде муара и альясинга. Конечно доступны для FHD 10 бит 4:2:2, F-Log и все остальное. Сверхзамедленная съемка возможна с частотой до 240 к/с, вплоть до 180 к/с, качество видео очень высокое, дальше уже заметно падение детализации.
По внешнему виду и эргономике GH5s полностью повторяет младшего брата GH5 — отличает её только окраска некоторых элементов в красный цвет. Отличный сенсорный экран, с возможностью навигации в меню, вращается во всех плоскостях. Многим нравится такая реализация, хотя у нее тоже есть недостатки. Ну, для начала, с каких это пор все стали блогерами, что всем нужно снимать себя и видеть на экране? Мне, например, это только мешает. И потом, если у вас подключены наушники или разъем HDMI, то они блокируют и частично перекрывают экран.
В 2018 году вышло много новых камер — полнокадровых и с кроп-матрицами, — большинство из них имеет флагманский или околофлагманский статус. Все производители хвастаются видоискателем с разрешением 3,69 млн. точек (это не мегапиксели, на самом деле разрешение составляет 1280х960 пикселей, то есть около 1,2 МП). Так вот, в GH5s такой видоискатель стоял уже год назад, причем частота кадров в нем может достигать 120 к/с. Я знаю, что многие, кто снимает видео на гибридные камеры видоискателем не пользуются и зря. Во-первых, в нем гораздо удобнее контролировать экспозицию и фокус, потому что экран находится ближе к глазу и нет засветки от внешних источников, во-вторых, при съемке с рук добавляется третья точка фиксации камеры (правая, левая рука и голова). В таком виде я снимал на эквивалентном фокусном расстоянии 200 мм и получал стабильную картинку. Даже несмотря на отсутствие матричного стабилизатора.
Да, здесь нет матричной стабилизации, и за это Panasonic многие критиковали. Но тому есть несколько причин. Первая, на которой настаивает сам производитель, — это то, что камера предназначена для профессионалов, а при использовании профессиональных систем стабилизации, когда нужно компенсировать резкие движения, то матричный стабилизатор может конфликтовать с внешним стабилизатором. В этом есть определенный смысл. Вторая причина — это уже мои предположения, — что матрица увеличенного размера при больших амплитудах колебаний, может выпадать за круг изображения сформированный объективом. И третья, немаловажная причина, — установка системы матричной стабилизации добавила бы стоимости и без того недешевой (для системы микро 4/3”) GH5s.
Средняя стоимость новой Lumix GH5s сейчас составляет чуть меньше 170 тыс. рублей за корпус. Но, поскольку модель продается уже достаточно давно, можно поискать акции, различные скидки и купить камеру дешевле.
Для кого подойдет камера Panasonic Lumix GH5s? Ну, во-первых, для профессионалов, которые снимают документальное кино, корпоративные фильмы, рекламу, высокобюджетные свадьбы (почему нет?), когда делается не только монтаж, но и нормальная постобработка видео. Даже съемка кино, тем более, что это единственная камера на рынке, которая может корректно работать с анаморфотной оптикой. Под MFT даже выпускаются полноценные кинообъективы. Во-вторых, для тех, кто хочет развиваться. Кто хочет шагнуть вперед и получить для своих проектов видео по-настоящему профессионального качества.
Видео исходного качества (1,5Гб), снятое на Panasonic GH5s, можно скачать по ссылке.