Обзор Z Cam E2 | 4K 160fps, 4:2:2, ProRes RAW | $2500




Обзор Z Cam E2 | 4K 160fps, 4:2:2, ProRes RAW | $2500

Я очень давно хотел сделать обзор этой камеры и многие из вас, знаю, тоже хотели бы узнать подробности про Z Cam E2, потому что она безусловно интересная. Поэтому хочу поблагодарить компанию "Киноаренда" и дистрибьютора Z Cam в России, магазин Synchro, за то, что предоставили нам возможность познакомиться с этой камерой поближе.

 

Может показаться, что при современной глобализации создать кинокамеру с нуля – не такая сложная задача. Матрицу купили на одном заводе, процессор на другом, байонет открытого стандарта — за него даже лицензионных отчислений платить не надо. Аккумулятор используем один из самых распространенных, интерфейсы стандартные. Корпус из алюминиевого бруска выточили, все это внутрь запихнули – вуаля, – кинокамера готова. 

Отчасти, скорее всего, так и есть. Иначе не появилось бы в последнее время столько очень недорогих кинокамер сразу от нескольких производителей. У той же Z Cam есть E2C, которая вполне себе кинокамера, хоть и с ограничениями, конечно, но стоит при этом всего 800$. 

Так что главная задача инженеров написать программное обеспечение, чтобы все это не просто вместе работало, а делало то, что было задумано. Этот экземпляр я, собственноручно, обновил до версии 0,95. И все съемки велись с этой прошивкой. Как камера работала до этого и как будет работать на более поздних версиях программного обеспечения я не знаю. 

Как и положено любой кинокамере в Z Cam E2 есть возможность писать в монтажный кодек Apple ProRes с максимальной частотой кадров 60 и разрешением вплоть до С4К (4096х2160 точек). Так же есть возможность писать в компрессированные форматы 8 битный 4:2:0 H264 – не знаю, зачем он тут нужен, и 10 битный 4:2:0 Н265 — вот он знаю зачем, - именно в него пишется 4К до 160 к/с. 

Ну и давайте я сразу закрою тему замедленного видео. Вплоть до 4К 120 к/с запись ведется без кропа, 150 и 160 к/с — с кропом по высоте, то есть с такой скоростью кадров вы сможете снимать видео с соотношением сторон не 16:9, а 2,4:1. Битрейт при этом составляет 300 Мбит/с разделить на коэффициент замедления — не мечта колориста, прямо скажу, но работать можно. По детализации такое замедленное видео не уступает обычному, ведь матрица, установленная в камере содержит всего чуть более 10 Мп — а это значит, что во всех режимах съемки 4К-видео применяется попиксельное считывание. Что касается матрицы, то я сильно подозреваю, что в Z Cam E2 стоит такой же сенсор, что и в Panasonic GH5s – очень уж они похожи по характеристикам. Но я, естественно, этого не утверждаю. 

В тот момент, когда вы смотрите этот выпуск, камера, скорее всего, уже может записывать на внешний рекордер Atomos Ninja V видео в Apple ProRes RAW, но на момент съемки обзора эта возможность была еще не доступна. Да и ценность этого кодека тут, на мой взгляд, пока что невелика. Тем более что у Z Cam есть и свой прекрасный «сырой» формат, который так и называется Z RAW. 

Самый главный недостаток Z-RAW в том, что он по умолчанию не читается ни одной монтажной программой. В этом у BM-RAW огромное преимущество: есть прекрасный кодек и есть отличная программа где его можно обрабатывать. Для того чтобы работать с Z-RAW вам нужно перевести его в монтажный кодек. Если вы работаете на маке, то в Apple ProRes, если на Windows, то в DNxHQ, вплоть до 12 битного представления с субдискретизацией 4:4:4. Сделать это можно при помощи фирменной утилиты Z Raw VideoSuite, которую легко найти на официальном сайте производителя. 

Утилита не понимает русского языка, так что потрудитесь сделать так, чтобы все пути к вашим файлам были на английском. В остальном Z-RAW вполне приличный 12-битный сырой исходник сравнимый по эффективности с тем же BM-RAW или Apple ProRes Raw, хотя в частностях они, конечно, отличаются. При конвертации в этой утилите можно поработать с параметрами Z-RAW – экспозиция, шумоподавление, ББ, резкость и много чего еще. 

Там же на официальном сайте есть огромный архив со всевозможными вариантами 3D Lut’ов для перевода Z Log в ваше рабочее цветовое пространство. Не только Rec709, а в любое, которое вам может понадобится вообще: ACES, Rec2020, DCI-P3, sRGB и многие другие. Плюс варианты для материалов, снятых с заниженной или завышенной экспозицией. Есть даже несколько творческих «луков». Вот, Sigma, учитесь, как должна делать нормальная компания. 

Но и это еще не все, там же, на сайте, можно скачать два плагина для конвертации Z-Log – один под Adobe Premiere Pro и другой под DaVinci Resolve. В этом плагине, кроме простой конвертации цветового пространства и гаммы, можно так же сделать коррекции экспозиции, ББ, оттенка, насыщенности, усиления и прочих параметров. Все то же самое, что и программе Z Raw VideoSuite. 

Любой формат RAW подразумевает считывание с матрицы и запись на носитель сырья без какой-либо обработки внутри камеры. В этом и есть, собственно, смысл — полностью контролировать обработку изображения на посте. Z-RAW тут совсем не исключение, снимая в него, вы иногда получите муар, сниженную резкость (не детализацию, а резкость) и гораздо больше шума. 

500 единиц — это минимальное ISO, которое можно поставить, если снимать в Z-Log. И на этом значении ISO уже есть шум. Шум — это вообще то, с чем вы, снимая в Z LOG, будете жить постоянно. Не зря тут в настройках есть выбор: просто 4К и 4К (low noise) – это прямо отдельные пункты в меню. Поэтому вам придется выбирать. Либо высокая частота кадров — в ProRes и Z RAW 4К до 50-60 к/с, а в H265 4К до 160 к/с, - либо работа на высоких ISO, но тогда максимальная частота кадров с любым способом компрессии не будет выше 30. 

Но не надо сразу пугаться. Во-первых, в шуме нет ничего страшного. Из трех проектов, которые я успел снять за то время пока Z Cam E2 была у меня, в двух я оставил шум как есть, потому что он выглядел очень органично и совсем не мешал, а даже поддерживал атмосферу повествования. Во-вторых, если он все же не нужен, то его легко убрать. Поскольку компрессия невелика, то шум не является частью артефактов сжатия и бороться с ним достаточно легко. Как раз один из проектов снимался на хромакее, и там просто необходимо было шум удалить, что я и сделал без каких-либо последствий.

Ну и опять же здесь работает вся история с переэкспонированием. Если вам все-таки хочется получить исходник с наименьшим количеством шума, то имеет смысл немного «задрать» экспозицию на съемке, буквально на 1-2 ступени. 

При съемке в Z RAW можно выставить значения ISO от 500 до 5000 единиц, не более. При съемке в форматы с потерями (Apple ProRes, H264, H265) максимальное значение ISO увеличивается до 102 400 единиц в режиме 4К (low noise). Немного запутанно, я понимаю, но так сделано, я не виноват. 

И меня очень удивило, что  ISO 10 000 – по-настоящему рабочее значение. Для камеры с матрицей микро 4/3 я считаю это победа. Так что, если вы будете снимать даже очень темную сцену, то можно смело поднимать этот параметр с целью «задрать» экспозицию выше положенной. Недоэкспозиция при съемке на эту камеру крайне нежелательна, ибо тогда в темных областях появляются характерные горизонтальные полосы, с которыми бороться на посте будет очень трудно. 

Z Cam E2, как любая другая кинокамера, — это модульная конструкция. Приобретая её в магазине, вы получите алюминиевый кубик, весом 750 граммов, адаптер питания от сети с кабелем D-Tap и... все. Остальное каждый выбирает в соответствии со своими потребностями. 

Камера имеет крохотный встроенный экранчик для навигации в меню. Впрочем, на него выводится и изображение с матрицы, но реальной пользы от этого минимум. Так что внешний экран просто необходим. Батарейка используется стандарта Sony NP-F – у меня таких есть 6 штук, так что могу снимать пару-тройку суток без подзарядки, только с перерывами на еду и сон. Есть один слот для карт памяти CFast 2.0, но камера может также писать и на внешний SSD, подключенный через разъем USB Type C. С обычным Samsung T5 объемом 1 Тб никаких проблем не возникало — запись прекрасно шла во всех режимах. А вот на встроенную карточку памяти камера пару раз ругалась даже при съемке в Apple ProRes 50 к/с. Так что, если вам нужно писать видео именно на неё, то есть смысл покупать что-нибудь побыстрее, ибо битрейт исходника вполне может превышать 1 Гбит/с. 

Управлять камерой можно при помощи кнопок расположенных на корпусе. Не сказать, что делать это очень удобно, особенно если камера с обвесами, но привыкнуть можно. Впрочем, есть варианты. Во-первых, камера имеет полноценную возможность управления через Wi-Fi или Bluetooth. Есть приложения как для устройств под iOS, так и под Android (пока бета-версия). Правда, в таком случае будет небольшая задержка. Во-вторых, если ваш внешний монитор имеет сенсорное управление, то все параметры камеры можно изменять и при помощи него. 

В Z Cam E2 есть следящий автофокус, даже с определением человека в кадре. Да, для меня это тоже было неожиданностью. И он даже корректно отслеживает фигуру человека. Проблема только в том, что он не фокусируется. Лично я не считаю это хоть сколь-нибудь значимым недостатком. Даже наоборот, было бы удивительно, если бы оно вообще заработало. А вот покадровый автофокус «фича» вполне полезная, правда, чтобы ей воспользоваться вам, опять же, понадобится экран с возможностью сенсорного управления. 

Я думаю, что в ближайшее время появится довольно много недорогих китайских анаморфотных объективов. И в связи с этим очень здорово, что камера поддерживает работу с такой оптикой и может корректно растягивать на экран картинку со всеми распространенными коэффициентами анаморфирования 1,33, 1,5, 1,8 и х2, конечно, тоже. Есть режим open gate, правда с некоторыми ограничениями по используемым форматам записи. 

Из-за небольшого размера и веса камеру гораздо легче подружить с недорогими электронными стабилизаторами. Например, для BMPCC4K это довольно большая проблема. Но Z Cam E2 легко сбалансировалась даже на моем стареньком Zhiyun Crane Plus. А если повесить батарейку поменьше, например, NP-F770, а не 970, как стояла у меня, то можно будет установить и объектив потяжелее. Что-нибудь вроде Olympus 12-40 f2.8. 

Естественно, что тут есть все необходимые помощники для корректной работы и контроля изображения. «Зебра», waveform, false color, фокус-пикинг, автоматическое или ручное увеличение области фокусировки. Управлять всем этим можно из меню, либо назначив соответствующую функцию на функциональную кнопку. Но так и должно быть в любой, пусть и бюджетной кинокамере. 

А из необычного – в Z Cam E2 есть порт Ethernet. Подключив через него камеру к вашему компьютеру, вы так же сможете полностью управлять ею либо через браузер, либо через программу Z Cam controller, которую так же бесплатно можно скачать на официальном сайте. Но самое важное, что через такое подключение можно, без дополнительных плат видеозахвата, использовать Z Cam E2 как вебкамеру, в том числе и в таких приложениях, как OBS studio. 

Если вы не знаете, чего хотите получать и полностью полагаетесь на то, что камера снимет сама – забудьте о Z Cam E2 и о других подобных камерах тоже. Купите за те же 2000$ любую распиаренную беззеркалку и радуйтесь жизни. Но если вы хотите контролировать то, что вы делаете и получить только тот результат, который вам нужен — что ж, добро пожаловать в мир качественного контента и, чем черт не шутит, настоящего кино. И Z Cam E2 может стать первым, но совсем не маленьким шагом в этом направлении.

Тестовые видеоматериалы в исходном качестве можно скачать по этой ссылке.





Последние комментарии на YouTube