Обзор Sigma fp | Недорогая и компактная КИНОкамера?




Обзор Sigma fp | Недорогая и компактная КИНОкамера?

Sigma fp – это самая необычная камера из всех, на которые я когда-либо делал обзоры. И самая интересная из всех камер, вышедших в прошлом году. Кто бы что не говорил, но в 2019 году ни один производитель не смог дать таких серьезных возможностей за такие относительно небольшие деньги. В какой-то момент я подумал, что не может быть все так просто, где-то должен быть подвох. И я не ошибся. Почти.

Sigma fp

С того момента, как камера появилась в продаже она стала абсолютным лидером по числу просьб сделать на нее обзор. Что же такого необычного в Sigma fp? Самая важная ее особенность — съемка 12-битного RAW-видео в 4К без сжатия на подключаемый через USB носитель. Проще говоря, на внешний SSD без всяких дополнительных рекордеров. Все это с полного кадра без кропа и по цене чуть больше 100 тыс. рублей. Именно столько стоит Sigma fp в магазине Camerasаles, который и предоставил её нам на обзор. 

Заманчиво? Ещё бы. Но теперь давайте разбираться в тонкостях.

Sigma fp сразу задумывалась, как модульная система и логика в этом довольно простая. Зачем, например, приделывать механизм поворота экрана, если большая часть операторов все равно предпочитает более крупные внешние мониторы. Или зачем вообще делать корпус камеры удобным с точки зрения эргономики, если все равно большая часть пользователей вставит камеру в клетку или поставит на риг, или штатив, или стабилизатор, или подвесит к коптеру.

В общем Sigma сделала этакий конструктор, чтобы каждый сам себе выбрал необходимые части и купил только их. Сама камера представляет собой небольшого размера кирпичик, в котором есть матрица, мозги, экран, закрепленный намертво, самые необходимые кнопки управления, батарейка и слот под одну UHS II SD-карточку.


Sigma fp

Sigma – член альянса L-mount, в который кроме неё входит еще Leica и Panasonic и, конечно, камеры этого альянса имеют байонет L. На него пока не очень много родной оптики, но новые объективы обязательно будут выходить, в том числе и производства самой Sigma, которая, как мы знаем, умеет делать это хорошо и недорого, что тоже важно. Кроме того, в арсенале Sigma есть переходники на байонеты Canon EF, а так же Positive Lock или, проще говоря, байонет PL, которым оснащены все профессиональные кинокамеры.

Из интерфейсов подключения есть только 3,5 мм разъем для микрофона, микро-HDMI и USB type C для зарядки аккумулятора камеры или подключения внешнего SSD. Зато есть, пока не очень часто встречающаяся на гибридных камерах, система охлаждения. Уж не знаю активная она или пассивная, но вроде при съемке никакого жужжания или даже тихого шуршания вентиляторов слушно не было. При этом, по заявлению производителя, камера остается пыле- и влагозащищенной.

Да, формально Sigma fp – все еще гибридная фото-видеокамера, фактически же это, хоть и сильно бюджетная, но кинокамера. Да, сделать несколько хороших фотографий на нее несложно: 24 МП, полный кадр, 14-битный DNG RAW – все этому способствует. Но в тоже время видоискателя нет, экран неповоротный, батарейка слабая, корпус мелкий и неудобный для длительной съемки с рук. Следящего автофокуса, считай что нет, только покадровый. Здесь даже нет шторок механического затвора, только электронный.
Но фотография не наша тема, поэтому сразу переходим к съемке видео. Набор возможностей с первого взгляда не слишком впечатляет: 4К UHD до 30 к/с, FHD до 120 к/с.

Однако же, любое видео можно записать тремя способами: компрессированный H264 с межкадровым (IPB) сжатием и переменным битрейтом (для 4К UHD до 120 Мбит/с), компрессированный Н264 с внутрикадровым (All-I) сжатием и битрейтом до 440 Мбит/с для 4К и Cinema DNG RAW с битрейтами вплоть до 2,5 Гбит/с. Все файлы сжатые Н264 кодеком имеют 8-битное представление. Для Cinema DNG предусмотрено переключение 8, 10 и 12 бит. Съемка в сырой 12-битный исходник может вестись в 4К только 24 к/с, FHD от 24 до 60 к/с.


Sigma fp

После практически месяца съемок на Sigma fp я готов сказать вот что: камера изумительно снимает видео в H264. Вот честно, это один из лучших исходников прямо из камеры, который я когда либо видел. Даже с межкадровым сжатием видео выглядит отлично: детально и при этом мягко, без лишней резкости. Так же очень корректно работает автоматический баланс белого.

Отдельной кнопкой можно вызвать выбор цветовых пресетов. Не знаю, кто в здравом уме пользуется установками типа Cine, T&O и другими подобными, которые вносят изменения в цветопередачу, но есть и обычные типа standard, vivid, neutral и прочие — они отличаются только контрастностью и насыщенностью. Впрочем, каждый из пресетов можно настроить под себя.

Понятное дело, что корректировать на посте такой исходник практически невозможно, ну максимум, чуть поправить экспозицию и ББ. Но для репортажки, чаще всего этого и не требуется. Да, репортаж на Sigma fp тоже можно снимать, даже с рук, правда, с некоторыми оговорками: оператор должен уметь работать с ручным фокусом и объектив желательно иметь со встроенной оптической стабилизацией. Я снимал с объективом Lumix 24-105 f/4 – прекрасный универсальный объектив, но о нем поговорим отдельно.

Исходник с внутрикадровой компрессией имеет гораздо более солидный битрейт и вроде бы должен больше подходить под постобработку, но логарифмический профиль здесь отсутствует вообще (правда, насколько мне известно, его все же обещают добавить в новых прошивках), а настройки профилей позволяют изменять только контрастность, без расширения динамического диапазона. Да и 8 бит на канал цвета при таком сжатии не способствуют нормальной работе с цветом.

Да и зачем, скажете вы, корректировать сжатый исходник, если есть возможность записывать полноценный Cinema DNG RAW? И будете правы. Почти. Всегда есть эти гадкие условия.

Но сначала о хорошем. DNG RAW работает именно так, как и должен. Он позволяет вытащить примерно 2-3 ступени экспозиции из переэкспонированных областей и 1-2 ступени из недоэкспонированных без всяких последствий для исходника. «Цветокорить» его просто одно удовольствие.

Вот теперь начинаются всякие «НО». Такой исходник имеет просто огромный битрейт и занимает много места на носителях. Если приводить конкретный пример, то на терабайтный SSD-накопитель входит 52 минуты видео в 12 бит Cinema DNG RAW 24 к/с. Пишется он не в единый видеофайл, а как секвенция отдельных кадров и каждый шот складывается в отдельную папочку вместе со звуковой дорожкой. Несмотря на то, что формат Cinema DNG разработан компанией Adobe, Adobe Premiere Pro даже версии 2020 года сырье с Sigma FP не понимает. Зато его прекрасно понимает DaVinci Resolve. Но и тут все не совсем гладко.

Дело в том, что разработчик не потрудился указать цветовое пространство, которое здесь применяется. Можно, конечно, довериться автоматике, но я хочу полностью контролировать процесс обработки и знать конкретный color science было бы очень неплохо. Я подобрал, скажем так, «на глаз» профиль для конвертации, но хотелось бы быть уверенным, что все оттенки у меня перевелись правильно.

Третье «НО». Самые широкие возможности по обработке на посте представляет только 12-битный RAW. 10 и 8-битный исходник позволяет более или менее тянуть света, но тени при любой попытке что-то с ними сделать моментально распадаются на артефакты.

Ну и конечно, надо не забывать, что сырой исходник не подвергается никакой обработке внутри камеры, поэтому он менее резкий, может содержать артефакты муара и прочие прелести, а так же гораздо раньше начинает шуметь с повышением ISO. Если при съемке в компрессированный формат чувствительность можно спокойно задирать вплоть до ISO 12800, не опасаясь за картинку, то при съемке в RAW заметный цветной шум появляется уже на ISO 3200.

Предполагается, что если вы затеяли производство, где требуется съемка в сыром формате, то у вас есть достаточно квалифицированные специалисты, которые смогут со всеми этими явлениями справиться на постобработке.


Sigma fp

По носителям ситуация следующая: все что снято в H264 с межкадровой компрессией, можно писать без проблем на SD карточку UHS I; все остальное, кроме 4К RAW, можно писать на SD карточку UHS II; Cinema DNG RAWс любой битностью пишется на внешний SSD. На сайте Sigma есть список рекомендуемых носителей, причем с указанием емкостей. SSD Samsung T5, например, нужен объемом не менее 1 Тб (его я и использовал), а вот такой, как на сайте SD-карточки у меня нет, но есть Toshiba Exceria Pro N502 на 128 Гб, скорость записи у неё даже немного выше, чем у рекомендуемой. Ну и все, что должно, пишется на неё без каких-либо проблем.

Батарейка на камере не сказать, чтоб сильно емкая – около 1200 мА⋅ч, – и я не замерял точное время записи при непрерывной съемке, но в репортажном режиме старт-стоп поснимать пару часов вполне можно.

Ну и, если вы купите себе Sigma fp, то самым первым делом вам надо будет обновить прошивку. В версии программного обеспечения камеры 1 (из коробки) есть откровенные косяки с рандомным изменением экспозиции в темных областях. Некоторые тестовые изображения, которые вы увидели в этом обзоре сняты на первоначальной прошивке, так что там это может быть заметно. 

Sigma fp действительно очень необычная, но очень интересная камера. Несмотря на не слишком популярный пока байонет L-mount у неё вырисовываются неплохие перспективы для тех, у кого есть необходимость производить много высококачественного контента. Во многих случаях дешевле будет купить Sigma FP с обвесами, чем брать равноценный по возможностям комплект в аренду на срок какого-то проекта даже средней продолжительности.

Огромное спасибо магазину Camerasales за представленную возможность протестировать Sigma fp. Актуальную цену на эту камеру вы можете уточнить по ссылке в описании.

Материалы исходного качества, сделанные во время тестирования можно скачать по ссылке (10 ГБ).





Последние комментарии на YouTube