Честно говоря, когда мне предложили взять камеру Z-Cam E2-F6 Pro на обзор, я хотел отказаться. Потому что формально это обычная Z-Cam E2-F6, которую мы с вами подробно рассмотрели ещё в 2022 году. Во всяком случае, здесь установлены точно такие же матрица и процессор обработки изображения. То есть снимать, по идее, эта камера должна точно так же, как и более дешевая версия.
Однако оказалось, что обновлений тут гораздо больше, чем просто пара дополнительных разъемов. Плюс, в свете изменений, которые решила внести в свою линейку камер компания Blackmagic Design, – а мы очень скоро поговорим об этом подробнее в обзоре одной из новинок этого производителя, – сейчас становятся интересны все недорогие кинокамеры.
Так что давайте посмотрим, на что способна Z-Cam E2-F6 Pro, – один из главных претендентов на звание «бюджетной кинокамеры для всего».
Начнем с того, что теперь камера комплектуется накамерным монитором. Он имеет диагональ 5 дюймов, разрешение 1920х1080 пикселей и цветовой охват Rec709. Экран, конечно, сенсорный. С помощью него можно управлять всеми функциями камеры. Это важное отличие от обычной E2-F6, где настраивать камеру можно было только через микроскопический экранчик на корпусе сверху.
Впрочем, этот маленький экранчик тоже остался, так что в случае, если по каким-то причинам вы не хотите или не можете использовать штатный монитор, управлять параметрами камеры можно и по старинке кнопками на корпусе.
Поскольку по кабелю от камеры к монитору передается не только видео, но и питание, а так же сигналы управления, то подключается он проприетарным разъемом. Экран имеет максимальную яркость 1000 нит, так что им можно пользоваться и на улице в солнечный день, без защитного козырька. Все отлично читается. На корпусе монитора слева есть функциональные клавиши с помощью которых можно быстро включить самые необходимые функции. По умолчанию на них назначены: фокус-ассистент, пикинг, ложный цвет и экранный 3DLut, но можно установить и что-то другое.
В целом, по опыту, мониторчик в порядке – очень отзывчивый сенсор, функциональность на высоте, – работать с ним удобно, но хотелось бы еще иметь настройки непосредственно самого экрана. Резкость, насыщенность, контраст и тому подобное. Сейчас можно поменять только яркость и все.
Как я уже сказал в камере установлена полнокадровая 24 Мп матрица, такая же, как и в обычной Z-Cam E2-F6. Если я правильно помню, то этот датчик изображения вообще один из самых популярных и в том числе используется в некоторых беззеркальных гибридных камерах. Байонет остался тот же, Canon EF, а вот корпус камеры изменился. Теперь это не кубик, а аккуратный параллелепипед, большую часть внутреннего пространства которого занимает активная система охлаждения.
Я не знаю, как обычная E2-F6 обходится пассивным охлаждением, потому что эта камера греется. И если вы планируете записывать длительные фрагменты видео, – интервью, подкаст или использовать её на продолжительной трансляции, то сразу надо поставить скорость вращения вентилятора на максимум. Да, это добавит шума, но, опять же по опыту, если только вы не записываетесь в абсолютно тихой студии, то проблем никаких не будет. Осветительные приборы обычно шумят гораздо сильнее. Я пробовал ставить автоматический режим охлаждения, тогда вентилятор почти не слышно, но температура камеры буквально за 15 минут поднималась до 70 градусов и рисковать, честно говоря, я просто не стал. Изменил скорость вращения на максимальную, благо сделать это можно не останавливая запись.
Для питания камеры теперь используются батареи типа V-mount и это отличные новости. От одного аккумулятора можно питать не только камеру, но и оборудование дополнительно на ней установленное, например, видеосендер, фоллоу-фокус, внешний рекордер или что-то еще. Учитывая огромное разнообразие батарей такого типа, сейчас можно подобрать аккумулятор под свои потребности: полегче и покомпактнее для съемки с рук или большей емкости для длительной работы без перерыва.
Учитывая, что максимальное потребление Z-Cam E2-F6 Pro составляет немалые для камер этого типа 50 Ватт, без учета навесного оборудования, — емкие батареи лишними совсем не будут. Потому что с батареей на 99 Втч, такой, как установлена у меня сейчас, камера в минимальном обвесе проработает непрерывно менее двух часов, что совсем немного.
Но самое важное, на мой взгляд, изменение — это полностью переработанная интерфейсная панель. Теперь тут, кроме разъёма HDMI, появился 12G SDI, что позволяет сильно расширить возможности камеры, например, без ограничений использовать её для прямых трансляций. Так как это делает возможным одновременно пользоваться накамерным монитором и через видеосендер или по кабелю отдавать видео на эфирный пульт без всяких сплиттеров и сквозных каналов, которые увеличивают задержку сигнала.
Даже если я захочу установить другой монитор, большей диагонали или яркости, то у меня все равно останется один свободный разъем для вывода видео. Причем оба они работают в разрешении вплоть до 4К 60 к/с с 10-битным представлением.
Так же тут есть порт Ethernet, при помощи которого можно камеру подключить к компьютеру для управления, питания и прямой трансляции видео. Второй BNC-разъем для таймкода генератора. Двухпиновый Lemo для подключения внешнего источника питания. С другой стороны USB-C, 2,5 мм разъем для дополнительного пульта управления, два 3,5 мм гнезда для подключения наушников и внешнего микрофона, а так же коаксиальный разъем для антенны Wi-Fi.
Еще один такой же есть на передней панели, рядом микроXLR для записи чистового звука и выход питания 12В 2А. Кнопка записи теперь не такая гигантская, как на простой E2-F6, но расположена удобно и ярко подсвечивается.
Однако есть моменты мне не до конца понятные. То, что работало и было полезным в простой Z-Cam E2-F6, тут не функционирует или функционирует иначе. Например, здесь странная ситуация с носителями для записи видео. В качестве карты памяти для Z-Cam E2-F6 Pro заявлен специально разработанный носитель под названием ZBlade, который по факту является модифицированной картой памяти CFast 2.0 c дополнительным радиатором.
Выпускает такие фирма Exascend – давний партнер компании Z-Cam. Сделано это очевидно потому, что, как я уже сказал выше, камера греется довольно сильно и надо оперативнее отводить тепло от носителя. И хотя цены на эти карты памяти вполне божеские, найти в продаже их будет совсем не просто. Так же в комплекте с камерой идет переходник, который позволяет использовать обычные карты CFast 2.0, то есть для пользователей фактически ничего не меняется, можно работать с привычными носителями, как и раньше.
Но. В обычной Z-Cam E2-F6 была возможность подключить в качестве накопителя через USB-C внешний SSD и таким образом избежать проблем с дорогими или редкими картами памяти. В E2-F6 Pro, по не вполне понятной причине, так сделать нельзя. Хотя в технических характеристиках на официальном сайте эта возможность заявлена. Очень надеюсь, что поддержка внешних накопителей появится позже, с обновлением прошивки.
Важность хорошего мониторинга на съемочной площадке сложно переоценить. Контролировать изображение при помощи небольших мониторов установленных прямо на камеру часто сложно даже оператору, а людям не занятым непосредственно съемкой (режиссёру, фокус-пуллеру и другим) еще и крайне неудобно. Поэтому часто на съемочных площадках есть отдельное место, которое называют «плейбек», где установлены один или несколько режиссерских мониторов с экранами большой диагонали.
Буквально несколько недель назад компания SWIT выпустила обновленную версию своего весьма неплохого продакшн-монитора FM-21HDR, которая называется очень похоже: SWIT FM-215HDR.
SWIT FM-215HDR
Новинка поставляется сразу в алюминиевом кейсе, имеет 10 битный экран (8 бит+FRC) размером 21,5 дюйма, выполненный по технологии квантовых точек (QLED), охват его составляет 97% цветового пространства DCI P3, а максимальная яркость заявлена на уровне 1000 нит. То есть им совершенно спокойно можно пользоваться даже при дневном освещении, без солнцезащитного козырька. Монитор поддерживает отображение контента как в SDR, так и в HDR и PQ и HLG, а так же работает с логарифмическими профилями.
Несмотря на то, что разрешение монитора составляет 1920х1080 точек, он поддерживает отображение видео в 4К до 60 к/с. Имеет 3 входа 3G SDI и один 12G SDI, один вход HDMI 2,0, а так же 2 выхода SDI (3G и 12G). Монитор способен работать в режиме quadview, то есть отображать видео от четырех источников одновременно, гамму и цветовое пространство можно выбирать произвольно для каждого из них. Так же поддерживается dualview – изображение от любых двух источников в режимах «картинка в картинке» и «картинка рядом с картинкой». Причем как в горизонтальном, так и в вертикальном расположении, что будет удобно при съемке контента для соцсетей.
SWIT FM-215HDR оснащен несколькими функциональными кнопками на передней панели, так что вы можете быстро изменить настройки яркости, контрастности, насыщенности или выбрать источник сигнала. Также есть пять функциональных кнопок, назначаемых пользователем, и четыре профиля пользователя. Монитор также имеет встроенные инструменты мониторинга, включая вэйфворм, фокуспикинг, RGB моно, гистограмму, зебру, ложный цвет, маркер и аудиосигнал. Питание может осуществляться как от сети переменного тока, так и от аккумуляторов типа V-Mount или другого источника напряжением 12В.
Когда я готовился к этому выпуску, то совершенно случайно узнал, что камеры Z-Cam использовались при съемке фильма «Миссия невыполнима – 7». Причем не только в качестве краш-камер, но и во многих других ситуациях, где пригодилась их легкость и компактность. Вряд ли там применяли конкретно E2-F6 (и уж точно не версию Pro), скорее всего это была Z-Cam E2-S6G – камера с матрицей размера Super35 и глобал-шаттером, но использование в проекте с таким гигантским бюджетом, как минимум, говорит о том, что у камер Z-Cam всё в порядке с динамическим диапазоном и цветопередачей.
Когда E2-F6 Pro только анонсировали, то обещали для неё новую цветовую гамму. Так это или нет, сказать сложно, на первый взгляд ничего не поменялось, да и название Z-Log2 осталось прежним, но свежий набор 3DLut’ов на официальном сайте появился, мне кажется, что он просто чуть точнее трансформирует цвет из расширенного ЦТ в стандартное.
Для обработки логарифмического профиля Z-Log2 потребуются определенные навыки, впрочем, ничего сверхъестественного, достаточно базовых умений цветокоррекции. Ну а для тех, кто совсем не хочет заморачиваться обработкой видео на посте, в камере предусмотрены и другие съемочные профили: Flat, HLG, Concert и Rec709.
Поскольку основные элементы, влияющие на создание изображения — матрица и процессор — не поменялись, то можно ожидать, что камера снимает так же, как и её предшественница. Подробно все это мы рассматривали уже в обзоре Z-Cam E2-F6, но напомнить основные моменты не помешает.
Итак, в максимальном разрешении 6К open gate с соотношением сторон 3х2 камера способна записывать видео с максимальной частотой 30 к/с. Обрезка 6К до широкоэкранного режима 2,4х1 позволит увеличить частоту кадров до 60. Высокоскоростную съемку с частотой до 120 к/с можно вести с максимальным разрешением 4К, но тоже с соотношением сторон 2,4х1. При съемке С4К и UHD 16х9 можно использовать частоту 90 к/с. Ну а самая высокая скорость съемки в 170 к/с доступна при разрешении 2112х1188 пикселей.
В обычной Z-Cam E2-F6 для записи видео можно использовать целый набор кодеков. Начиная с межкадровых, 8-битного H264 и 10-битного H265 и заканчивая внутрикадровым Apple ProRes и проприетарным 12-битным сырым кодеком Z-Raw. Все это можно сохранять на внутреннюю карту памяти или подключенный через USB SSD-накопитель, а на внешний рекордер, через разъем HDMI дополнительно можно выводить RAW в более привычных форматах BM Raw и Apple ProRes Raw.
В новой камере избавились от всего, кроме Apple ProRes, конечно со всеми его модификациями: HQ, 4:2:2, LT и Proxy. То есть 10 бит 4:2:2 – это максимум, на который стоит рассчитывать при записи на карту памяти. Во всяком случае, на текущий момент. Впрочем, думаю, что для задач, в основном стоящих перед Z-Cam E2-F6 Pro, этого более, чем достаточно. А на внешний рекордер пока доступна запись только Apple ProRes Raw. Опять же, я надеюсь, что с обновлением прошивок добавится еще и BlackMagic Raw.
Камера имеет два нативных значения ISO. 400 и 2500 единиц. Их и следует использовать для получения максимальной ширины динамического диапазона, которую здесь обещают целых 15 ступеней экспозиции, что для камеры в этом ценовом сегменте совсем недурно. Конечно, можно воспользоваться расширением ISO и выбирать значения от 100 до 51200 единиц, либо выбрать автоматическую регулировку. При работе на чувствительности вплоть до 10000 ISO за качество картинки можно не переживать, ну а дальше уже скорее всего придется пользоваться шумоподавлением при постобработке.
Я должен, наверное, пояснить запрос, который я сделал в самом начале — что в моем понимании есть «бюджетная кинокамера для всего». Это такая не слишком дорогая камера, с помощью которой можно закрыть максимум потребностей в недорогом видеопроизводстве при минимуме проблем — это важно. Интервью, подкасты, реклама, музыкальное видео, короткометражное кино и, что очень важно, прямые трансляции: конференции, концерты и все им подобное.
У меня пока что с этой ролью успешно справляется BMPCC4K, но апгрейд уже потихоньку назревает, а новинки Blackmagic Design что-то энтузиазма не вызывают, честно говоря. Возможно, я поменяю свое мнение после обзора одной из этих новых камер, который уже скоро будет, но, в любом случае, если раньше, глядя на предыдущие камеры Z-Cam я всегда думал: «Да, камера в общем-то вполне окей, но есть же Blackmagic, который мне подходит гораздо лучше», то сейчас на полном серьезе у меня крутится мысль: «А что… Это совсем не плохой вариант».
На сегодня у меня все. Я хочу поблагодарить компанию «Синхро» за камеру и монитор, которые они любезно предоставили на обзор. Подробности технических характеристик и актуальные цены вы можете узнать, перейдя по ссылкам в описании.
Материалы для скачивания
Видео исходного качества (5,76 ГБ), снятое на Z-Cam E2-F6 Pro, можно скачать по ссылке.