Lytro Illum – гостья из будущего. Тест




Lytro Illum – гостья из будущего. Тест

Эту камеру я решил назвать Гостья из будущего. Она стоит настолько особняком, что сразу и не поймешь, в чем ее суть. Самое простое назвать камеру мультимедийной. Технически это верно, поскольку на выходе она предлагает набор различных форматов, который гораздо больше, чем традиционная пара «фото и видео». Однако при вдумчивом анализе осознаешь, что камера выходит далеко за рамки традиционного восприятия техники, обеспечивающей визуальную фиксацию реальности. Подобно Алисе Селезневой, она явилась к нам из прекрасного далека, чтобы познакомиться с технологиями будущего. Камера Lytro Illum открывает новую фотографическую реальность, к которой надо привыкнуть. Она была выпущена в 2014 году, с ней можно было познакомиться осенью того же года на выставке Photokina.

Начнем с того, что разработчики отошли от понятия «мегапиксели» и внедрили новое - «мегалучи»/«megarays». Например, у данной модели разрешение «светового поля» составляет 40 мегалучей. Lytro Illum позволяет получать не двумерное изображение, а некий объем реальности, пронизанный светом, в необработанном формате, из которого потом можно получать те результаты, которые требуются – фотоснимок, видеопоследовательность, проч. По сути это объемный (3D) RAW-файл. Вот поэтому компания-производитель использует термин мегалучи, а не мегапиксели. Технически это достигается за счет массива микролинз, помещенных напротив КМОП-сенсора. Любопытно, что эта технология не является новой, скорее редкой. Просто раньше она не была известна рядовым потребителям, а в узкопрофессиональных кругах активно используется в продукции различных компаний, например, германской Raytrix.

 

В противовес современным тенденциям, ведущим к уменьшению камеры, Lytro Illum отличается внушительными габаритами. Мощный объектив — объясняется постоянной светосилой f/2.0 на всем диапазоне фокусов экв. f=30-250 мм. Большой 4-дюймовый сенсорный ЖК-дисплей c разрешением 480х800 пикс. - маловато! И минимум органов управления, которые расположены под большой и указательные пальцы правой руки.

 

Спусковая кнопка, два колеса прокрутки (фронтальное и тыльное), режим AF, блокировка экспозиции AEL, гиперфокальная кнопка, Fn - для входа в меню. Сколько ни крути аппарат в руках, ничего больше не найдешь, разве что штативное гнездо, слот для карты памяти, «горячий башмак» под внешнюю вспышку (уже есть фирменная JY680L TTL с ведущим числом 58; встроенная отсутствует) и разъем USB 3.0 — даже HDMI-порта нет. Про беспроводное соединение WiFi узнаешь из спецификаций. Все управление передано сенсорному дисплею.

Видоискателя нет, визирование осуществляется по ЖК-дисплею в режиме Live View. Стабилизации изображения нет. Видеозаписи нет. Казалось бы, как много «нет», однако отсутствие этих элементов в камере для создания 3D-изображений на практике не создает никаких проблем. Значит, так и надо. Корпус изготовлен из магниево-алюминиевого сплава.

На объективе имеется два обрезиненных кольца (не механические — с электроприводом). Никаких надписей и шкал, поэтому о предназначении каждого можно узнать только из руководства. Хорошо, что кольца различаются шириной. Одно отвечает за зумирование, второе за ручной фокус.

Во время съемки фотограф в режиме Live View выбирает сюжетно важный объект и наводит на него резкость в автоматическом режиме или в ручном с помощью кольца на объективе. На ЖК-дисплее помимо стандартных параметров высвечивается шкала, показывающая параметры глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Например, в помещении это может быть от 15 см до 7 метров, на улице от 1 до 180 м. Рядом со спусковой кнопкой расположена специальная кнопка Lytro button - с белым обозначением. При ее нажатии шкала ГРИП превращается в гистограмму, а все объекты в кадре обретают цветные контуры. Оранжевый цвет означает дальний план, синий — ближний. (Те же цвета используются в шкале и гистограмме.) Оба плана состоят из нескольких слоев (шагов ГРИП), и каждый слой по мере удаления от опорного объекта приобретает бОльшую насыщенность, вплоть до черного. Иными словами, камера фотографирует не одну двумерную плоскость, а несколько, и в результате получается объемное трехмерное (сырое) изображение, с которым затем можно выполнять различные манипуляции. 

Обычно продвинутые камеры имеют традиционный набор съемочных режимов PASM (программный, приоритет диафрагмы/выдержки, полностью ручной). Здесь мы видим аббревиатуру PISM. Режим «I» - приоритет чувствительности (ISO). Параметр диафрагмы отсутствует, поскольку его можно изменить в процессе постобработки, в редакторе Lytro Desktop.

Тестовую съемку я начал с того, что просто «пощелкал» несколько кадров. Когда открыл карту памяти, то немного опешил. Каждый такой «щелчок» мне обошелся в 100 Мб памяти. Начал разбираться... Камера может писать в одном из двух сырых (аналог RAW) форматов: Lytro RAW (объем 50 Мб) и Lytro XRAW (100 Мб). Второй содержит дополнительную служебную информацию. В чем именно различаются эти два формата, я не понял. Программные инструменты обработки идентичны.

Самым печальным недостатком камеры является отсутствие возможности дублировать во время съемки сырой формат традиционным JPEG. Иными словами, посмотреть результаты съемки можно только в редакторе Lytro Desktop. А чтобы произвести манипуляции с понравившимся снимком, необходимо «обработать изображение». На моем компьютере этот процесс занимал 1,5 мин., вне зависимости от используемого сырого формата - Lytro RAW или Lytro XRAW. Вообще программа довольно тяжеловесна, и для нормальной работы нужен мощный компьютер.

 

Теперь посмотрим, что у нас получилось после «обработки». Если «взять мышкой» изображение и немного подвигать, то получится небольшой стереоэффект, изображение немного поворачивается.


Не будем останавливаться на стандартных инструментах коррекции изображения, как-то: света, тени, цвета и проч., перейдем сразу в раздел «Виртуальная камера».

Во-первых, можно касаться мышкой произвольного фрагмента изображения и «присваивать ему значение максимальной резкости». При этом значение диафрагмы можно менять от f/16 до f/1.

Кстати, у объектива максимальное значение f/2.0... Помните, что в камере нет режима приоритета диафрагмы? При съемке берется сразу объем, который делится на слои, и потом каждый из которых можно сделать резким — выделить.



Теперь рассмотрим подраздел «Карта ГРИП». Она представлена в нескольких вариантах: в оттенках серого (это изображение можно сохранить как отдельный файл), с указанием участка перефокусировки (здесь появляются цвета; вспоминаем, что оранжевый оттенок означает дальний план, а синий — ближний) и вариант предпросмотра карты ГРИП в качестве режима регулировки ГРИП.

Включаем «регулировку ГРИП» и переходим в следующий подраздел «Focus Spread». Здесь можно установить край переднего и заднего плана, то есть изменить (увеличить) размер ГРИПа. А затем этот отрезок (зону ГРИП) можно переместить в любое место изображения, то есть двигать резкость изображения. Подобные манипуляции в карданной камере выполняются с помощью функций «Tilt» и «Swing», однако здесь имеется две дополнительные - «Наклон» и «Поворот». «Наклон» позволяет увеличивать зону резкости и одновременно перемещать передний и задний планы, вплоть до смены их местами. А вот функция «Поворот» позволяет делать именно наклон резкой зоны.

Отдельно хочу сказать про предметную съемку, для которой этот аппарат как нельзя лучше подходит, поскольку может заменить дорогие карданные камеры. Здесь, правда, имеются некоторые нюансы. Например, мои студийные вспышки не позволяют регулировать мощность импульса. Минимальная диафрагма составляет f/16, скорость синхронизации 1/250 с, а минимальная чувствительность 80 ед. ISO. В результате я получил просто... пересвеченный кадр. И тут я понял, зачем в комплект входит 4-ступенчатый ND-фильтр, именно для того, чтобы компенсировать яркий свет. Ставлю, снимаю, обрабатываю. Результат лучше, но все же неидеален.

Кроме того, подобную съемку чрезвычайно удобно было бы осуществлять из программы Lytro Desktop. Однако такого режима нет. При подключении к компьютеру через USB камера опознается как внешний диск объемом 3,7 Гб.      

Следующий интересующий нас подраздел - «Редактирование карты ГРИП». Смысл возможных изменений заключается в том, чтобы изменить полученную структуру и качество слоев, формирующих изображение. Я задал цветовое представление карты ГРИП, активизировал пипетку, взял цвет (резкость) дальнего (оранжевого) плана и... закрасил машинку на переднем (синем) плане. По идее у меня должен был измениться резкостной характер фотоизображения, читай — карты ГРИП, однако, к сожалению, ничего не произошло. В чем причина — вопрос к компании-производителю или... к моему маломощному компьютеру.

         

Теперь переходим в подраздел Depth FX. Здесь, пожалуй, начинается самое интересное. Поскольку у нас есть несколько слоев в изображении, то каждый из них можно обрабатывать отдельно, например, вставлять 2D/3D-маски. Задний план (фон) можно сделать черно-белым, человека на среднем плане - пастельным, а предмет на переднем плане вообще перекрасить в другой цвет. Собственно, этим я и занялся и перекрасил желтую машинку на тестовой фотографии в зеленую. Однако поскольку руки мамы ребенка были в одной плоскости с машинкой, они тоже... стали зелеными. Поэтому этот пример я не публикую. Вообще нужно понимать, чтобы в полной мере использовать возможности камеры, нужно очень внимательно выстраивать композицию, чтобы в кадре были четко различаемые планы.         

После всех обработок рабочие файлы можно сохранить в одном из нескольких форматов. Во-первых, это плоские (2D) изображения в формате JPEG и TIFF. Получается фотоснимок с разрешением 4 Мпикс. (2450х1634). Кстати, камера довольно сильно сжимает изображение, до 200-400 Кб. Эксперты, которые проводили тестирование камеры, говорят о невысоком разрешении изображения (что реально оно в 2 раза меньше), о шумах, которые начинаются на невысоких значениях ISO, о цветовой кайме на объектах. Все это так. Можно только подтвердить. Но здесь нужно понимать, что изображение камеры не ориентировано на выставочную печать. При просмотре на мониторе снимок выглядит очень хорошо, правда, если сделан на минимальных ISO.

Однако во время ночной съемки (с рук) уже на ISO 500 получается вот такая не очень привлекательная картина.

         

Изображение можно сохранить в виде карты ГРИП (ч/б представление), стереоизображения, рабочих материалов для других программ, создающих 3D-реальность, и видеоклипа H.264 (MP4), который имитирует объем.      

Подведем итог.
Камера — только начало творческого пути при работе с сырыми (RAW) 3D-изображениями. Все самое интересно скрывается в творческих возможностях программы Lytro Desktop. Кажется, что ее можно изучать бесконечно. Правда, нужно понимать, что для получения наиболее эффектных результатов нужно грамотно проводить съемку, чтобы на изображениях были разные планы, иначе возможности камеры никак не проявятся. Кстати, минимальная дистанция фокусировки составляет 0 (ноль) миллиметров. Что это может дать помимо фотографии? Например, я подумал, что камеру можно превратить в... сканер. Установил на штативе объективом вверх под обычной комнатной лампой и положил на переднюю линзу банкноту. Результат меня не удовлетворил, но идея — вдохновила. В общем, камера Lytro Illum открывает для нас совершенно новые творческие возможности в фотографии. Будем изучать их и... ждать новую модификацию с улучшенными характеристиками.

Плюсы: 
-оригинальная технология создания объемного изображения, 
-богатый и гибкий инструментарий для обработки изображения, 
-постоянная высокая светосила f/2 на всех фокусных расстояниях.

Минусы:
-нет формата JPEG для съемки одновременно с RAW,
-небольшая минимальная диафрагма,
-шумы на невысоких значениях ISO,
-нет возможности вести съемку с компьютера.

Ориентировочная цена: 80 тыс. руб.

Доп. информация: marvel.ru/lytro; illum.lytro.com/illum

Тестовая съемка