На этом мастер-классе Илья Строков (Гильдия Фотографов), известный фотограф и преподаватель из Екатеринбурга, рассказывает о том, как правильно ставить свет при портретной съемке, какие источники света нужно использовать.
В качестве моделей для постановки света будут использоваться скульптуры, чтобы
можно было оценить, как свет влияет на психоэмоциональное восприятие при
различных схемах освещения, поскольку при съёмке живого человека к настроению, искусственно
создаваемому с помощью света, примешивается и собственная мимика человека. Поэтому
если фотограф понимает логику и технику постановки света, и начинает работать с моделью, вызывая эмоции
нужного вектора, то может получить сильный, цепляющий взгляд зрителя, портрет.
Что такое портрет? Для разных зрителей это может обозначать разные понятия и
это вызывает путаницу. Мне часто показывают фэшн или модельную съемку и
пытаются доказать, что на этих съемках не работают правила для портретов.
Портрет – это передача типичных черт человека с наложенной на это психологией. Психологическое состояние в портрете играет ключевую роль. Если вы снимете лицо крупным планом и оно будет
без эмоций, его неправильно будет
называть портретом, это будет всего лишь крупный план лица.
Касательно характерных черт человека. Расскажу как их
выявлять и выделять их. Человеческий глаз видит резким то, что попадает примерно в
1 градус, поэтому, когда вы рассматриваете человека, обычно фокусируетесь в
зоне его глаз, все остальное лицо находится в лёгком “расфокусе”. Природа как бы
позаботилась об оптической ретуши, мы воспринимаем лицо неким ликом, очень обобщенным
образом, отличным от реальной внешности. Представьте себе лицо хорошо
известного вам человека, а потом сядьте напротив и внимательно рассмотрите его
заново, и, сравнив результаты этого “сканирования” с образом, хранящимся в памяти, вы отметите, что умозрительная картинка
была довольно упрощенной. То есть, то,
что рисуется в качестве образа, является типичным для этого человека, тем как его
воспринимают окружающие, а значит все лишнее нужно скрыть ракурсом, освещением,
макияжем, т.е. убрать все, что нетипично для человека, обязательно оставив
типичное, характерное.
Поэтому, готовясь к съёмке и пообщавшись с человеком, которого предстоит
снимать, фотографу нужно сформировать в голове образ снимаемого и добиться
этого образа в портрете.
Важны еще и мимические, эмоциональные моменты. Здесь
есть нюансы. Люди не привыкли себя видеть со стороны, максимум – в зеркале, за
исключением дикторов, артистов, поэтому, когда вы видите себя в каком-то видео,
то воспринимается это порой необычно.
Часто человек свою мимику не отождествляет с собой и фотограф, обращая внимание
на такие моменты, должен включать внутреннюю цензуру, оценивая, насколько это
понравится вашему герою или нет.
Ну, и переходим к основной теме нашего мастер-класса – постановке света…
Лекция проводилась в рамках 15-го фестиваля профессиональной фотографии «Мастер-2017» (Санкт-Петербургский
этап).