Такие фотографии всегда интересны. В эпоху, когда ежедневно делаются миллионы снимков на все что только возможно, секрет их успеха – редкость и сложность. Фотографировать небо, облака, звезды с успехом можно и с земли, но только с высоты стратосферы можно получить необычный ракурс и заснять необычные эффекты.
Терминатор.
Столь привычное название на самом обозначает линию смен дня и ночи. На уровне земли сумерки наступают постепенно из-за большого количества объектов вокруг, а также воды и пыли, рассеивающих свет. Но при полёте над облаками эта граница видна намного более четко. Главное угадать время и направление съемки.
В отличие от классического северного сияния, видного зимой в Заполярье, с высоты можно заснять всполохи даже в районе Петербурга в начале апреля.
Звезды и города.
А еще метеориты. Каждый, кто занимался астрофотографией ловил их, но на одиннадцатом километре от МКАДа вверх они попадают практически в каждый кадр.
Многие считают, что данный жанр доступен лишь некоторым фотографам и пилотам, но на самом деле к этому списку смело можно добавить и любого пассажира. Пассажиру, конечно, менее удобно этим заниматься, чем тому узкому кругу лиц, но нет ничего невозможного. Только для этого нужно будет решить некоторые проблемы.
Взять камеру на борт. Некоторые еще не знают, но небольшую фотосумку необязательно прятать в недрах багажа. Это вещь хрупкая и дорогостоящая, поэтому большинство компаний, которые не считают себя жесткими лоукостерами, позволят взять камеру в ручной клади.
Выбор камеры.
Тут вариант, когда размер матрицы действительно решает всё. Самые красивые кадры получаются вечером и ночью, поэтому нужна камера с максимально широким динамическим диапазоном и высокими рабочими ISO. На борту использовать камеру с выключенным Wi-Fi можно, но не во время взлета и посадки.
Объектив.
Лучший вариант – это светосильный (F1,4-F2) c фокусным расстоянием 28-35 мм, стабилизатором и хорошей резкостью на открытой диафрагме.
Даже при самом лучшем фотокомплекте при этом виде съемки придется столкнуться с некоторыми специфическими препятствиями.
Тряска.
Мы не говорим о турбулентности, при которой вас заставят пристегнуться, а о спокойном, размеренной полёте. Дело в том, что самолет постоянно в движении. Он дрожит от работающих двигателей и покачивается от потоков воздуха. Поэтому выдержки в 3, 4 и более секунд при съемке не приемлемы. ISO повыше, но не в кашу, а выдержку как можно короче: 0,5-1 секунда – самое то.
Свет.
Когда вы смотрите в окно, то от холодного, в -56,5⁰С, воздуха, движущегося со скоростью 800 км/ час, вас отделяет три слоя стекла. И каждое из этих стекол норовит сыграть роль зеркала. Поэтому нужно сделать так, чтобы для камеры единственный свет исходил снаружи. В самолете освещение никто не погасит полностью, поэтому попросите у бортпроводника плед и укройте себя вместе с камерой от бортового света. Кстати, Вы заметите, что глаза начнут привыкать к темноте намного быстрее и звезд на небе стало больше. Только лучше сначала предупредить соседей по креслам, а то мало ли чего.
Перепады света.
Поднимая ISO, вы катастрофически сужаете динамический диапазон камеры. Поэтому снять красивую, яркую Луну в окружении звезд одним кадром нереально. Даже если в кадр попадает крупный город, то о россыпях звезд можно забыть.
Главное попытаться, и все получится. И когда вы видите такие кадры в блогах некоторых летчиков, знайте, они преодолевали те же трудности, правда, им было проще занять место у окна.