Телезумы – это моя любовь: снимать непринуждённо что-то очень издалека очень удобно. И особенно приятно, когда твой фотокомплект при этом немного весит.
В этом видео я буду использовать лёгкую связку из камеры Canon EOS R6 и объектива Canon RF 70-200mm F4L IS USM для съемки архитектуры, точнее элементов архитектуры, спорта и, конечно, в путешествии во время отпуска.
Съемка архитектуры
Наша задача на сегодня – не только снять отдаленные объекты, но при этом и скомпоновать их в одном кадре.
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM |
Как известно, чем длиннее фокусное расстояние, тем находящиеся на отдалении друг от друга объекты становятся ближе. Это работает во все стороны, будь-то объекты сбоку друг от друга или один позади другого.
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Схематично это очень легко объясняется. Снимая, допустим, на широкий угол, мы охватываем больше пространства, но детали визуально становятся меньше.
В тоже время длиннофокусные объективы с небольшим углом позволяют больше тесно расположить те же самые объекты, вот только и отходить нужно подальше.
Я не просто так выбрал Исаакиевский собор. Скульптуры на нем расположены ступенчато, что удобно, если вы снимаете с земли. Обычно для эффектных кадров архитектуры, съемка ведётся из окон верхних этажей домов, с крыш или с использованием летающей техники. В общем, как угодно, чтобы быть на одном уровне с объектами съёмки, и выстроить объекты в линию. Однако мы будем снимать с земли.
F/8, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM |
В моем распоряжение фокусные расстояния в диапазоне от 70 до 200 мм, но это в базе. Камера позволяет его увеличить за счет включения режима «кроп».
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Вот наглядный пример:
Две статуи в режиме 200 мм и кроп 1,6. Они не стали еще теснее друг другу, просто увеличилась картинка.
Но давайте поговорим про
мое любимое, про композицию. Практически любая съемка, требует гармонии в
кадре. Как этого добиться? Объекты в кадре нужно зонировать. Чтобы у
зрителя не возникало ощущение хаоса, если только вы не хотите намеренно создать
подобный эффект.
Вот снимок, где передний
и задний план разделяются линиями самого собора:
F/8, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Фото ступенчатое со своими границами. Мы понимаем, на что сначала смотреть, а на что потом.
Вот второе фото:
F/8, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Это банальное прочтение слева направо и сверху вниз. Так мы смотрим на фотографию не потому, что так определяет нам мозг, а так диктуют нам линии на фотографии.
На этих съемках, повторюсь, у нас нет возможности снимать с высокой точки, мы можем это делать только с уровня земли. Но, как я и сказал ранее, Исаакиевский собор нам дает возможность компоновать объекты даже при съемке с земли, но, само собой, не все.
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Кстати, о компоновке со сближением – я сделал вот такой снимок колонн, чтобы показать, насколько сближаются объекты при использовании длиннофокусных объективов, колонны визуально расположены впритирку друг к другу:
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Следующий наш объект – Медный всадник.
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Для туризма длиннофокусные объективы весьма полезны, особенно когда на улице очень людно, и к некоторым объектам съемки бывает просто не подойти близко из-за столпотворения.
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Конечно, большой плюс, когда памятник расположен на возвышении.
Давайте приведем еще один пример сближении объектов за счет фокусного расстояния на примере Медного всадник и здания Сената и Синода:
F/11, 1/200, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
F/11, 1/200, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Вот здесь мне было очень жаль, что я не мог взлететь и снять вот эти скульптуры на одном уровне с крышей, это было бы эффектно, поэтому мой вариант – лишь съёмка с земли. Но это тоже неплохо при имеющемся запасе фокусного расстояния. Ниже – скульптурная композиция на крыше. Правда, пришлось подождать, пока ветер развернет флаг:
F/6.3,
1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
Продолжим нашу прогулку и фотографирование архитектуры:
F/8, 1/125, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM |
F/8, 1/125, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
Еще один плюс длиннофокусного объектива можно наблюдать на этом снимке, где нам откровенно мешают провода:
Поскольку угол у нас небольшой, то делаем пару шагов вперед, и ближний объект у нас сильно смещается, в данном случае покидает кадр, а дальний практически не изменяется:
F/8, 1/125, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
Да, проводов в Петербурге много, как и автобусов, так что последние на полном ходу могут увлечённому фотографу очень быстро "отсоединить" объектив от камеры. Будьте осторожны!
Впрочем, такое обилие проводов можно задействовать в композиции, проведя зонирование объектов в кадре как в этом снимке:
F/8, 1/125, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
На мой взгляд, без проводов данный снимок был бы скучнее. Ч/б я сделал не просто так. Убирая весь цвет, мы больше акцентируем внимание на геометрии и линиях в целом, и здесь это вполне уместно. К тому же, монохром задает совершенно иное настроение.
F/8, 1/125, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
F/10, 1/125, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
А сейчас будет необычная съемка. Аничков мост помимо общеизвестных фактов знаменит еще одним своеобразным моментом, это изображением лица между ног коня. По легенде скульптору изменила жена и он исхитрился изобразить лицо своего обидчика на не самом презентабельном месте коня – между его ног, аккурат на причинном месте :). Это если вкратце. Так что вот оно лицо:
F/4, 1/125, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
Про объектив и про настройки
Наш комплект: Canon EOS R6 и компактный телезум Canon RF
70-200mm F4L IS USM
С увеличением фокусного расстояния всегда увеличивается и шевеленка, т.е. появляется опасность смазать снимок. Поэтому во избежание последнего желательно уменьшать выдержку или же использовать надежный штатив. А вот если есть еще стабилизация в объективе, это сильно выручает.
Телезум Canon RF 70-200mm F4L IS USM имеет стабилизацию
В моем случае есть стабилизация и в камере, и в объективе. Отдельно в объективе заявлена компенсация до 5 ступеней экспозиции.
Помимо стабилизации на корпусе ещё несколько переключателей и три кольца управления: зума, фокуса и настраиваемое.
Три кольца управления: зумом, фокусом и настраиваемое
Отмечу, что для полного кадра объектив еще и очень легкий, а поскольку мы выступаем в роли туриста на прогулке, то съемка ведется исключительно с рук, то вес объектива очень немаловажный момент.
Вообще назначение универсального зум-объектива самое разное – его можно использовать для съемки репортажа, спорта, архитектуры, животных и птиц, пейзажа, портрета и даже предметки.
Спорт
Архитектура – это, конечно, хорошо, но объективы, подобные нашему, очень полезны для съемки спорта, когда условия не позволяют быть поближе к объектам съемки.
Вот наглядный пример. В воду я погружаться не хочу, а снимать нужно и телезум позволяет быть "рядом" с объектом съёмки.
F/4, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
F/4, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Так как мы снимаем динамичный процесс, то и капли, брызги нужно "заморозить". Так что сразу укорачиваем выдержку. Я поставил 1/2000. Этого вполне достаточно.
F/4, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Когда вы снимаете какой-либо вид спорта, то здесь возможны два варианта. Либо сфокусироваться на том месте, где происходят все трюки, либо подцепить спортсмена следящим фокусом, чуть заранее и провести его с поднажатой кнопкой затвора до момента, когда планируется кадр, и чуть заранее зажать кнопку затвора до конца.
F/4, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
F/4, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Логично, что в камере при этом должна быть выставлена серийная съемка со следящим автофокусом.
F/4, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Как можно заметить, в этот день занимались преимущественно новички, но и в этой ситуации, пусть и не для меня, но для спортсмена есть возможность оценить свои ошибки.
Туризм
Если вы видели недавний выпуск "Турист-оптимист | Абхазия", то узнали эту локацию.
Во время отпуска я брал с собой этот объектив для съемки дальних объектов. Давайте рассмотрим несколько примеров, где мне это пригодилось.
Я анализировал по снимкам отдаленных объектов, куда хочу или не хочу идти:
Это крупный общий снимок архитектуры
и приближение боковых объектов.
При съемке с широким углом в центре внимания у нас лестница:
А отойдя подальше, через дорогу, я смог акцентировать внимание на часах, и вот уже пальмы стали ближе к часам и играют роль рамки.
F/6.3, 1/400, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
Второй случай – это съемка домика возле самшитовой рощи, чтобы не было искажений перспективы.
F/8, 1/100, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
В случае с озером Рица, получился хоть и банальный снимок, но здесь скомпонованы горы:
Аналогичный эффект наблюдается на снимке Юпшарского каньона, где за счет фокусного расстояния получилось приблизить передний и задний планы:
F/8, 1/100, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
Примером неочевидного применения объектива в путешествии для меня стал вот этот снимок кота на лестнице, который спокойно сидел, пока я был вдалеке. На короткой дистанции снять его мне бы не удалось.
F/5.6, 1/500, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
F/8, 1/200, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF
70-200mm F4L IS USM
И самый наглядный пример, где использование телевика стало гораздо более выигрышным вариантом, – это съёмка каскадов водопадов под названием Золотоносец. Вот для сравнения снимок водопадов на широкий угол:
А сейчас сниму их на длинном фокусе, но только не с рук.
F/32 (из-за того, что не было с собой ND-фильтра),
2 с, ISO 100
| Canon EOS R6 + Canon RF 70-200mm F4L IS USM
Здесь два водопада распределились по сторонам кадра, их отчетливо видно, а за счет стабилизаций в корпусе и в объективе, а также использования штатива, я снимал на длинную выдержку и размыл воду. Правда, по-хорошему, нужно было установить темный фильтр, а не закрывать столь сильно диафрагму.
Итоги
В этом уроке я постарался показать несколько жанров, в которых можно использовать универсальный зум, но, конечно же, не все. Областей его применения очень много, выбирайте, какая или какие вам ближе. К объективу, который я использовал, нет никаких нареканий – он легкий, хорошо фокусируется, и мне с ним было очень удобно, как во время простой прогулки, таки во время путешествия.