Помните первый выпуск про портретную съемку из этой серии уроков? На что я снимал тогда? Какое фокусное расстояние у оптики было? Правильно, 50 мм. Мы говорили об основах портретной съемки. А сейчас уже следующий шаг: возьмём в руки самый настоящий «портретник» и отправимся к специалисту по данному виду съемки.
Об оборудовании
Canon EOS R + Canon RF 85mm f1.2L USM
Сегодня у нас в руках Canon EOS R (и портретный объектив Canon RF 85mm f1.2L USM. Большой, увесистый, с красной полоской, стабилизированный и с дополнительным кольцом регулировки, к которому я привык и без которого я чувствую себя уже неуютно.
Canon RF 85mm f1.2L USM
Это то самое классическое фокусное расстояние, которое принято считать портретным.
Моя
задача послушать, какие
советы даст нам Игорь Сахаров и под его руководством сделать несколько снимков, опираясь на
сказанное.
Нас
интересует не только техническая часть, но и творческая. Как работать с моделью и как готовиться к
данному виду съемки.
Советы Игоря Сахарова
1) Прежде, чем снимать портрет я стараюсь заранее встретиться с моделью. И уже во время беседы смотрю, как формируется светотеневой рисунок на лице от моей настольной лампы во время чаепития. Оцениваю мимику, эмоции и человека в целом.
2) Нужно понимать, что довольно часто есть разница между мужским и женским портретом. Свет для женского портрета нужно использовать более мягкий, а мужчинам подойдет свет пожестче. То есть для мужского портрета можно использовать и небольшие источники света.
3) Помните, что чем больше источник света, тем свет мягче, а точечные дают более жесткий свет.
4) Неважно, сколько источников вы используете. Главное, чтобы зритель видел в первую очередь один.
5) Обязательно узнайте цели заказчика. Для чего будет использоваться фотография.
6) Касательно взгляда. Если хотите более глубокий и серьезный взгляд, то попросите смотреть прямо в объектив.
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
Если хотите прямой, но более расслабленный, то когда снимаете, просите смотреть прямо, но позади вас.
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
7) Если хотите сделать легкий поворот головы, то лучше, чтобы модель смотрела чуть направо. Соответственно, на фото взгляд будет налево, как бы к зрителю. Зритель читает изображение слева направо, сверху вниз. Чтобы усилить эффект обращения к зрителю, попросите сделать модель легкий наклон в левую часть кадра.
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
8) Рекомендуется использовать объектив от 85mm и длиннее, чтобы не было искажения перспективы.
9) Располагайте объектив на уровне глаз портретируемого. Это если говорить про классический портрет. Конечно же, под разные задачи и свой угол съемки, и своё фокусное расстояние и свой свет.
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
10) Нужно быть готовым, что сразу хороших кадров может не получиться, т.к. модели банально нужно настроиться (речь о не профессиональных моделях). Поэтому учитывайте дополнительное время.
11) По возможности распределите задачи, т.е. вы фотограф, а ретушью пусть занимается другой человек.
12) Блик в глазу добавляет ему жизни, не удаляйте его в редакторе!
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
13) Свет, направленный прямо в лицо, дает плоскую картинку. Это плохо!
14) Перед съемкой обязательно продумайте концепцию.
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
15) Если снимаете человека в очках, выставляйте свет таким образом, чтобы он не отражался в них. Например, сверху вниз:
F8, ISO 100, 1/100 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
Мужской портрет в стиле Esquire
Поскольку объектив Canon RF 85mm f/1.2L USM у меня задержался на несколько дней, мы решили еще воспользоваться советами Игоря Сахарова по подходу к съёмке мужского портрета на практике и снять несколько кадров, используя стрипбоксы, то есть небольшой источник света. А обработку сделаем в стиле журнала Esquire, который славится контрастными резкими текстурными мужскими портретами.
Световая схема везде одинакова. Я поставил два стрипбокса параллельно друг другу, а модель поместил за ними:
А просто отдаляя и приближая модель, а также немного меняя угол стрипбоксов, подбирал необходимую мне светотень.
F4, ISO 100, 1/200 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
Кстати, такой схемой можно сделать блик в виде кошачьего глаза, только стрипы нужно посильнее сдвинуть, не так как у нас сейчас.
Фокусное расстояние 85 мм удобно в таких случаях портретной съемки, поскольку перспектива сужается и можно при необходимости при такой расстановке даже снять поясной портрет и боксы не попадут в кадр. Но нас сегодня интересует, конечно, крупный план, учитывая, какую агрессивную обработку я буду делать. Главное, чтобы изначальный кадры был резкий, иначе никакую текстуру вы потом не вытянете. И если сделать отсылку на оптику, что мы сегодня используем, то с этим все было отлично. И вот результат нашего незатейливого экспромта.
F4, ISO 100, 1/200 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
F4, ISO 100, 1/200 c | Canon EOS R + Canon RF 85mm F1.2L USM
Важно понимать, что портрет – это съемка именно человека с душой, мыслями, настроением. Он или она могут быть непривлекательными в каком-то общепринятом понимании, навязанным глянцевыми журналами, но эти люди выглядят реальными, словно ты сам с ними знаком и их лица с морщинами, складками, выступами лица ощущаются предельно реально.