Иван Радьков: «Основы макрофотографии». Урок #2




Иван Радьков: «Основы макрофотографии». Урок #2

Макрофотография делится на разные виды и в каждом существуют свои правила:

  • съёмка живых и неживых объектов;
  • съёмка неподвижных объектов в студии и съёмка на природе;
  • съёмка на разных увеличениях;
  • съёмка одним кадром;
  • с помощью техники фокус-стекинга.

Я создал своеобразный гибрид из всех этих видов съёмки. Вначале научился снимать неподвижные объекты, тех же мёртвых насекомых, а потом перенёс полученный опыт в реальные съёмки на природе. Очень много людей удивляется: как можно в природе снять жука или стрекозу? Ведь обычно люди видят этих насекомых в движении и часто считают, что все макрофотографы снимают только мёртвых насекомых, потому что на увеличении и со стекингом их снять нереально. На самом деле это очень поверхностное мнение людей, которые ничего не знает о макрофотографии.

Большинство удачных кадров на увеличении можно сделать и одним кадром со вспышкой, просто нужно использовать штатив или поймать удачный момент. Отмечу, что бо́льшую часть фотографий я делал одним кадром.


Автор: Иван Радьков. Снято одним кадром на увеличении 2:1

Важно не увеличивать диафрагму слишком сильно (более 14-16), чтобы не получить размытие из-за дисторсии вместо хорошего изображения. Куда лучше снять на меньшем увеличении и кадрировать изображение в процессе обработки. Изображения с полного кадра, сделанные с хорошей стабилизацией при помощи штатива, легко можно скадрировать в фотошопе и получить отличный результат. Иногда даже небольшое отклонение от желаемого увеличения в меньшую сторону может только лучшим образом отразиться на качестве фотографии.

Мнение, что насекомое всё время двигается – глупость. Оно, также как и любое другое существо, просто физически не в состоянии непрерывно двигаться. Для того, чтобы научиться делать красивые кадры, нужно в первую очередь быть натуралистами – изучать насекомых, наблюдать за их повадками, вникать в особенности их маленькой жизни. Знать, что они едят, где спят и прочее. Это и есть настоящий интерес к природе, попытка её постичь, стать её частью. В процессе изучения особенностей насекомых можно сделать много открытий, например, что многие насекомые вообще большую часть времени не двигаются с места, а живут весь сезон на одной «травинке», которой и питаются. Спят и размножаются там же, например, жуки листоеды (на фото ниже – листоед лилейный). Утром, ночью, вечером и днём они на одном и том же месте.


Автор: Иван Радьков. Листоед лилейный
 

Большинство насекомых спят ночью и в это время их можно прекрасно фотографировать. Суть в том, что в зависимости от того, в какой местности вы живёте, где чаще всего снимаете, там и нужно искать объекты для съёмки и потратить достаточно времени для изучения местности.  

К сожалению, чтобы успешно делать потрясающие макрофотографии, нужно жить «среди насекомых» где-то за городом, пусть и временно, часто бывать в местах их обитания, иметь возможность каждый день следить за ними. Это и есть профессиональный подход, который точно даст результаты. Так как я живу в деревне, у меня не было с этим проблем, также как и с пониманием того, что нужно изучать насекомых, следить за ними, каждый день вести фотоохоту. В этом в первую очередь залог успеха. Изучив экосистему и найдя подходящие для съёмки модели, вы сможете снимать их спокойно хоть со стекингом, хоть без.  

Вот список малоподвижных насекомых: пауки, жуки листоеды, клопы, гусеницы, улитки. В вечернее время на цветах и травах ночует огромное количество мух. Можно найти ночующих стрекоз, ос, диких пчёл и прочих насекомых.

Фото мухи журчалки на закате, стекинг из 250 фотографий, всего было сделано 4 разных стекинга, то есть около 1000 снимков и муха всё это время не двигалась, так как уже прекрасно спала.


Автор: Иван Радьков. Муха-журчалка на закате, стекинг из 250 кадров

Лучшее время для съёмки – вечер или очень раннее утро, также лучше всего снимать насекомых осенью, когда из-за холода они становятся менее активными.

Дополнительно я хочу сказать, что в процессе поиска вы можете встретить раненых или мёртвых насекомых. Такое бывает. Снимать их или нет – решайте сами. Поздней осенью часто можно встретить насекомых, замерзших ночью во время заморозков. Не стоит забывать, что жизненный цикл многих из них вообще не очень длинный, мир насекомых жесток и спасаются они исключительно своей быстрой и прекрасной плодовитостью.

При съёмке нужно заботиться о том, чтобы ветер не сдувал объект съёмки. Стабилизация изображения – это один из основных компонентов успеха. Лично я, благодаря тому, что живу за городом, в определённый момент стал брать насекомых с улицы на веранду и снимал их там, а потом возвращал обратно в сад. В первую очередь я это делал потому, что в помещении нет ветра, который очень сильно качает растения, на которых сидят насекомые, а также это даёт немного больше творческой свободы для импровизации с сюжетом, например, съёмка насекомых и отражений цветов в каплях.

Именно таким образом мне удалось сделать много интересных кадров, хоть и не обходилось без неудач, часов ожидания, разочарований. Именно поэтому каждая удачная фотография эксклюзивна и неповторима для меня.


Автор: Иван Радьков

А ещё, можно снимать неподвижные природные объекты, такие как цветы, семена, ракушки, создавать из них натюрморты. Очень увлекательна съёмка различных капель и «отражений» в них объектов.


Автор: Иван Радьков 

Продолжение следует. 

Иван Радьков
Инстаграм

Иван Радьков: «Введение в макрофотографию». Урок #1
Иван Радьков: «Техника съемки с помощью фокус-стекинга». Урок #3