Александр Макушин: «Портретная съёмка. Основные правила и техника (технология!) жанра». Урок #2




Александр Макушин: «Портретная съёмка. Основные правила и техника (технология!) жанра». Урок #2

В этой части поделюсь некоторыми важными правилами и нюансами портретных фотосъёмок. Фотографировать на открытом воздухе здо́рово, но погодные условия ограничивают эту возможность лишь несколькими теплыми месяцами. 

Подготовка

Портретная фотография хотя на первый взгляд и кажется довольно простым жанром, лучшие снимки получаются тогда, когда относишься к фотосессии как к небольшому проекту. Без обдумывания идеи и её проработки обойтись будет довольно сложно. Даже если это рядовой классический женский портрет со светом из окна, всё равно придётся подумать и обсудить с моделью особенности внешнего вида, место съёмки и свет. Важно, чтобы всё сочеталось и играло на конечный результат. Если эти вещи не обсуждать, то вероятность, что всё сложится в единую гармоничную формулу, будет стремиться к нулю. Сегодня фотограф может быть не просто человеком с фотоаппаратом, но ещё и стилистом, специалистом по свету и цветовым сочетаниям. Важно развивать эти компетенции параллельно с изучением техники. Необязательно до уровня совершенства, но базовые представления иметь не помешает.

 


@ Александр Макушин «Алёна». 2021 г. 

Несмотря на всю простоту и незатейливость кадра, он бы не получился таким гармоничным по оттенкам, если бы зал и окружение не совпадали по цветам и не перекликались с тоном кожи. Всё это важно было продумать на стадии подготовки, учитывая в том числе и цвет платья модели, чтобы получить классическое комплиментарное цветовое сочетание.

Свет

Свет – ключевая составляющая фотографии. Без его понимания не получится создать интересную выразительную работу. Обычно новички, снимая в студии, устанавливают свет так, чтобы он подсвечивал модель примерно с той же точки, где и снимает фотограф. Лучшим положением источника является такое положение, где свет светит под углом в 45 градусов относительно модели и под углом в 45 градусов сверху вниз. Там мы получаем объемное освещение, а одного источника света хватает с головой. Такая световая схема называется «Петлей». Прекрасно работает как со студийным светом, так и со светом из обычного окна. Если научиться ей пользоваться, то она позволяет в любых условиях получать аккуратную эстетичную картинку при минимальных затратах. В дальнейшем эту схему можно будет усложнять дополнительными источниками. Если у вас есть возможность, всегда устанавливайте самый большой модификатор, который найдете в студии, – получите мягкий свет. 




@ Александр Макушин «Мария». 2022 г.

Пример световой схемы “Петля”, где источник света находится слева сверху. В качестве модификатора установлена портретная тарелка. Это было необходимо для стилизации работы под классические портреты 1940-х.

Техника

Как правило, в начале пути любой новичок получает совет приобрести объектив с фокусным расстоянием в 50 мм. На мой взгляд, это фокусное расстояние очень сильно ограничивает возможные ракурсы. И если вы занимаетесь не только крупноплановыми портретами, но и снимаете в полный рост, то идеальным выбором будет объектив с фокусным расстоянием в 35 мм (в полнокадровом эквиваленте). Да, у него есть небольшие геометрические искажения, но, как правило, этот фикс-объектив самый удобный и практичный для любой портретной съемки. Если вы снимаете группу людей – он и вовсе будет незаменимым. На открытом воздухе 35 мм позволит передать контекст пространства, в небольших помещениях вы сможете свободно менять ракурсы, не упираясь спиной в стену.
Если вы снимаете с импульсными источниками света исключительно в студии, то отличным выбором будет даже китовый универсальный объектив с переменным фокусным расстоянием, ведь значение диафрагмы обычно всегда превышает величину f/5.6. Студийные вспышки нивелируют разницу между дорогой и доступной по цене оптикой. 

 


@ Александр Макушин. Режиссер и актриса Лидия Копина. 2021 г.

Пример съёмки на любимое фокусное расстояние 35 мм, которое передает и особенности окружающего пространства и позволяет не исказить модель в кадре. Подобный кадр снять на 50 мм было бы проблематично из-за более узкого угла обзора. 

Съёмочный процесс

Когда вы подготовились к фотосессии, продумали и обсудили все нюансы, выставили свет и установили необходимую оптику, важно всем этим воспользоваться по максимуму. Что я имею в виду? Практически все снимки после фотосессии проходят обработку. Однако чем тщательнее вы будете следить за деталями, чем точнее настроите камеру, тем меньше будете тратить времени на этот процесс. Всегда важно обращать внимание на положение волос, состояние одежды, положение рук и ног в кадре. Если мы будем игнорировать детали, то многое уже не сможем исправить. Лишний предмет ещё можно удалить восстанавливающей кистью в Фотошопе. Взъерошенные волосы или пропавшие из кадра пальцы рук восстановить на стадии постпродакшена не получится.  

 


@ Александр Макушин «Анастасия». 2021 г.

Эта съемка с Анастасией практически не редактировалась в Фотошопе. Мы изначально обговорили все детали. Оставалось лишь поймать мягкий свет и делать отличные кадры. Главное состояло в том, чтобы не потерять пальцы и правильно передать взгляд модели. 


Александр Макушин
Сайт автора

* * *

Александр Макушин: «Портретная съёмка. Введение». Урок #1
Александр Макушин: «Секреты успешной портретной съёмки». Урок #3
Александр Макушин: «Портретная съёмка. Ошибки в портретном жанре». Урок #4