Ошибка – громкое слово для специалиста в любой отрасли и их никогда не удастся избежать в полной мере, но к ним нужно относиться, как в возможности получить ценный опыт. Опыт не приходит к тому, кто не ошибается. Однако есть некоторые вещи, на которые стоит обратить пристальное внимание. Они довольно простые и банальные, но тем не менее.
1. Съёмка в формате JPG
Независимо от того какая у вас камера, съёмка в JPG подходит для тех фотографов, которые на 100% уверены в результате съёмки. Я бы всегда рекомендовал снимать в формате RAW, сохраняющем всё информацию о снимке. Из RAW можно вытянуть больше информации на стадии обработки, скорректировать цветовую температуру, вытянуть тени или индивидуальнее поработать с оттенками. JPG всего этого не даёт и если мы ошиблись, что что-то исправить будет невероятно сложно и долго.
@ Александр
Макушин «Соня». 2021 г.
Если я снимал этот кадр исключительно в JPG, потерял бы огромное количество информации о светотеневых переходах и цвете. RAW позволил мне вытянуть интересные оттенки смещением цветовой температуры и ползунка «Оттенок».
2. Съёмка в неподходящее время
Речь скорее про съёмку на открытом воздухе. Фотосессии в условиях яркого полуденного солнца приносят дискомфорт как модели, так и фотографу, но многие фотографы всё равно стараются победить в этой неравной борьбе. Снимать с ярким солнцем – ошибка, особенно на стадии обучения фотографии. Лучшее время съёмки либо день с плотной облачностью, либо «золотой час». Если по какой-то причине нужно снимать в середине солнечного дня, то стоит это делать в тени.
@ Александр
Макушин «Татьяна». 2022 г.
Съёмка в «золотой час» независимо от сезона позволяет фотографировать с лучшим по цветовой температуре естественным светом, который можно получить в течение дня.
3. Использование только одного и того же фокусного расстояния на протяжении многих лет
Как правило, новички в качестве своего первого фикса выбирают объектив с фокусным расстоянием 50 мм. У него есть и плюсы, и минусы, но основная особенность в том, что полтинник не позволяет экспериментировать с интересными ракурсами. Спустя время работы с ним формируется устойчивый стиль съёмки, который очень сильно ограничивает полёт фантазии. Всячески рекомендую время от времени менять фокусные расстояния оптики, чтобы мозг активно включался в работу. Если такой возможности нет, то при использовании единственного объектива стоит экспериментировать с разными цветом, светом, условиями съемки.
@ Александр
Макушин «Влад». 2022 г.
Широкий угол порой даёт больше воздуха в кадре и отлично передает контекст среды и атмосферу места, в которой находится герой.
4. Невольное повторение одной и той же фотографии
Портретная съемка – это не только классический портрет с одной и той же компоновкой кадра. Раньше я сам грешил тем, что снимал людей примерно в одних и тех же условиях, с одним и тем же светом, с одним и тем же позированием и на выходе получал примерно 150 вариантов фактически одной и той же фотографии. Это самый скучный вариант. Наиболее выигрышный для всех участников процесса – стремление сделать как можно больше непохожих друг на друга кадров, чтобы они сформировали единую интересную серию. Довольно сложно на месте придумывать интересные позы и ракурсы, эту работу проще всего провести дома до фотосессии и сделать заметки в смартфоне или блокноте, чтобы не теряться во время съёмки, а подглядывать в шпаргалку.
@ Александр
Макушин «Дмитрий». 2022 г.
Лучший способ получить море разнообразных кадров – придумать для героя небольшую историю. Невольно начнете фотографировать не только крупный план, но и использовать другие ракурсы, для лучшего раскрытия персонажа. На этом кадре (серии) мы придумали образ Деда Мороза, который устал от новогодних корпоративов, решил оторваться и устроить себе праздник. Снимали в самой типичной новогодней фотостудии.
5. Зацикленность на фототехнике
У многих фотографов есть предубеждение, что классный кадр можно сделать только с лучшим фотоаппаратом или оптикой. На мой взгляд, лучший фотоаппарат – тот, что у вас в руках. Несомненно, качественная и современная техника будет давать больше возможностей, но только она не сделает из фотографа настоящего мастера. Если есть возможность приобрести хорошую технику – можно это сделать, если нет – не стоит расстраиваться. Нужно сконцентрироваться на интересных сюжетах, подходах или визуале. На фотоконкурсах мобильной фотографии финалистами становятся такие снимки, которые не могут сделать многие фотографы с профессиональными и дорогими камерами, ведь ключ к успеху находится в вашей голове. Главное не останавливаться и продолжать развиваться несмотря ни на что!
Александр Макушин
Сайт автора
***
Александр Макушин: «Портретная съёмка. Введение». Урок #1
Александр Макушин: «Портретная съёмка. Основные правила и технологии жанра». Урок #2
Александр Макушин: «Секреты успешной портретной съёмки». Урок #3