В этом уроке мы попробуем снимать птиц в их естественной среде обитания. Делать это будем с помощью Дарьи Остапенко, она уже много лет занимается съемкой птиц и сегодня будет консультировать меня, чтобы я, человек ни разу этим не занимавшийся, смог бы сделать хотя бы приемлемые фото, воспользовавшись советами Дарьи.
Начнем с подготовки!
Нужно:
- узнать прогноз погоды
- одеться соответствующим образом, что бы было и тепло и ничего не промокало
- взять непромокаемый коврик ил пенку для удобства
- штатив или монопод с плавно регулируемой головой
- камеру с телеобъективом, но и телезумом тоже стоит захватить, если он у вас есть.
- запастись терпением.
На что снимаем
Снимать я буду на Canon EOS R6 в связке с объективом Canon RF 600mm F11 IS STM. Это бюджетный телеобъектив для RF-системы, как раз для тех, кто хочет снимать удаленные объекты, но не готов платить сотни тысяч рублей за такое удовольствие.
Отмечу, что такая беззеркальная связка камеры и оптики делают съемку более мобильной – объектив весит всего 930 г. Стабилизация изображения эквивалентная 5 ступеням выдержки позволяет снимать проводки с размытием или просто фото и видео с рук.
У объектива два кольца управления, одно для фокуса, второе настраиваемое.
Рычажки для фокуса, выставления дистанции фокусировки и включениях и выкл стабилизации.
Повторюсь, это бюджетный вариант для тех, кому нужно вести съемку на расстоянии. Диафрагма здесь фиксированная F11, как и фокусное расстояние.
Основные области применения этого телевика: съемка птиц и животных днем или открытых спортивных мероприятий, например, гонки на яхтах, серфинг, футбол, а также съемка архитектуры, чтобы скомпоновать объекты на отдалении в одном кадре за счет сужения перспективы и тут уже освещение роли не сыграет, так как здания не двигаются, и штатив вкупе со стабилизациями объектива и камеры позволят снимать спокойно даже ночью.
Поскольку наш объектив со стабилизацией, это позволило мне в какие-то моменты снимать и с рук, когда птицы вдруг решали неожиданно поменять позицию, что в нынешней фотосъемке происходило довольно часто.
Кстати, для тех, кто не понимает, почему при включении
камеры пишется «Установите объектив в положение съёмки»,
– на объективе есть
кольцо Loсk-Unloсk,
поверните его, и всё заработает
В объективом познакомились, вернемся к нашей съемке.
Как мы снимали птиц
Первая рекомендации от Дарьи – съемку лучше вести с положения, когда камера с объективом находится на одном уровне с птицей. С такой позиции и снимок интереснее, и открывается больше перспективы, но это рекомендация, а не правило.
Для начала можно попрактиковаться стоя или чуть присев. Пока объект нашей съёмки чомга, она же большая поганка, уплыла, я начал практиковаться на уточках, и заодно оценить, как камера фокусируется, и с какими настройками можно снимать не сильно активных птиц.
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/640, ISO 800
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/640, ISO 800
Касательно настроек – они подбираются сугубо индивидуально. Птица неспешно плывет или просто замерла на месте – можно спокойно снижать выдержку до 1/100 с, но поскольку какие-то неожиданные движения никто не отменял, то стоит выставить хотя бы 1/500, чтобы обезопасить себя.
Если при съемке в кадр попадают травинки, листья, то они добавляют эффект зонирования, лёгкого размытия, градиента:
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/500, ISO 500
Но для птиц активных птиц и в полете это уже не пройдет. Вот наглядный пример, крылья размыты:
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/640, ISO 800
Так что, если ожидается динамика, то выдержку устанавливаем покороче, увеличивая ISO. У меня только такой вариант, поскольку диафрагма фиксированная, ну, а если у вас объектив, который можно открыть пошире, то открываем.
Беспокоился из-за скрывшегося солнца не стоит, все-таки волшебный RAW + хороший ДД позволяют при необходимости вытянуть детали на посте.
А тем временем чомга наконец-то появилась и поплыла обратно к гнезду, чтобы дальше его обустраивать:
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/640, ISO 800
Я не удержался, включил видеозапись и поснимал с рук, благо стабилизация позволяла это делать. Когда я еще увижу такой процесс.
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/500, ISO 640
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/500, ISO 640
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/500, ISO 640
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/500, ISO 640
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/500, ISO 640
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/500, ISO 640
Глядя на снимки, можно заметить мою любовь загонять на обработке все в контраст. Кстати, в момент, когда чомга подпрыгивала, выдержки 1/500 с оказалось недостаточно, чтобы качественно заморозить процесс.
Давайте для сравнения покажу, какие снимки сделала Дарья по итогу многочасовых ожиданий:
© Фото Дарьи Остапенко
© Фото Дарьи Остапенко
© Фото Дарьи Остапенко
Разница налицо!
Конечно, я не мог ограничиться только этой съемкой. И потом, отдыхая на заливе и прихватив с собой камеру, заметил в небольшом водоеме у залива умывающуюся трясогузку. Что в итоге позволило сделать эти забавные кадры.
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/1250, ISO 1250
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/1250, ISO 1250
Поскольку это активная птица, то выдержку сократил, а ISO поднял для выравнивания экспозиции.
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/1600, ISO 1600
И вообще значение ISO до 3200 это норма в таких съемках, но я еще не настолько осмелел, хотя, признаюсь, в процесс втянулся. К тому же камера с объективом весят немного и не сильно отягощают рюкзак, в отличие от зеркальных аналогов.
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/1600, ISO 1600
Canon EOS R6 + Canon RF 600mm F11 IS STM |
F11, 1/1600, ISO 1600
Давайте телепортируемся обратно к первой части и подытожим. Такие съемки хоть и умиротворяют, но требует недюжинного терпения. Можно вычислить, где птицы строят гнездо и просто выжидать, можно носиться по водоемам и оперативно ловить сюжет, или вариант для совсем ленивых – снимать в специально подготовленных местах, где птиц и животных специально прикармливают, но такие снимки гораздо менее ценны.
Какой бы способ съёмки и оборудование вы не выбрали, я желаю вам прийти домой с прекрасными снимками.