Туристическая съёмка Петербурга | Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | Видеоурок




Туристическая съёмка Петербурга | Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | Видеоурок

В этом выпуске я исполняю роль туриста. Отмораживаем конечности на пляже, на мосту, у моста и даже под мостом и, конечно, не забываем фотографировать.

С того момента, как я переехал в Северную столицу, прошло достаточно много времени. Я безумно люблю этот город с его переменчивой погодой, творческими людьми и великолепной архитектурой. Чем не повод побыть в роли туриста и посетить некоторые места, которые по тем или иным причинам мне лично интересны .

Оборудование


Canon EOS RP
 

Сегодня в качестве инструмента я буду использовать бюджетную полнокадровую камеру Canon EOS RP c объективом Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM, который в отличие от большинства оптики RF стоит не как автомобиль. Так что можно справедливо назвать этот комплект туристическим.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM
  

Объектив имеет внутреннюю стабилизацию, но лишен заветной красной полоски и дополнительного кольца регулировки.


Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM
 

Это не тот комплект, который можно поместить в кармане, но тот, с которым вполне удобно можно снимать в толстых перчатках, если на улице мороз. А именно такой день сегодня и ожидается.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM

Настройка камеры и съёмка 

Давайте сразу проговорим о настройках камеры.

Диафрагма у нас будет всегда в диапазоне от F8 до F11, так мы получим необходимую для наших целей глубину резкости и не нахватаем дифракций.

Несмотря на то, что объектив со стабилизацией, вполне вероятно, что иногда понадобится штатив на длинных фокусных расстояниях. Поскольку на улице, повторюсь, холодно, руки трясутся, диафрагма прикрыта, а ISO задирать не хочется выше значения 800. Поэтому выдержка от 1/100 или меньше.

Формат RAW. Баланс белого пусть будет авто. Доверимся автоматике, учитывая, что планируется приличная постобработка, в том числе и по температуре. 

Поиск локаций 

Мы не ставим целью сегодняшнего выпуска делать спринт по городу и снимать все подряд.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM

Наша задача – путем изменения фокусного расстояния и нашего физического перемещения компоновать кадры по-разному, например, визуально приближая сразу два здания, которые расположены на расстоянии друг от друга, делая их более равнозначными в кадре. Или наоборот, вплотную подойти, используя широкий угол, дабы подчеркнуть геометрию. 

В качестве бонуса все точки, которые мы посетим, я покажу на карте в видеоверсии урока.

Съемка в городе

Начнем мы с пешеходного моста, что построен возле парка 300-летия Петербурга. Отсюда открывается много видов, например, на стадион Газпром-арена и Лахта-центр.

Это наша стартовая точка для разминки и давайте сделаем несколько снимков, дабы подчеркнуть геометрию моста и близлежащих зданий.

Хочу сказать, что поиск нужного ракурса, чтобы поместить желаемые элементы в кадре варьируя как своё расположение, так и фокусное расстояние объектива – это еще та морока, да и занимает очень много времени. 

Лично меня привлекла внешняя конструкция развлекательного центра с ритмическим рисунком в виде колонн. 


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 50 мм, f/8, ISO 500, 1/200 с

Изгиб моста и ритм фонарных столбов тоже зацепил глаз:  


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 240 мм, f/8, ISO 500, 1/200 с

Кстати, часто, чтобы зритель больше следил за чередованием деталей в кадре, из снимка убирают цвет. В итоге всё, что остается – это следить за линиями.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 109 мм, f/8, ISO 500, 1/200 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 105 мм, f/8, ISO 500, 1/200 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 105 мм, f/8, ISO 500, 1/200 с

Следующая наша локация – неподалеку от Горного университета. Тут есть пирс и возможность хорошо снять Исаакиевский собор через Благовещенский мост, причем так, чтобы фонари моста не перекрывали купола собора.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 70 мм, f/8, ISO 500, 1/125 с

Например, как на этом фото. И если на таком общем плане это еще можно простить, то при съемке на длинном фокусе уже хочется поправить ситуацию: 


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 213 мм, f/8, ISO 500, 1/125 с

Все что от нас требуется – переместиться в сторону, пока кадр не выстроится. На длинном фокусе собор станет визуально ближе к мосту и, как результат, – два зайца одним кадром. Это будет наш слоган на сегодня в некоторых снимках. 

Следующую локацию многие помнят по фильму "Невероятные приключения итальянцев в России" –  Университетская набережная.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 24 мм, f/8, ISO 500, 1/125 с

Помимо сфинксов, тут есть еще статуи львов, и вот смотрите –  я могу снять сразу и льва и снова Исаакий. Но используя широкий угол, собор слишком вдалеке и банально малозаметен, а лев явно доминирует в кадре. Но если чуть увеличить фокусное расстояние, картина меняется:


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 62 мм, f/8, ISO 500, 1/125 с

Тоже самое и со сфинксом:


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 134 мм, f/8, ISO 500, 1/125 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 24 мм, f/9, ISO 500, 1/125 с

Это фото мне нравится, сфинкс эпичный. Но что, если я хочу в один кадр относительно равнозначно разместить несколько важных объекто? В данном случае мы просто переходим через дорогу, чтобы отдалится физически, ставим максимально возможное фокусное расстояние, и вот уже невооруженным взглядом видим два памятника архитектуры:


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 218 мм, f/9, ISO 500, 1/125 с

Сфинкс, и как вы уже догадались мой любимый Исаакиевский собор, который словно подвинулся к скульптуре.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 218 мм, f/9, ISO 500, 1/125 с

Плюс телевика – всегда будет возможность сконцентрировать, как можно больше зданий в одном кадре, которые визуально словно стоят плечом к плечу, причем с любого телевика. И чем длиннее фокусное расстояние, тем ближе друг к другу будут располагаться элементы в кадре.

Обратите внимание, что наш маршрут лежит по открытым локациям. Логично, что если вы поедете отдыхать, где кругом только тесные переулки, телевик вряд ли будет полезен и тогда широкий угол – наше всё. Но и на открытых пространствах часто нужен ширик, если, например, на телевик вы не можете снять из-за того, что банально мажется картинка (когда уже темно и нельзя выставить короткую выдержку) или нет возможности отойди дальше, или между вами и объектом съемки есть препятствие.

Следующая точка это набережная Петропавловской крепости.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 129 мм, f/9, ISO 500, 1/125 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 178 мм, f/8, ISO 500, 1/320 с

Снова давайте посмотрим, как можно варьировать масштаб объектов меняя фокусное расстояние на примере корабля и ограждения на набережной у острова.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 33 мм, f/8, ISO 500, 1/320 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 70 мм, f/8, ISO 500, 1/320 с

Если вы хотели делать акцент на ограждении, то ширик с этим лучше справился, если акцент на корабле, то второй вариант более логичен.

А теперь соберем Исаакиевский собор, арку со шпилем Адмиралтейства и флаг в единый ансамбль. И вот так выглядит изменение положения зданий относительно моего перемещения. Так как между нами река, препятствий нет:


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 203 мм, f/8, ISO 500, 1/250 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 188 мм, f/8, ISO 500, 1/250 с

Какую делать обработку, оставлю на ваше усмотрения, обработки в этом уроке касаться мы не будем, но лично мне нравится, когда этот ансамбль фигурирует как темный контур:


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 188 мм, f/8, ISO 500, 1/250 с

Используя широкий угол, подобную компоновку мы никак не провернем…

Следующая точка – Казанский собор на Невском проспекте, куда же без него.

Его как раз чаще всего снимают, используя широкий угол, во многом из-за  дугообразной формы, которую банально хочется подчеркнуть, к тому же это отличный способ минимизировать попадание в кадр проводов, которых тут немало. 


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM |70 мм, f/8, ISO 1000, 1/100 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM |24 мм, f/8, ISO 1000, 1/100 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM |24 мм, f/8, ISO 1000, 1/100 с

Следующая локация – это один из самых любимых мостов для фото на различные открытки. Большеохтинский мост или, иначе, Мост Петра Великого. Глядя на него, на секунду может показаться, что вы в Лондоне из-за архитектуры центральных башен.

На улице темнеет, диафрагма f/8, а я еще ко всему этому решил немного смазать воду, поэтому буду использовать ND-фильтр. Выдержка составит 20 с. При всем желании, даже с учетом того, что в объективе есть стабилизация, даже со штативом, который легкий, так как я, повторюсь, турист, и лишние 10 кг не хочется с собой таскать, все равно держать картинку сложно. На улице ветрено. Поэтому в данном случае короткое фокусное расстояние – оптимальный вариант получить резкий снимок неподвижных элементов и смазать все, что движется. И самое главное, помимо моста, с этой точки съемки здесь нет ничего интересного. А значит, используя широкий угол, я все второстепенные здания позади моста визуально отодвигаю дальше. 


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 52 мм, ND-фильтр, f/8, ISO 800, 20 с

Теперь дождемся, когда стемнеет. Петербургские мосты лучше снимать ночью с подсветкой:


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 24 мм, ND-фильтр, f/5.6, ISO 800, 13 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 40 мм, ND-фильтр, f/5.6, ISO 800, 13 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 24 мм, f/11, ISO 100, 2,5 с

Следующая наша точка – вы не поверите – Исаакиевский собор. Нет, меня не заклинило. Просто здесь есть еще здание Манежа, вход в который украшен замечательными статуями.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 35 мм, f/8, ISO 100, 1 с

И сейчас, используя уже широкий угол, я скомпоную в кадре равноценно и статую, и собор. Почему широкий угол? – очень  просто. Собор и так располагается достаточно близко (ближе 100 м) и он огромный, а статуя относительно небольшая.

Если я буду удаляться и увеличивать фокусное расстояние, то собор начнет визуально приближаться и попросту не влезет в кадр. А вот если бы собор был на большем расстоянии, то я бы все делал наоборот.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 62 мм, f/8, ISO 100, 1 с

Смотрите, со второй статуей, которая чуть дальше от собора, пришлось уже использовать фокусное 62 мм, хотя я отошёл метров на 20 от первой скульптуры.

И последняя, самая суровая и самая ветреная точка на сегодня. Вспоминаю, и сразу дрожь берет. Это Морская набережная с видом на мост Западного скоростного диаметра и Лахта-центр, которые по нашему слогану про двух зайцев одним кадром мы и запечатлели, опять же используя широкий угол. Так же отсюда открывается вид и на стадион.


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 48 мм, f/8, ISO 100, 3,2 с


Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 58 мм, f/11 ISO 100, 5 с

 
Canon EOS RP + Canon RF 24-240mm f4-6.3 IS USM | 48 мм, f/11, ISO 100, 5 с

Хорошая точка для съемки, но если вы соберетесь сюда, запомните важный момент: здесь очень ветрено и холодно даже летом, когда прогноз показывает скорость ветра «0».

Выводы

Часто на форумах или чатах звучит фраза "вам просто повезло с городом". Спорить не буду, чем красивее город, его архитектура, тем и снимки проще сделать, но это не отменяет факта, что и обычные, тривиальные казалось бы  объекты можно снять красиво, играя с геометрией и углом съемки.

Опускать руки только из-за того, что город не пестрит фееричными архитектурными решениям, не стоит. Вам и только вам решать, что способен передать ваш снимок. Потому ищите вдохновение, ставьте новые задачи для развития и реализовывайте их. Желаю вам делать такие кадры, которые не оставят зрителя равнодушным.