Введение в спортивную фотографию. 5 лучших кадров с историей
Сам удивляюсь, как с такой фамилией я оказался в фотографии,
а не в шоу-бизнесе, но абсолютно не жалею об этом. Сейчас моя должность
называется специальный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня», и это значит,
что объектом моей съёмки может стать что угодно: от президента страны до производства
кастрюль. Но любимым видом фотографии для меня является спортивная съёмка.
Благодаря отцу секреты экспозиции и тайны тёмной комнаты были знакомы мне с детства. Но всё же долгие годы фотоаппарат был, как и у многих, просто спутником моей жизни, визуальным дневником. Всё изменилось, когда я, начинающий пишущий журналист, пришёл работать в газету «Спорт-Экспресс». Я был очарован красотой снимков, ежедневно появлявшихся на наших полосах. Ещё бы, в отделе иллюстраций собрался почти весь цвет российской спортивной фотожурналистики: Александр Фёдоров, Сергей Киврин, Александр Вильф, Андрей Голованов... Их работа, а также возможность ежедневно отслеживать мировые тенденции в снимках фотографов Reuters, AP и AFP и послужила отправной точкой моего преображения в фотожурналиста.
Смею думать, что к этому моменту я обладал достаточным культурным базисом, чтобы воспринимать фотосъёмку спорта как творческую задачу, а не просто работу по производству иллюстраций. Тем не менее, пришлось приложить порядочные усилия для погружения как в мир фототехнологий, так и в область визуальных искусств. Мой приход в фотожурналистику совпал с цифровой революцией, облегчившей вхождение в профессию. Неоценимой была и помощь старших товарищей по цеху, которые объясняли мои ошибки и делились своими навыками. Не буду делать из них секрета и я.
Именно спортивная фотография в итоге привела меня в крупнейшее информационное агентство страны. Если в «СЭ» я был всё же пишущим репортёром и лишь изредка приносил в редакцию плёнки, то на следующем месте работы, в «Советском спорте», доля фотографии в моей работе значительно выросла. Первым человеком, который увидел во мне именно фотографа, стал Олег Никишин, руководитель агентства Epsilon и представитель Getty Images в России. Полагаю, он просто не знал о том, что я – «карандаш». В его агентстве мне довелось пройти мощную школу всего спектра фотожурналистики. Затем последовали 6 лет в качестве основного фотографа газеты «Спорт день за днём», пока однажды я не получил первую премию на конкурсе «Спортивная Россия», который проводило РИА «Новости». В 2011 году агентство уже активно готовилось к роли хоста Олимпийских игр в Сочи, и неудивительно, что многие лауреаты этого конкурса вскоре оказались в рядах фотослужбы РИА «Новости».
И именно спортивная фотография принесла мне наибольшее признание. В 2016-м году серия о хоккеистах любителях была признана лучшей в категории спортивных историй на World Press Photo.
Владимир Песня @ 2015. Ветлуга. Играющий
тренер ХК «Ветлуга» Евгений Соловьёв расчищает площадку перед тренировкой своей
команды.
Nikon D5, объектив 16-35/4
Удивительно, в Ветлуге я тогда провёл всего два дня, но этого хватило для полного погружения в жизнь моих героев. Это в огромной степени благодаря их открытости и увлечённости. Так что победу на World Press Photo с этой серией я разделяю вместе c ветлужанами.
Владимир Песня @ 2015.
Токио. Фрагмент матча Кубка мира по волейболу среди мужчин между сборными
России и Японии.
Nikon D4, объектив 70-200/2.8
За этим кадром я охотился несколько лет, пытаясь выразить скрытую пружину волейбольной атаки. Снимок должен быть именно таким, но всегда чего-то мне не хватало: навыков, технических возможностей камеры, ситуации на площадке, точки съёмки, везения. В Токио пазл наконец-то сложился.
Владимир Песня @ 2017.
Москва. Фрагмент матча чемпионата России по футболу между командами «Спартак»
(Москва) и «Зенит» (Санкт-Петербург).
Nikon D5, объектив 800/5.6
Футбол является бесперебойным поставщиком выставочных кадров. Очень трудно выбрать лучший из них. Пусть будет этот, подчёркивающий возможности 800-миллиметрового объектива.
Владимир Песня @ 2015.
Токио. Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон (Франция) выступают с произвольным
танцем
на World Team Trophy по фигурному катанию. Nikon D4, объектив 600/4
Поцелуй в этом вращении не был запланирован, но эмоции лучших ледовых танцоров последних лет в этот момент зашкалили. Повезло зафиксировать это только мне. Снимок принёс серебряную медаль французского Sportfolio Festival.
Владимир Песня @ 2016.
Ницца. Юный исландский болельщик перед началом матча 1/8 финала чемпионата
Европы по футболу
между сборными Исландии и Англии. Nikon D5, объектив 70-200/2.8
Из всех моих снимков футбольных болельщиков любимым является этот. Когда я увидел этого мальчишку минут за 20 до начала игры, ясно понял, что футбольный Brexit неминуем. Так и случилось: англичан порвали на исландский флаг.
Владимир Песня @ 2018.
Москва. Арбитр Нестор Питана бросает жребий перед началом финального матча
чемпионата мира по футболу
между сборными Франции и Хорватии. Nikon D5, объектив
600/4
В качестве бонуса хочу поделиться кадром с, пожалуй, самого яркого спортивного события, когда-либо проходившего в России. Это время осталось в моей памяти, не только праздником футбола, но и отлаженной как часы работой всей фотослужбы нашего агентства. Не знаю, пройдёт ли у нас в стране ещё что-то столь грандиозное, но вспоминать ЧМ-2018 будут и благодаря моим кадрам тоже.
Владимир Песня
Вторая часть. Особенности и техника спортивной фотографии
Третья часть. Как снимаются различные виды спорта?
Четвертая часть. Советы и секреты успешной съемки