Как снимаются различные виды спорта?
У каждого вида спорта есть свои правила и особенности; от них, а также от геометрии помещения, от схемы и характера освещения зависит как выбор аппаратуры, так и то, как именно работать фотографу.
Футбол
Начнём с футбола. На официальных соревнованиях фотографы находятся за линией рекламных щитов, за воротами или напротив скамеек запасных. Иногда выделяются верхние точки на трибунах. Для решения широкого круга задач необходимо снимать одновременно тремя камерами: две в руках и одна дистанционная. Последняя устанавливается в воротах и управляется либо отдельным пультом, либо запараллелена с одной из камер в руках. На основной камере с моноподом закреплён супертелеобъектив: от 300 до 800 мм. Наиболее удобные для съёмки футбола фокусные расстояния – 400 и 500 мм. Ими можно снять большинство сюжетов. На второй камере установлен телезум 70-200 мм, который покрывает ближний участок поля. Иногда конструкция стадиона и характер игры (например, английский футбол), позволяют эффектное использование на близких расстояниях объектива 24-70 мм.
В съёмке футбола очень помогает знание индивидуальных реакций игроков на стандартные ситуации: гол, промах, нарушение правил. Например, Артём Дзюба, забив гол, "отдаёт честь" лицом к трибунам. Знание этого позволяет не пропустить эмоциональный сюжет.
Владимир
Песня @ 2019. Саранск. Артём Дзюба отмечает забитый гол в отборочном матче
чемпионата Европы по футболу между сборными России и Сан-Марино.
Nikon D5, объектив
70-200/2.8
Владимир
Песня @ 2016. Москва. Павел Аликин, Зе Луиш и Маурисио в матче чемпионата
России между командами «Спартак» и «Уфа».
Nikon D5, объектив 400/2.8
Хоккей с шайбой
Для фотографов выделяются зоны вдоль бортов и места на трибунах. Хоккей от борта снимать намного интереснее, динамичнее. Мы близки к объекту съёмки и можем создать эффект присутствия. У борта – основной объектив 70-200 мм, им можно снять большинство ситуаций. Неплохо наготове иметь вторую камеру с широкоугольным объективом: 24 мм, ещё лучше 20 или 16. В этой зоне игроки частенько впечатывают друг друга в борта и можно получить эффектную карточку. Но тут мы сталкиваемся с самой большой проблемой съёмки хоккея в России. В отличии от НХЛ, например, наши защитные стёкла грязны и толсты, они ухудшают картинку и искажают её, если мы снимаем через них не перпендикулярно. Для чистой картинки есть верхняя точка. Оттуда игра как на ладони, и снимать её легче. Наверху достаточно одной камеры, а объектив выбирается в зависимости от высоты точки. На наших стадионах это, как правило, 300-400 мм.
Владимир
Песня @ 2007. Москва. Алексей Симаков забрасывает шайбу в матче КХЛ между
командами ЦСКА и «Салават Юлаев».
Canon 1D Mark II N, объектив
300/2.8. Съёмка с трибуны
Владимир
Песня @ 2018. Каннын. Роза Линдстедт (слева) и Анна Шохина в матче группового
этапа женского хоккейного турнира
на Олимпийских играх-2018 между сборными
Финляндии и России.
Nikon D5, объектив 16-35/4. Съёмка от борта
Волейбол
Одна из самых сложных для съёмки спортивных игр. Но очень благодарная: количество эмоций на волейбольной площадке намного выше, чем в других играх, а перемещения игроков подчиняются законам, которые при достаточном опыте можно понять и предсказать. Наиболее простые сюжеты снимаются с верхних точек на супертелевики от 400 до 600 мм. Это борьба над сеткой, атака и блок. Неплохо выглядят передачи и защитные падения. Как правило, на волейбольном матче у фотографа есть возможность выбора любой точки сверху, и с каждой открываются новые возможности. Внизу на волейболе работать сложнее. Во-первых, из-за скорости перемещения игроков, во-вторых, из-за того, что на заднем плане в кадр лезут посторонние предметы: части ног, скамеек, швабр и прочий визуальный мусор. Основной объектив при съёмке снизу – 70-200 мм. Супертелевики используются для крупных планов и деталей.
Владимир
Песня @ 2013. Берлин. Татьяна Кошелева атакует в матче 1/2 финала чемпионата
Европы по волейболу
среди женщин между сборными России и Сербии.
Nikon D4, объектив
500/4. Съёмка с трибуны
Владимир
Песня @ 2011. Бусто-Арсицио. Испанки Патрисия Аранда, Диана Санчес и Диана
Кастаньо Сарриас (слева направо) пытаются
поднять мяч в защите в матче группового
этапа чемпионата Европы по волейболу среди женщин между сборными командами
Нидерландов и Испании.
Canon 1D Mark IV, объектив 70-200/2.8. Съёмка от бокового рекламного щита,
перпендикулярного сетке
Владимир
Песня @ 2018. Турин. Итальянец Освальдо Хуанторена атакует в матче группового
этапа
чемпионата мира по волейболу среди мужчин между сборными Италии и Польши.
Nikon D5, объектив
70-200/2.8. Съёмка от бокового рекламного щита, параллельного сетке
Фигурное катание и художественная гимнастика
Отличаются простотой слежения за объектами съёмки. Кроме того, все движения спортсменов стандартизированы. Очень рекомендую изучать отдельные элементы и предварительно просматривать программы, они сейчас легко доступны в YouTube. Так можно заранее отметить наиболее эффектные моменты выступлений и выбрать позицию для съёмки и оптику с учётом этого.
Владимир
Песня @ 2013. Токио. Россияне Татьяна Волосожар и Максим Траньков во время
показательных выступлений
на этапе Гран-при по фигурному катанию.
Nikon D4, объектив
500/4
Владимир Песня @ 2017.
Пезаро. Грузинка Саломэ Пажава выступает с мячом на чемпионате мира по
художественной гимнастике.
Nikon D4, объектив 400/2.8
Гоночные виды спорта
Это раздолье для съёмки с проводкой. Два главных правила: подбирать выдержку в соответствии со скоростью движения объекта и держать его в фокусе.
Владимир
Песня @ 2006. Москва. Фрагмент международных соревнований на велотреке в
Крылатском.
Canon 1D Mark II N, объектив
24-70/2.8
Владимир
Песня @ 2017. Минск. Россиянка Татьяна Бородулина в полуфинале женской эстафеты
на Кубке мира по шорт-треку.
Olympus EM-1 Mark II, объектив 40-150/2.8
Владимир
Песня @ 2019. Раубичи. Норвежец Эндре Стрёмсхейм во время мужской
индивидуальной гонки на чемпионате Европы по биатлону.
Nikon D5, объектив 300/4
Владимир
Песня @ 2014. Санкт-Петербург. Чемпионат мира по водно-моторному спорту, класс
Endurance Pneumatics.
Olympus EM-1, объектив 40-150/2.8
Владимир
Песня @ 2012. Красная поляна. Француз Тони Рамуан во время Кубка Европы по
сноуборд-кроссу.
Nikon D3s, объектив 70-200/2.8
Стрельба из винтовки или лука
Эти соревнования характерны сильным ограничением доступа из-за повышенной опасности, статичностью происходящего, невозможностью снять всю картину в целом. Поэтому рекомендую сосредотачиваться на деталях: лицах, руках, вылетающих из оружия гильз с характерным дымком. Особый шик – съёмка начального полёта пули или стрелы. Для успеха недостаточно иметь суперскоростную камеру. Необходимо внимательно присматриваться к спортсмену, замечать его мимику и мельчайшие движения пальцев перед спуском тетивы или крючка.
Владимир
Песня @ 2016. Новогорск. Степанида Артахинова на всероссийских паралимпийских
соревнованиях по стрельбе из блочного лука.
Nikon D5, объектив 600/4
Владимир
Песня @ 2019. Раубичи. Россиянин Дмитрий Малышко на огневом рубеже во время
смешанной эстафеты на чемпионате Европы по биатлону.
Nikon D5, объектив 300/4
Шахматы
Казалось бы, что совсем несложно снимать шахматы. Сидят себе шахматисты без движения, морщат лоб, изредка передвигая фигуры. Одно дело, когда двое лучших бьются за титул чемпиона мира – на таких матчах для фотосъёмки созданы все условия. Другое дело – массовый турнир, где десятки спортсменов сидят по разным помещениям с плохим светом, а регламент позволяет снимать только первые пять минут от начала партии, а ведь в дебюте партии ничего интересного не происходит. Однажды, снимая Кубок России по шахматам, я безнадёжно переходил из комнаты в комнату, не имея ни одной годной карточки. В очередном помещении я заметил, что после реактивного обмена дебютными ходами один из соперников встал из-за стола. В отчаянии я на пару секунд уселся на это место и снял второго шахматиста через доску. Его взгляд всё искупил. Это был единственный кадр, который годился для публикации. Тем более, что его случайным героем оказался будущий победитель турнира.
Владимир Песня @ 2007. Москва.
Гроссмейстер Евгений Наер во время Кубка России по шахматам.
Canon 1D Mark II N, объектив 16-35/4
Владимир Песня
Первая часть. Введение в спортивную фотографию. 5 лучших кадров с историей
Вторая часть. Особенности и техника спортивной фотографии
Четвертая часть. Советы и секреты успешной съемки