Владимир Песня. Спортивная фотография: жизнь в движении. Урок, часть 4




Владимир Песня. Спортивная фотография: жизнь в движении. Урок, часть 4

Советы и секреты успешной съемки

Для того, чтобы уйти от однообразия сюжетов, у любого спортивного фотографа есть большое количество выразительных средств.  Расскажу о некоторых из них.

● Использование стихий. Многие соревнования проходят в воде, на снегу или на песке. Грех не использовать их особенности на благо фотографии. Особую сложность представляет съёмка водных видов спорта – из-за того, что брызги воды или парение тёплого воздуха у поверхности мешают точно навести камеру. Здесь важны крепкие руки, терпение и везение. Ну, и конечно, знание того, как поведёт себя вода при различных выдержках.


Владимир Песня @ 2019. Анталья. Спортсмен сборной Австрии по плаванию во время тренировочного сбора.
Sony Alpha 9 II, объектив 800/5.6


Владимир Песня @ 2015. Казань. Американец Джордан Вилимовски финиширует на дистанции 10 км на открытой воде
во время чемпионата мира по водным видам спорта.
Nikon D4s, объектив 800/5.6


Владимир Песня @ 2015. Казань. Китаец Сунь Ян на дистанции 800 м вольным стилем
во время чемпионата мира по водным видам спорта.
Nikon D4s, объектив 800/5.6


Владимир Песня @ 2015. Казань. Зимбабвийка Кирсти Лейт Ковентри на дистанции 200 м
во время чемпионата мира по водным видам спорта.
Nikon D4s, объектив 800/5.6


Владимир Песня @ 2015. Казань. Пловец во время чемпионата мира по водным видам спорта.
Nikon D4s, объектив 800/5.6

Привязки к месту – важная часть спортивного репортажа. Нужно уместить в одном кадре обычный спортивный сюжет и указание на место проведения турнира, заботливо расположенное организаторами в каком-нибудь месте стадиона. Или же привязкой может послужить узнаваемый объект на заднем плане, например, известное здание. Высший пилотаж – обнаружить привязку на каком-нибудь предмете экипировки и вписать в сюжет.


Владимир Песня @ 2007. Москва. Россиянка Вера Звонарёва выступает на теннисном турнире Кубок Кремля.
Canon 1D Mark II N, объектив 400/2.8


Владимир Песня @ 2012. Лондон. Россиянин Александр Бутько пасует в матче предварительного этапа мужского волейбольного турнира
на Олимпийских играх-2012 между сборными России и Сербии.
Nikon D3s, объектив 70-200/2.8

Детали привлекают внимание зрителя к таким аспектам спорта, которые практически невозможно увидеть ни непосредственно на стадионе, ни в телетрансляции. Вздувшиеся от напряжения жилы на руках, выразительные взгляды, татуировки и маникюр, части снаряжения – всё это неизменно пользуется успехом.


Владимир Песня @ 2017. Казань. Португалец Рикарду Куарежма на тренировке перед матчем
Кубка Конфедераций по футболу против сборной Чили.
Nikon D5, объектив 800/5.6


Владимир Песня @ 2012. Сочи. Россияне Кавагути Юко и Александр Смирнов выступают в короткой программе парного катания
во время финала Гран-при по фигурному катанию.
Nikon D3s, объектив 600/4


Владимир Песня @ 2015. Москва. Игроки клуба «Могучие Утки» (Воронеж) разминаются перед матчем Восточной лиги
американского футбола против команды «Спартанцы» (Москва).
Nikon D4, объектив 16-35/4


Владимир Песня @ 2015. Токио. Россиянка Елизавета Туктамышева во время показательных вступлений
на 
World Team Trophy по фигурному катанию. Nikon D4, объектив 600/4


Владимир Песня @ 2015. Казань. Аурелия Мюллер (Франция) и Шерон ван Роувендал (Нидерланды)
после финиша женского заплыва на 10 км на открытой воде во время чемпионата мира по водным видам спорта.
Nikon D4s, объектив 800/5.6

Свет и тень – то, из чего вообще состоит фотография. Эти элементы можно сделать основными эффектными инструментами, умело пользуясь экспозицией. Главным образом, замеряя её по светам и минусуя на несколько ступеней.


Владимир Песня @ 2007. Москва. Алёна Савченко и Робин Шолковы (Германия) на выступают
с показательной программой на Гран-при по фигурному катанию.
Canon 1D Mark II, объектив 7-200/2.8


Владимир Песня @ 2013. Киев. Украинка Наталья Годунко выступает с показательным номером
на чемпионате мира по художественной гимнастике.
Nikon D4, объектив 400/2.8


Владимир Песня @ 2012. Красная Поляна. Казахстанец Михаил Лихоманов тренируется перед началом
Суперконтинентального кубка по лыжному фристайлу.
Nikon D3s, объектив 24-70/2.8


Владимир Песня @ 2017. Москва. Фрагмент матча чемпионата России по футболу между командами ЦСКА и «Спартак».
Nikon D4, объектив 16-35/4


Владимир Песня @ 2015. Казань. Фрагмент женского матча по водному поло между сборными Казахстана и Новой Зеландии
на чемпионате мира по водным видам спорта.
Nikon D4s, объектив Lensbaby Edge 80/3.5

● Движения камеры. Кроме обычной проводки, камеру во время экспозиции можно дёргать из стороны в сторону и даже крутить вокруг оптической оси. Чтобы не получилась бессмысленная мазня, нужно стараться держать основной объект в фокусе.


Владимир Песня @ 2018. Каннын. Канадка Ребекка Джонстон радуется заброшенной шайбе в матче предварительного этапа женского хоккейного турнира
против сборной России на Олимпийских играх-2018.
Nikon D5, объектив 400/2.8. «Классическая» проводка


Владимир Песня @ 2016. Париж. Французские болельщики во время финального матча
чемпионата Европы по футболу между сборными Португалии и Франции.
Nikon D5, объектив 600/4. Вращение камеры на моноподе вокруг оптической оси


Владимир Песня @ 2016. Сочи. Голландец Фрек ван дер Варт в квалификационном забеге на дистанцию 500 м во время чемпионата Европы по шорт-треку.
Nikon D4, объектив 70-200/2.8. Вращение свободно удерживаемой камеры вокруг оптической оси с одновременной проводкой


Владимир Песня @ 2018. Каннын. Фрагмент финального эстафетного забега на 5000 м в мужском турнире по шорт-треку на Олимпийских играх-2018.
Nikon D5, объектив 70-200/2.8. Вращение свободно удерживаемой камеры вокруг оптической оси с одновременной проводкой и включённым режимом мультиэкспозиции. А ещё в этот момент можно было бы слегка зуммировать :)

Можно использовать специальные объективы, дающие интересные оптические рисунки: тилт-шифты, рефлекторы, лензбейби и прочие. Главное, надо понимать, подобные приёмы нужны для придания разнообразия репортажу и вряд ли могут считаться основным или единственным инструментом.


Владимир Песня @ 2018. Москва. Фрагмент финального матча чемпионата мира по футболу между сборными Франции и Хорватии.
Nikon D5, объектив TS 85/3.5


Владимир Песня @ 2012. Лондон. Фрагмент матча женского турнира по хоккею с мячом на Олимпийских играх-2012
между сборными Нидерландов и Великобритании.
Nikon D3s, объектив Lensbaby Edge 80/2.8


Владимир Песня @ 2012. Красная поляна. Японец Сиката Мотоки на тренировке по могулу во время Суперконтинентального кубка
по лыжному фристайлу.
Nikon D3s, объектив Lensbaby Double Glass 50/2


Владимир Песня @ 2015. Казань. Португалец Рафаэл Жил в заплыве на 5 км в открытой воде на чемпионате мира по водным видам спорта.
Nikon D4, объектив-рефлектор Samyang 500/6.3

Использование геометрии кадра. Линии, создаваемые движением спортсменов или существующие в пространстве, помогают нам направить взгляд зрителя в желаемом направлении.


Владимир Песня @ 2019. Москва. Гимнастка идёт на тренировку в Центре Ирины Винер.
Nikon D5, объектив 24-70/2.8


Владимир Песня @ 2010. Москва. Фрагмент матча чемпионата России по футболу между командами «Спартак» и «Сатурн».
Canon 1D Mark II N, объектив 400/2.8


Владимир Песня @ 2012. Лондон. Зара Филиппс (Великобритания) на лошади Хай Кингдом выступает
в индивидуальном финале конного троеборья на Олимпийских Играх-2012.
Nikon D3s, объектив 300/2.8

● Эмоции – важный элемент воздействия на зрителя. В этом плане спортивным фотографам повезло: эмоции в спорте хлещут через край – только успевай черпать.


Владимир Песня @ 2013. Копенгаген. Россиянин Алексей Вербов после церемонии награждения золотыми медалями
на чемпионате Европы по волейболу среди мужчин.
Nikon D4, объектив 24-70/2.8


Владимир Песня @ 2018. Москва. Испанская болельщица реагирует на поражение сборной Испании от команды России
в 1/8 финала чемпионата мира по футболу.
Nikon D5, объектив 200-400/4


Владимир Песня @ 2016. Марсель. Португалец Пепе реагирует на промах по воротам в матче 1/4 финала чемпионата Европы
по футболу между сборными Португалии и Польши.
Nikon D5, объектив 600/4


Владимир Песня @ 2015. Москва. Алексей Спиридонов в матче чемпионата России по волейболу среди мужчин
между командами «Динамо» (Москва) и «Зенит» (Казань).
Nikon D4, объектив 500/4


Владимир Песня @ 2012. Шеффилд. Россиянин Евгений Плющенко завоёвывает свой седьмой титул чемпиона Европы по фигурному катанию.
Nikon D3s, объектив 400/2.8

● Юмор также является важным выразительным средством. Комичные ситуации на стадионах возникают непредсказуемо, но, к счастью, часто.


Владимир Песня @ 2015. Казань. Венгерка Николетта Кишш смотрит на соперницу перед заплывом на 25 км
на открытой воде во время чемпионата мира по водным видам спорта.
Nikon D4s, объектив 800/5.6


Владимир Песня @ 2012. Москва. Канадцы Скотт Мойр и Тесса Вирчу выступают с произвольной программой на этапе Гран-при по фигурному катанию.
Nikon D3s, объектив 600/4


Владимир Песня @ 2009. Москва. Главный тренер сборной России по футболу Гус Хиддинк с помощниками наблюдает
за матчем чемпионата России между командами ЦСКА и «Амкар».
Canon 1D Mark II N, объектив 400/2.8


Владимир Песня @ 2008. Химки. Юные болельщики на трибуне во время футбольного матча между женскими сборными России и Израиля.
Canon 1D Mark II N, объектив 400/2.8

На соревнованиях не стоит пренебрегать общими планами. Они помогают передать атмосферу происходящего. Для этого важны детали снимка: яркие флаги, колоритные болельщики или даже пролетевшая в кадре эскадрилья Patrouille de France.


Владимир Песня @ 2012. Лондон. Финальные соревнования в турнире по конному троеборью на Олимпийских Играх-2012.
Nikon D4, объектив 24-70/2.8


Владимир Песня @ 2012. Лондон. Болельщик на матче по женскому хоккею на траве на Олимпийских Играх-2012.
Nikon D3s, объектив 16-35/4


Владимир Песня @ 2016. Париж. Церемония открытия чемпионата Европы по футболу.
Nikon D5, объектив 16-35/4

Всегда хорошо работают референсы на известные произведения искусства и культурные феномены. Разумеется, фотографу необходим широкий кругозор, чтобы выделить в непрерывно происходящем действии внезапно возникающую аллюзию.


Владимир Песня @ 2014. Сочи. Канадец Шарль Курнуайе после падения на соревнованиях
по шорт-треку на Олимпийских Играх-2014. Nikon D4, объектив 400/2.8

Римская копия статуи Мирона «Дискобол»,
т.н. «Дискобол Таунли»
из Британского музея (Лондон)

 


Владимир Песня @ 2019. Анаталья. Спортсменка сборной Великобритании
по прыжкам в воду во время тренировочного сбора. 
Sony Alpha 9 II, объектив 70-200/2.8. Кадр повёрнут на 90
° вправо
Картина Сальвадора Дали «Распятие или Гиперкубическое тело»,
музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Очень радуют как зрителя, так и самого фотографа эротические мотивы в спорте. В этом плане особенно богато фигурное катание, водные виды спорта и... футбольные болельщики. Вернее, болельщицы. Тут я, правда, подобрал наиболее скромные кадры из своей коллекции.


Владимир Песня @ 2012. Сочи. Итальянцы Анна Каппеллини и Лука Ланотте выступают с произвольной программой
в финале Гран-при по фигурному катанию.
Nikon D3s, объектив 600/4


Владимир Песня @ 2018. Казань. Французские болельщики перед началом матча между сборными Франции и Австралии
на чемпионате мира по футболу.
Nikon D5, объектив 500/4


Владимир Песня @ 2015. Токио. Французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре выступают с короткой программой
на турнире
Team Trophy по фигурному катанию. Nikon D4, объектив 600/4


Владимир Песня @ 2009. Москва. Болельщица на трибуне во время матча чемпионата России по футболу
между командами «Локомотив» и «Спартак».
Canon 1D Mark II N, объектив 400/2.8

Ну, и напоследок – о таком спецэффекте, как грязь. Иногда правильно запачканный объектив помогает усилить эффект от точечных контровых источников света в кадре. Достаточно намочить переднюю линзу или провести по ней жирным пальцем, чтобы осветительные приборы привели к весьма причудливым преломлениям, украшающим кадр. Конечно, желательно пачкать не сам объектив, а защитный фильтр на нём.


Владимир Песня @ 2019. Раубичи. Норвежка Ханна Эберг во время индивидуальной гонки на чемпионате Европы по биатлону.
Nikon D5, объектив 70-200/2.8


Владимир Песня @ 2008. Москва. Эдвин ван дер Сар отражает решающий пенальти
в финальном матче футбольной Лиги Чемпионов  между командами «Манчестер Юнайтед» и «Челси».
Canon 10D, объектив 16/2.8 Fisheye. Камера на дистанционном управлении стояла без защиты под проливным дождём


Владимир Песня @ 2018. Каннын. Корейская спортсменка на церемонии открытия турнира по фигурному катанию на Олимпийских Играх-2018.
Nikon D5, объектив 24-70/2.8

Владимир Песня

Первая часть. Введение в спортивную фотографию. 5 лучших кадров с историей
Вторая часть. Особенности и техника спортивной фотографии
Третья часть. Как снимаются различные виды спорта?