Юлия Жуликова «Астрофотография. Секреты съемки». Урок, часть 3




Юлия Жуликова «Астрофотография. Секреты съемки». Урок, часть 3

Жанр "астрофотография" можно разделить на три типа. Съемка объектов глубокого космоса – DeepSky (туманности, галактики, звездные скопления), лунно-планетная съемка (объекты Солнечной системы) и ночной пейзаж. Если для первых двух необходим телескоп, то для ночного пейзажа достаточно камеры. Но и с камерой можно заглянуть немного глубже в космос, зная принципы съемки DeepSky.

– Туманности в созвездиях Скорпиона и Змееносца – одна из самых красивых областей звездного неба.


© Юлия Жуликова "Туманности в Змееносце и Скорпионе"
Canon 6D + Sigma 50mm f/1.4 + трекер
20 х 30 cек., f/2, ISO 800 + 20 х 20 cек., f/2, ISO 3200 (кроп)

– Звёздные поля. Млечный Путь в созвездиях Лебедь и Цефей богат водородом, который излучает в красном цвете. Здесь взрываются и рождаются звезды, и из хаоса вновь возникает порядок.


© Юлия Жуликова "Великолепный хаос"
Canon 6Da + Sigma 50mm f/1.4 + трекер | f/2.5, ISO 1600, 30 х 30 cек.

– На длинном фокусе (от 200 мм) можно снимать Луну, и даже галактики, например, галактику Андромеды. Съемка Андромеды у меня пока в мечтах, но есть другие, ближайшие к Млечному пути галактики – Магеллановы облака. Их хорошо видно в южном полушарии и экваториальных областях Земли. Это достаточно крупные объекты и они прекрасно получаются даже на "портретник".


© Юлия Жуликова "Магеллановы Облака" (Чили, пустыня Атакама)
Canon 6D + Sigma 50mm f/1.4 | ISO 6400, f/2.0, 5 х 6 сек.

Основной принцип получения фотографий глубокого космоса – это съемка серий и сложение кадров. Как говорят астрономы – накопить свет. Но в большей степени это относится к уменьшению шума на фото. Есть такое понятие "сигнал-шум". Снимая серию кадров, мы копим сигнал (например, свет звезды), сигнал постоянен. А шумы переменны, они хаотичны и меняются от кадра к кадру. При сложении кадров шумы усредняются, сглаживаются, и сигнал становится более четким, на фото проявляется больше деталей.

– Вернемся к секретам съемки ночного пейзажа, в котором так же иногда складывают серии кадров (для уменьшения шума). Такая технология позволяет делать более качественные ночные фото. Ниже – пример сложения 3-х кадров.


© Юлия Жуликова "Ночь на озере Сонкёль" (Киргизия)
Canon 6D + Sigma14mm f/1.8 + iOptron | f/1.8, ISO 6400, 3 х 30 сек.

Я стояла на узкой косе, проходившей вдоль берега, у тихой заводи. На той стороне находился кемпинг с юртами и палатками, доносились звуки музыки и шум проезжающих машин. А со мной был только ветер, тихий плеск волн и хрустальный шелест звёзд, купающихся в озере.

Есть небольшой, но очень важный секрет для съемки ночного пейзажа одним кадром, с трекером (допустим, на 14 мм 30 сек). Камера медленно поворачивается за звездами, и тогда должна размываться земля. Но в астротрекере есть 2 скорости: полная звездная – "1", и половинная – "0.5". Если снимать со скоростью ведения 0.5, то и звезды остаются резкие и смаз по земле практически незаметен.

Если же съемка панорамы, то небо снимают с полной звездной скоростью, а для кадров с землей отключают трекер. Мало того, где-нибудь в горах, где совсем нет никакого освещения, перепад яркости между небом и землей очень большой. И той выдержки, с которой мы снимаем небо, недостаточно. Вместо красивого пейзажа может получиться лишь силуэт в серо-буро-малиновую крапинку, то есть шум и отсутствие сигнала. В этом случае даже сложение кадров не поможет, если сигнала нет, то и не будет. Поэтому для земного пейзажа снимают кадры с более длинной выдержкой: до 5-ти минут и более. Насколько "более" зависит от местности и вашего хладнокровия. Как долго вы сможете выдержать те странные шорохи в кустах, у вас за спиной.


© Юлия Жуликова "Спящий дракон" (Киргизия, Тянь-Шань)
Canon 6D + Sigma 50mm f/1.4 + трекер
f/1.4, ISO 6400, 10 cек. (панорама); для земли дополнительные кадры: f/1.4, ISO 3200, 30 сек.

– Звездные треки. В центре "круга" находится Полярная звезда (в созвездие Малой Медведицы), она расположена вблизи Северного полюса мира. Ориентируясь на нее можно выстроить композицию. Такие треки можно снять одним кадром, на очень длинной выдержке, но сложно высчитать правильные параметры. И что-нибудь может испортить кадр, например, след от самолета, свет от проезжающей машины или друзья с фонариками, будет обидно. Лучше снимать серию кадров, с теми параметрами, с которыми снимаете ночной пейзаж одиночными кадрами, и сложить в программе, например, Startreils.


© Юлия Жуликова "На краю Земли" (Алтай, перевал Кату-Ярык, долина реки Чулышман)
Canon 6D + Sigma 14mm f/1 | f/1.8, ISO 6400, 110 х 30 сек. (так сместились звезды за час съемки)

Есть некоторые приемы, которые далеко несекретные, но их тоже можно применять в ночной съемке.

– HDR. Ниже – одиночный кадр, но для лампочки под козырьком сняты дополнительные кадры, с более короткой выдержкой. Свет даже целой галактики не может сравниться с "мощью" одной лампы.


© Юлия Жуликова "Ночная прогулка по Крымской астрофизической обсерватории"
Canon 6D + Sigma 14mm f/1.8 + трекер | ISO 6400, 30 сек, (2-5 сек. для лампочки)

– Диффузный (софт) фильтр. Это стекло квадратной или прямоугольной формы. Подносится к объективу на 1-3 секунды, не на всю выдержку. Сила эффекта определяется опытным путем. Красиво "пушит" яркие звезды, и помогает выделить созвездия. Такой же эффект получается при легкой дымке или слабом тумане. Но туманы плохо управляемы, их в рюкзак не положишь, поэтому лучше фильтр.


© Юлия Жуликова «Орион и Венера» (Чили, пустыня Атакама)
Canon 6D + Sigma 50mm f/1.4 + софт фильтр | ISO 6400, 10 сек.

– Боке. Темное небо, светосильный объектив, открытая диафрагма и фокус по модели (это может быть человек, собака, цветок…). Всегда получаются сказочные кадры, боке из звёзд.


© Юлия Жуликова «Ночной портрет»
Canon 6D + Sigma 50mm f/1.4 | ISO 6400, 10 сек.

– Фокус-стекинг. Перефокусировка по переднему плану.


© Юлия Жуликова «Комета этого лета» (Комета C/2020 F3 (NEOWISE))
Canon 6D + Canon 24-105mm  |  105 мм, f/4, небo – 2 cек., ISO 800, земля – 10 сек., ISO 1600 (перефокус)

Это несколько "секретов", которые я использую при съемке ночного пейзажа. Но знания технических аспектов съемки необходимы лишь для передачи идеи. А идея, наверное, проста – показать восхищение невероятной, непередаваемой красотой этого мира.

Юлия Жуликова

«Астрофотография: введение». Урок №1
«Астрофотография. Основы ночной съемки пейзажа». Урок №2
«Астрофотография. Ошибки начинающих». Урок №4