Меня иногда спрашивают, почему не получается снять такой Млечный Путь?
© Юлия Жуликова "Звёздная
прогулка"
Помимо технических возможностей разных камер и неправильно выставленных параметров съемки, есть еще ряд причин, почему так может происходить.
Выбор места
Наши города светятся, и очень ярко, над ними образуются так называемы "купола засветки", которые мешают увидеть и сфотографировать облака Млечного Пути. От крупных городов надо уезжать за 100, а то и 200 км. В выборе места помогают карты засветки (Light pollution map). И желательно определиться с направлением съемки. Если вам кажется, что на даче или в деревне темное небо, то камера может вас удивить.
Фото из личного опыта. В сторону севера небо темное, но в южном направлении находится город. Засветку от теплицы видно за 70 км, и о съемке Млечного Пути можно забыть.
© Юлия Жуликова "На
даче"
Лучше уезжать совсем далеко от городов, деревень, цивилизации.
Подойдут горы, пустыни, или моря. Например, в Крыму можно снимать в сторону
моря, на юг, где проходит центральная, самая яркая часть Млечного Пути, и
засветка с берега мешает меньше.
© Юлия Жуликова "Светочи"
(маяк на мысе Меганом, Крым)
Место и время
Центральную часть Млечного Пути лучше всего видно в летние месяцы. Но
на большей территории нашей страны, в северных и средних широтах, с мая по
август – светлые ночи, Солнце не опускается низко под горизонт. Звезды видно,
но облака Млечного Пути недостаточно контрастны со светлым небом, и незаметны.
Чем южнее вы уедете, тем больше шансов сфотографировать сияющий Млечный. Летом
наше северное небо украшают лишь "серебристые облака" (высокие
стратосферные облака, которые видны летом в северных широтах).
© Юлия Жуликова "Серебристые
облака" (Урал, июль)
Зимой вы также не увидите яркую часть Млечного на своих кадрах. В центральной части Млечного Пути находится созвездие Стрелец. Когда Солнце в Стрельце (проецируется на созвездие), то этот участок неба проходит над нами днем, ночью его не видно. Но зато зимой высоко поднимается любимое многими созвездие Орион, которое не видно летом.
Начинающим поможет разобраться программа Stellarium. Установив в ней свое местоположение, можно прокрутить время на
несколько дней или месяцев, и посмотреть, как меняется положение Млечного Пути.
© Юлия Жуликова "Грот
с видом на галактику" (Алтай, Телецкое озеро, январь)
Южному полушарию повезло намного больше. Земная ось повернута так, что
в северном полушарии мы можем видеть только половину Млечного Пути, а центр
лишь немного поднимается над горизонтом. В южном полушарии за ночь можно
увидеть всю галактику. И нашу "северную" часть и "южную",
которую мы никогда не видим, а галактический центр проходит прямо над головой.
И это просто фантастика.
© Юлия Жуликова "Долина
Радуги" (Чили)
Луна
Луна тоже является сильным источником "засветки". Если мы
хотим снять именно Млечный Путь, а не просто ночной пейзаж, то лучше выбирать
время в новолуние или когда фаза Луны небольшая.
© Юлия Жуликова "Лунная
ночь" (Приэльбрусье, плато Бермамыт)
Ошибки при обработке ночного пейзажа
Основная проблема обработки кроется в том, что мы не знаем, какого цвета ночное небо, у нас нет визуального опыта. Строение наших глаз таково, что в темноте мы видим все черно-белым, поскольку не работают "колбочки", отвечающие за цвет. Работают только "палочки", но острота зрения все равно ниже, чем при свете. В общем, плохо мы видим в темноте. И мы смотрим "одномоментно", а камера на длинной выдержке копит фотоны света на матрице. По сути, ей без разницы, когда снимать, днем или ночью, она фиксирует свет и цвет. Понять, какой настоящий цвет ночного неба помогут инструменты в графическом редакторе. Выставление правильного баланса белого как и на дневных фото. Гистограмма, чтобы все цвета сходились в один "горб". Или сами звезды. Звезды бывают желтые, белые, голубые. Фиолетовых звёзд не бывает, впрочем, как розовых или сплошь синих.
Не могу не показать эту картинку:
© Юлия Жуликова "Рыбка"
Выкручивание ползунков "контраст и насыщенность"
Мы знаем, как выглядит лицо человека. И если в портрете также усердно выкрутить настройки, то можно получить шедевр, который подойдет для современного искусства, но вряд ли понравится обладателю того самого лица. Сюда же можно отнести "рисование кистью", когда высветляют Млечный Путь, как нравится, ну, чтобы поярче. То же самое, что заретушировать фигуру культуриста до такой степени, когда вместо мускулистых рук и ног останутся ровненькие сосиски. Млечный Путь – это галактика, в которой мы живем. У нее есть своя структура, она состоит из облаков космической пыли и газа, туманностей, из миллиардов звезд. "Я художник, я так вижу" – это не про астрономию, и, наверное, не про фотографию. Хотя работы и с такими ошибками проходят на конкурсах, но это уже другая история.
Вернемся к цвету ночного неба. Он бывает разный. Зависит от погоды,
времени года, местоположения, рассеивания света в атмосфере или от состояния
самой атмосферы. В темных местах на фото часто видно "собственное свечение
атмосферы", как красные и зеленые полосы. По физическим и химическим
процессам свечение чем-то сродни полярному сиянию, и благодаря этому свойству
атмосферы небо ночью всегда светлее, чем земля. Даже в кромешной тьме мы видим
силуэты на фоне неба.
© Юлия Жуликова "Где-то
на планете Земля"
* * *
Звёздное небо, оно удивительное. Величие и непостижимость Космоса – это
неиссякаемый источник вдохновения, изучения и творчества.
© Юлия Жуликова "Снимая
Космос" (совместные съемки с астрофотографом Юрием Звёздным)
«Астрофотография:
введение». Урок №1
«Астрофотография.
Основы ночной съемки пейзажа». Урок №2
«Астрофотография. Секреты съемки». Урок №3