Зачем нужен макрообъектив? | Canon RF 85mm F2 Macro IS STM | Урок по фотографии




Зачем нужен макрообъектив? | Canon RF 85mm F2 Macro IS STM | Урок по фотографии

Любите снимать людей и букашек? Цветочки и почки? Быть и подальше и поближе? Сегодня у меня объектив, который этому может вполне поспособствовать?

 

В этом выпуске мы опробуем в деле объектив Canon RF 85mm F2 Macro IS STM для двух типов съемки: портрет и макро (иногда будем комбинировать или снимать нечто промежуточное). 85 мм – это отличное и очень популярное фокусное расстояние для съёмки портретов, а надпись макро означает, что можно подойти поближе, еще ближе и еще ближе, пока не начнем снимать "душу".

Кратко об объективе

Наш объектив Canon RF 85mm F2 Macro IS STM обеспечивает фокусировку на расстоянии от 35 см и стабилизацию изображения с 5-ю ступенями компенсации экспозиции.

Оптическая конструкция состоит из 12 элементов в 11 группах. Диафрагма 9- лепестковая. Шаговый двигатель (STM). Максимальное увеличение: 0,5. Специальное покрытие линз Super Spectra устраняет двоение и блики.

Портретная съемка 

Мы выбрались на улицу поснимать модель, и у нас будет и портрет и комбинация общего плана с крупным.

Для последнего мы надели на модель украшение, чтобы потом в коллаже показать из чего собран образ. Это популярная тема для различных журналов и особенно соцсетей, где демонстрируются различные образы, стили одежды и её детали.

F/2, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Конечно, не всегда для этого нужен именно макрообъектив, но с ним, при необходимости, можно снять что-то особо крупно. Начнем с сольного снимка. Вот у нас девушка и отчетливо видно, что есть связующие элементы по цвету, например, заколка и часы, которые золотистого цвета.

 

Представим, что у меня в инстаграме есть магазин одежды, и я снимаю для него.

Мы произведем съёмку следующим образом: сначала снимаем образ полностью, затем – вторым снимком – более крупно какую-то деталь (одну, две или больше – это уже по обстоятельствам).

 


F/2, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Тут у нас модель в полный рост и вторым снимком – заколка крупным планом, но еще не макро.

Второй вариант уже крупнее.


F/2, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Показываю часы и еще крупнее заколку. Если бы у нас украшение было очевидно дорогим с мелкой фактурой, то было уместно снять совсем макро.

 


F/2, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Но в нашем случае – это самая обычная заколка.

Давайте на время забудем, что у нас макрообъектив и сосредоточимся на портрете.

 

Рассмотрим типичную ситуацию, когда солнце безжалостно светит, на модели жуткие тени, и с этим нужно что-то делать.

 

F/2, 1/8000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Тут может быть несколько вариантов.
Я всегда рекомендую брать с собой отражатель, который имеет золотистую, серебристую и белую поверхности, чтобы можно было варьировать отражения от жесткого к более мягкому. Я буду использовать серебристую поверхность для подсвечивая и еще покажу, что будет, если просто прикрыть модель отражателем и создать тень:

Итак, вот снимок, где я подсветил модель и сбил все контрастные тени на лице:


F/2, 1/3200, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Второй вариант, где я закрыл модель от солнца:


F/2, 1/1250, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Второй может показаться лучше, модели комфортнее. Но из-за того, что она была в тени, экспозиция была настроена по лицу, задник у нас ушел в пересвет. Здесь это не критично, но в других ситуация может быть браком. А первый снимок по подсветке от серебристой поверхности визуально жестковат.

Поэтому я использовал белую поверхность, а модель отвернул от солнца так, чтобы оно только подсвечивало контровым светом волосы:


F/2, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Это те случаи, когда отражатель не имеет возможности выступить как софт, смягчая свет на просвет, как мы показывали в одном старом видео.

Но если нет отражателя, то ищем тень, и конечно размещаем модель так, чтобы композиционно все воспринималось легко. В этом нам поможет чередование линий:


F/2, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Следим, чтобы  задник не выбивался и не уходил в пересвет, а модель была первым объектом, на который вы смотрите на снимке.

Туризм

И снова коснусь туризма,  возможно, я этим порядка надоел, но этот объектив я тоже брал в отпуск, правда, случаев для съемки было немного, это пасека, где довелось снимать пчел,


F/2, 1/2000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM


F/2, 1/1250, ISO 200 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

цветы в замке

F/2, 1/320, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM
F/2, 1/320, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

и под конец до меня дошло, что нужно было еще поснимать жену с ребенком. Но умная мысль пришла с опозданием, а жаль, ведь объектив отлично размывает задний фон, что ценно, когда задник, например, не самый презентабельный.


F/2, 1/1000, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Макросъемка

Давайте все же перейдем к основному назначению этой оптики – макросъёмке.

Процитирую из Wikipedia: "Макросъёмка – это вид съёмки, при котором изображаемые объекты снимаются в масштабе 1:1 или крупнее (по другой версии — в масштабе 1:10 или крупнее)".

Можно часто увидеть макроснимки, где нет масштаба 1:1, а потому снимать макро – это не всегда снимать волоски у муравья и т.п.

Будем снимать на улице, но диктовать свои условия освещения. Для этого не обязательно уходить куда-то в лес, и в этом прелесть крупноплановой съемки и макро.

С собой я прихватил отражатели с различными сторонами, фонарик и сосуд с дозатором для рукотворных капель.

Итак, какие есть варианты макро? Вот я 20 минут жду появления муравья на кончике цветка...


F/4.5, 1/500, ISO 400 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Он-таки меня уважил, но этот снимок разве, что в корзину. Слишком много деталей, муравья не видно толком, да он еще и попой вверх, такое себе позирование. Давайте начнём с простого и поэтапного улучшения скучных снимков. Вот цветок:


F/5, 1/400, ISO 640 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Блекло, невыразительно, свет рассеянный, куда смотреть – непонятно.

Сделаем тривиальное действие – добавим каплю на лепесток:


F/5, 1/400, ISO 640 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM


Все еще скучно и непонятно, куда смотреть, даже если снять крупнее. Капля слишком невыразительна. Хорошо! Что мы знаем о каплях? Что это линза и она лучше видна в контровом свете. Берем фонарик и создаем такой свет:

Фонарик светит ярко, настраиваем экспозицию по цветку, все остальное уходит в тень и уже понятно, куда смотреть, а если не понятно, то можно снять крупнее.

 


F/5, 1/800, ISO 640 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Продолжаем эксперименты с каплями. Аналогичные манипуляции. Фото с естественным освещением.


F/5, 1/400, ISO 640 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

И фото с фонариком:


F/5, 1/800, ISO 640 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Плюс такой подсветки, что можно имитировать любое время суток в зависимости от того, под каким углом направлять свет.

Следующий снимок не супермакро, а вполне себе средней крупности, но тут есть композиционная составляющая и удаление цвета позволяет, опять же, больше следить за линиями.


F/5, 1/800, ISO 640 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Еще один плюс фонарика в том, что свет часто привлекает летающих насекомых, и можно даже мошку превратить в летучую мышь, если не сильно укорачивать выдержку и смазать крылья:


F/5.6, 1/320, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

На момент съемки кругом летал тополиный пух, который выглядел сверху не очень…  


F/5.6, 1/80, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Скучно! Посмотрим с уровня земли – всё еще скучновато:


F/5.6, 1/80, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Снова достаем наш фонарик, ищем угол, где травинки красиво сложились, фотографируем как есть или ждем гостей-насекомых.

 


F/2, 1/800, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

 


F/2, 1/800, ISO 100 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Можно, конечно, и самому максимально аккуратно принести муравья, но такое как правило не приветствуется, а если и делать, то это должно быть без вреда для насекомого.

Кстати, небольшой лайфхак, когда стоит ветреная погода, и любое дуновение смещает точку фокусировки, ставьте камеру на серийную съемку, сфокусируйтесь один раз на объекте, переключите на ручной фокус и снимайте серией , немного сдвигая камеру назад-вперед. Так вы имеете больше шансов получить фокус именно в той зоне, где это нужно. Это поможет, если автофокус у вашей связки камера+оптика слабоватый. Но в моём случае объектив стабилизованный и автофокус – огонь!

Угадать, что может понравиться в обычной прогулке, сложно.

Я много раз проходил мимо этого куста, но с макрообъективом просто капитально залип, ведь никогда не обращал внимание на то, как некоторые цветки укутаны паутиной. Этакая пугающая красота.


F/5.6, 1/200, ISO 500 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM



F/5, 1/200, ISO 500 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

 


F/5, 1/200, ISO 500 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Когда снимаете просто цветы, особенно сверху, очень здорово, если все остальные элементы либо обрамляют главный объект, либо темнее.


F/4, 1/320, ISO 320 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

 


F/4, 1/320, ISO 320 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Напомню, главный объект – это почти всегда должно быть самое яркое пятно в кадре:

 


F/4, 1/320, ISO 320 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Сложно угадать, что тебя зацепит, лично я оказался в восторге от этого растения и того, какой цвет получился у листьев в тени (почти синий):


F/4, 1/400, ISO 320 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

А ведь я просто поднял контраст и больше ничего:

 


F/4, 1/400, ISO 320 | Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM

Возвращаясь к объективу, я не заметил сложности  в фокусировке, или тряски, когда был ветер! Радует также, что компания начиняет выпускать оптику по более доступной цене, что позволяет энтузиастам  и просто увлеченным фотографией людям открывать мир вокруг себя с совершенно новой стороны.


Комплект, который мы использовали при подготовке этого урока: Canon EOS R6 + Canon RF 85mm F2 Macro IS STM





Последние комментарии на YouTube