Супертелеобъективы – это удовольствие, как правило, тяжелое и дорогое, но в компании Canon решили предоставить такую возможность энтузиастам-фотографам. Возможность снимать очень отдаленные объекты налегке для такого класса объективов и без продажи своей почки при этом.
У нас уже был на обзоре младший брат, настало время старшего! В одном из наших уроков мы опробовали бюджетный Canon RF 600mm F11 IS STM на съемке птичек, а в этот раз у нас яхты, немного архитектуры и самолеты.
Canon RF 600mm F11 IS STM и Canon RF 800mm F11 IS STM
Начнём с яхт! Для этого я отправился на Финский залив, прихватив с собой Canon EOS R5 и супертелеобъектив Canon RF 800mm F11 IS STM.
Тот случай, когда хоть взята серьезная камера, в рюкзаке хватило места на мощный дальнобойный объектив. И всё это совсем необременительно.
Об объективе
Вес объектива составляет 1260 г, что для 800 мм просто пушинка, диафрагма фиксированная 11 мм, а для использования его нужно разблокировать: вытянуть и снова зафиксировать кольцом-замком.
Объектив имеет стабилизацию изображения, компенсирующую 4 ступени выдержки, и могу сказать, что с ним вполне можно снимать видео с рук, чуть позже я покажу примеры.
На корпусе насколько тумблеров переключения: выбор ручного или автофокуса, выбор дистанции фокусировки, включения/выключения стабилизации. Два кольца управления: фокуса и настраиваемое.
На корпусе объектива есть резьба для крепления на штативе.
Оптическая конструкция: 11 элементов в 8 группах. Минимальное расстояние фокусировки – 6 метров.
Основные назначения этого объектива:
- съемка птиц и животных
- съемка пейзажа
- архитектурная съемка
- съемка спорта
- репортажная съемка
- астрофотография.
Съемка соревнований по парусному спорту
Когда я выбрался на залив, это, кстати, Петровская коса, здесь проходили соревнования по парусному спорту, хотя и без них летом здесь есть, что поснимать.
Итак, первое, что стоит учитывать при съемке парусных судов на 800 мм, что 800 – это, с ума можно сойти, как много, и, если хотите, чтобы судно попало в кадр целиком, его нужно снимать на значительном отдалении, в остальных случаях мы акцентируем внимание уже на деталях и людях.
Конец паруса обрезан. Брак. Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
Можно
акцентировать внимание на деталях и людях. Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
И снимать я бы рекомендовал ближе воде, почти на одном уровне с ней – так снимок выглядит более эффектно. Если, конечно, условия это позволяют. Я снимал и стоя, и опуская камеру как можно ниже, и по снимкам заметна разница.
Старайтесь снимать с уровня ближе к воде. Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
Поговорим о стабилизации, что у 600 мм, что здесь, у 800 мм, стабилизация настолько добротная, что периодически удавалось снимать без микрорывков фрагменты до 10 секунд, а это очень много! Учитывая, что это 800 мм, что на заливе ужасно ветрено, а у меня щуплые ручки, мы, тем не менее, получали очень достойную стабилизацию.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
Поскольку на улице стояла солнечная погода, я спокойно укорачивал выдержку, что позволяло и брызги заморозить и ловить эмоции людей.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
Рекомендаций по настройке
- Выдержку желательно держать от 1/1000 с и короче, так как здесь у нас много брызг, и их нужно замораживать, а с 1/2000 можно полностью расслабиться.
- ISO – не выше 3200, дальше уже снижается резкость, что не очень хорошо, если планируете сильное кадрирование, но тут уже многое зависит от камеры.
- Диафрагма в нашем случае фиксированная, так что здесь выбора у нас нет, но если же вы используете другую «фотопушку», то нужно ориентироваться на освещение и необходимость размытия заднего плана.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
Композиционно размещая объекты, выбирайте моменты, чтобы они не кучковались. А когда снимаете людей крупно, должны понимать, что они в данный момент делают и где находятся.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
«Правило третей» здесь, кстати, очень помогает, когда спортсмен занимает треть, а остальное – лодка с парусом.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000 |
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/2000
На яхтах объектив опробовали, проверим, что у нас получится с архитектурой.
Архитектурная съемка
Огромным плюсом такого фокусного расстояния является более плотная компоновка удалённых объектов, но от это может стать и проблемой, ведь иногда не хочется, чтобы объекты «притягивались», как на примере этой мечети.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 400, F/11, 1/500
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 400, F/11, 1/500
Вторая сложность в том , что подыскивая оптимальное место для съемки и обходя объект по кругу, ваше путешествие будет измерятся даже не сотнями метров, а километрами.
Еще одно проблема - объект иногда может попросту не поместится в кадр, как, например, эта статуя, которая словно пытается разрубить злосчастные провода…
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 160, F/11, 1/640
Но зато огромный плюс, если какой-то элемент архитектуры находится у края здания как, например, эта гаргулья:
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 160, F/11, 1/640
Из-за того, что угол съемки очень узкий, а отходить нужно довольно далеко, и теряется ощущение, что я снимаю снизу вверх, что было бы не так выражено, как если бы съемка велась на более коротком фокусном расстоянии:
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 160, F/11, 1/640
Поэтому, если и говорить о съемке архитектуры с подобным фокусным расстоянием, то это долгие часы, а, возможно, и дни для поиска идеальной позиции.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 400,
F/11, 1/500
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500, F/11, 1/1000
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500, F/11, 1/1000
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500,
F/11, 1/1000
Кстати, небольшой лайфхак как можно упростить ваше путешествие. Откройте карту, поставьте свою позицию, прикиньте, какие объекты попадают в поле зрения:
Съемка самолетов
Третье испытание для объектива пройдет в условиях плохой погоды. Освещение слабое, дождь. Всё как заказывали наши подписчики в комментариях под выпуском о 600-миллиметровой объективе.
Снимать будем самолеты. Такая съемка называется споттинг, и я никогда раньше этим не занимался, потому нам помогал компетентный в этом деле человек:
Павел, специалист по споттингу (@v_obektive_y_pavla)
Суть данной съемки – просто зафиксировать самолет. Это как фотоохота на птиц. Чем самолет экзотичнее, тем лучше. Мне на экзотику не особо везло, но и задача совсем другая стояла.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/800
Периодически я делал недоэкспонированные кадры, чтобы посмотреть впоследствии, насколько можно вытянуть детали. И тут, конечно, видно, что на самолете появилась фактура, при восстановлении.
Выраженная
фактура после восстановления из недоэкспонированного кадра.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500, F/11, 1/800
Если говорить о репортаже, то такие снимки подойдут, например, для газеты, но для коммерции, пожалуй, с натяжкой.
Снимок
с правильной экспозицией (меньше фактуры).
Canon EOS R5 +
Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500, F/11, 1/500
Поэтому рекомендую выставлять сразу правильную экспозицию без надежды на постобработку, а выдержку можно сделать чуть покороче и за счет стабилизации держать самолет в кадре. Так снимки будут чище.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500, F/11, 1/500
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500, F/11, 1/500
Кстати, когда выжидал самолет, мне удачно позировали птицы, что стало неплохим бонусом, ведь здесь получились почти идеальные рамки в из колючей проволоки, что добавили снимкам атмосферности.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/1000 |
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 800, F/11, 1/1000 |
Если говорить об объективе, то такие условия для него сложноваты, что, впрочем, было ожидаемо с учетом фиксированной F11, однако для некоммерческих целей объектива вполне хватает.
Canon EOS R5 + Canon RF 800mm F11 IS STM | ISO 500, F/11, 1/500
Выводы
Подведем итоги по возможностям
нашего супертелеобъектива.
Можно снимать спорт? Можно. В принципе, он на это и заточен. Как и 600 мм, годится для съемки дикой природы, при этом, возможно, даже более
расширяет возможности приближения далекого объекта.
Что касается съемки архитектуры, то есть некоторые проблемы, но, скорее, лично для
меня. Те, кто регулярно пользуется такой оптикой, знают, как, откуда и что им лучше снимать. Причем, так как объекты съемки никуда не
денутся, можно установить камеру с объективом на штатив и выставить длинную выдержку.
Но если освещения недостаточно, и есть динамика, то с использование такого объектива
есть сложности, поскольку при съемке недоэкспонированного кадра и попытке его
вытянуть, появляется шум, фактура, а это не всегда допустимо. Поэтому нужно либо
достаточное освещение, либо чтобы объект был неподвижен.
Но если учитывать бюджетность, легкость, наличие стабилизации, эргономику, то
объектив попавший нам в руки, очень хорош. Конечно, F11 не всем подойдет, но для энтузиастов, а именно
на них он рассчитан, это может быть отличным вариантом.