Маленькая матрица против большой. Видеоурок




Маленькая матрица против большой. Видеоурок

Фотография сегодня – новая религия: в неё веришь, её обожаешь, её боишься, вожделеешь новую камеру или объектив. Замещаешь фотокарточками собственное «Я», будто без фотокарточек ты не существуешь, а когда она есть – существуешь. И все технические аспекты фотокамер кажутся получают гораздо более важными, чем на самом деле. Поэтому споры об оптике, камерах, матрицах – бесконечны. 


Попробуем вклиниться в спор людей, предпочитающих большие матрицы и маленькие. Владельцы первых говорят, что у них больше динамический диапазон (хотя они не представляют, как его можно использовать), что в принципе большая матрица лучше, т.к. все профи снимают на большие сенсоры. Владельцы камер с маленькими матрицами говорят, что первые – идиоты, потому что для маленьких матриц и оптика компактнее и часто дешевле, и сами камеры миниатюрнее и красивее, а мифическая потеря в каком-то динамическом диапазоне очень спорная…
Иван Диденко в этом уроке решил на конкретных примерах объяснить, в каких случаях маленькие матрицы уступают большим, а в каких – между ними нет никакой разницы.

 

iPhone Полнокадровая матрица
   

При достаточной освещенности качество съёмки айфоном и в 10 раз более дорогой полнокадровой камерой практически одинаково. 
 

iPhone Полнокадровая матрица


 

Понятно, что если мы начнём их увеличивать  или обрабатывать, очевидная разница вылезет. Но глядя на фотографии с экрана или размещая их, например, в ВК, вы вряд ли увидите разницу.
 

iPhone Полнокадровая матрица


   

 

Глядя на эти фотографии,  можно сказать, что для любителя и старенького айфона вполне достаточно и отдельная камера в общем-то и не нужна.

Недавно Иван уже снимал видеоурок,  где сравнивал кроп с полным кадром и уже тогда отметил, что разница между снимками, полученными с помощью первых и вторых, малозаметна.

Съёмочные условия редко бывают идеальными, и как только появился контровой свет,  тяжелая тень под парапетом набережной, айфон стал сдавать: ему тяжело вытягивать тени и прижимать светлые места. В то время как у камеры с большой матрицей (справа) вообще нет никаких проблем, она превосходно справляется с ситуацией.   
 

iPhone Полнокадровая матрица



В этом кадре айфону также не хватает динамического диапазона: цветы внизу – почти чёрные, хотя на фотографии справа они красные, и на небе – больше провалов.

iPhone Полнокадровая матрица


На снимке, сделанном айфоном, левый край тучек является уже необрабатываемым, а теневую часть здания не высветлена. И в то же время для полнокадровой камеры и тучи, и здание не вызвали никаких сложностей.

iPhone Полнокадровая матрица


 

Чтобы выделить главные различия возможностей матриц разных размеров, отбросим в сторону такие критерии как шум, количество цветов. .. Главное – это возможность размывать задний фон и передавать тональный контраст или динамический диапазон.
Когда мы говорим о размытии, понятно, что речь не непосредственно о матрице, а об оптике, которая работает с этой матрицей. На крупных матрицах это сделать проще, на маленьких – гораздо сложнее, и добиться эффекта, как на крупных, невозможно.

Казалось бы, размытие и передача тонального контраста – всего-то, можно прожить и без этого. И можно и нельзя. Именно эти две характеристики отвечают за формирование объёма в кадре, этому был посвящён отдельный урок «Практика создания объёма в фотографии». Объём в кадре – главная характеристика художественной фотографии, потому что именно этот объём позволяет мозгу воспринимать плоское изображение как настоящее объемное пространство, как будто мы смотрим на него реально в жизни.
Конечно,  от фотографа требуется мастерство для реализации и первой и второй возможностей. Далеко не в каждой фотографии есть ощущение тонального контраста, передающего объём. И не в каждой фотографии имеет смысл размывать задний фон, часто такое размытие даже мешает. А мастерство необходимо в применении этих потенциальных возможностей крупноформатных камер.

В каких ситуациях большая матрица не является преимуществом? Когда вы ведете нехудожественную съёмку. Репортаж, спортивные соревнования – там, где кадр не должен нести художественный эффект. В таких случаях маленькой матрицы будет вполне достаточно. Тональный контаст вам не нужен, а размытие даже вредно, ведь вам, наоборот, нужна чёткая, качественная фотография. И для этого маленький сенсор обладает даже бОльшими преимуществами.
Резюмируя, постараемся ответить, почему в ряде случаев крупная матрица необходима?   Например, Ивану она нужна при съёмке видео, часто в сложных условиях освещения, когда маленький сенсор не сможет выдать хорошую картинку. Большая матрица к тому же позволяет получать качественное по шумам и цветности видео почти в полной темноте.
Но понятно, что большинству людей это совсем не нужно, особенно, если камера используется в личных, а некоммерческих целях. 





Последние комментарии на YouTube