Фотография сегодня – новая религия: в неё веришь, её обожаешь, её боишься, вожделеешь новую камеру или объектив. Замещаешь фотокарточками собственное «Я», будто без фотокарточек ты не существуешь, а когда она есть – существуешь. И все технические аспекты фотокамер кажутся получают гораздо более важными, чем на самом деле. Поэтому споры об оптике, камерах, матрицах – бесконечны.
Попробуем вклиниться в спор людей, предпочитающих большие матрицы и маленькие.
Владельцы первых говорят, что у них больше динамический диапазон (хотя они не
представляют, как его можно использовать), что в принципе большая матрица
лучше, т.к. все профи снимают на большие сенсоры. Владельцы камер с маленькими
матрицами говорят, что первые – идиоты, потому что для маленьких матриц и
оптика компактнее и часто дешевле, и сами камеры миниатюрнее и красивее, а
мифическая потеря в каком-то динамическом диапазоне очень спорная…
Иван Диденко в этом уроке решил на конкретных примерах объяснить, в каких
случаях маленькие матрицы уступают большим, а в каких – между ними нет никакой
разницы.
iPhone | Полнокадровая матрица |
При достаточной освещенности качество съёмки айфоном и в 10 раз более дорогой полнокадровой камерой практически одинаково.
iPhone | Полнокадровая матрица |
Понятно, что если мы начнём их увеличивать или обрабатывать, очевидная разница вылезет.
Но глядя на фотографии с экрана или размещая их, например, в ВК, вы вряд ли
увидите разницу.
iPhone | Полнокадровая матрица |
Глядя на эти фотографии, можно сказать, что для любителя и старенького айфона вполне достаточно и отдельная камера в общем-то и не нужна.
Недавно Иван уже снимал видеоурок, где сравнивал кроп с полным кадром и уже тогда отметил, что разница между снимками, полученными с помощью первых и вторых, малозаметна.
Съёмочные условия редко бывают идеальными, и как только
появился контровой свет, тяжелая тень
под парапетом набережной, айфон стал сдавать: ему тяжело вытягивать тени и
прижимать светлые места. В то время как у камеры с большой матрицей (справа)
вообще нет никаких проблем, она превосходно справляется с ситуацией.
iPhone | Полнокадровая матрица |
В этом кадре айфону также не хватает динамического
диапазона: цветы внизу – почти чёрные, хотя на фотографии справа они красные, и
на небе – больше провалов.
iPhone | Полнокадровая матрица |
На снимке, сделанном айфоном, левый край тучек является уже необрабатываемым, а теневую часть здания не высветлена. И в то же время для полнокадровой камеры и тучи, и здание не вызвали никаких сложностей.
iPhone | Полнокадровая матрица |
Чтобы выделить главные различия возможностей матриц разных
размеров, отбросим в сторону такие критерии как шум, количество цветов. .. Главное
– это возможность размывать задний фон и передавать тональный контраст или
динамический диапазон.
Когда мы говорим о размытии, понятно, что речь не непосредственно о матрице, а
об оптике, которая работает с этой матрицей. На крупных матрицах это сделать проще,
на маленьких – гораздо сложнее, и добиться эффекта, как на крупных, невозможно.
Казалось бы, размытие и передача тонального контраста –
всего-то, можно прожить и без этого. И можно и нельзя. Именно эти две
характеристики отвечают за формирование объёма в кадре, этому был посвящён
отдельный урок «Практика создания объёма в фотографии».
Объём в кадре – главная характеристика художественной фотографии, потому что
именно этот объём позволяет мозгу воспринимать плоское изображение как
настоящее объемное пространство, как будто мы смотрим на него реально в жизни.
Конечно, от фотографа требуется
мастерство для реализации и первой и второй возможностей. Далеко не в каждой
фотографии есть ощущение тонального контраста, передающего объём. И не в каждой
фотографии имеет смысл размывать задний фон, часто такое размытие даже мешает.
А мастерство необходимо в применении этих потенциальных возможностей
крупноформатных камер.
В каких ситуациях большая матрица не является преимуществом?
Когда вы ведете нехудожественную съёмку. Репортаж, спортивные соревнования –
там, где кадр не должен нести художественный эффект. В таких случаях маленькой
матрицы будет вполне достаточно. Тональный контаст вам не нужен, а размытие
даже вредно, ведь вам, наоборот, нужна чёткая, качественная фотография. И для
этого маленький сенсор обладает даже бОльшими преимуществами.
Резюмируя, постараемся ответить, почему в ряде случаев крупная матрица
необходима? Например, Ивану она нужна
при съёмке видео, часто в сложных условиях освещения, когда маленький сенсор не
сможет выдать хорошую картинку. Большая матрица к тому же позволяет получать
качественное по шумам и цветности видео почти в полной темноте.
Но понятно, что большинству людей это совсем не нужно, особенно, если камера
используется в личных, а некоммерческих целях.