Количество фотографий, которое производит сейчас человечество, превышает все разумные пределы, а самое главное, их будет все больше и больше. Нет такого ленивого человека, который бы сегодня не снимал и куда-нибудь их не выкладывал свои снимки. Фотография заполонила всё и фактически стала на сегодня определенной ценностной структурой, в которой ты можешь иметь статус начинающего, уважаемого, профессионала, гуру... То есть это новая социальная лестница, в которой вы пытаетесь занять свое место. И важный вопрос, который вы себе задаете: “Когда же наконец я перейду из разряда бытового фотографа в разряд фотохудожников, фотогуру?”. Разные люди по-разному подходят к этому вопросу. Кто-то считает, что он добился резкости на фотографии, значит он фотохудожник, кому-то удалось размыть задний план на портрете и теперь он точно фотохудожник, ну а самый верный способ – это написать свою фамилию в углу снимка, лучше латинскими буквами еще добавив красивую аббревиатуру :).
Попробуем найти грань между бытовой и художественной фотографией. У каждого фотографа, талантливого и бесталанного, найдутся тысячи бытовых фотографий. Но как от них перейти к чему-то художественному. И в чем будет разница?
Можно, конечно, просто прочесть определение понятия “творчество “, найденное в
интернете. Но, боимся, это вряд ли поможет разобраться в разнице между бытовой
и художественной фотографией. Попробуем сформулировать хотя бы признаки того, имеет ли ваша фотография отношение
к художественной. Один из первых признаков, которые обнаруживаются в кадрах
начинающих фотографов – это наличие или отсутствие осмысленности построения кадра. При съемке события, вы как режиссер
должны предполагать как будут соотноситься в кадре различные элементы, которые
в нём располагаются. Не важно, что это. Когда компоновка элементов, которые вы
формируете в кадре, занимая ту или иную точку съемки, ожидая нужного момента
при движении объектов, развития событий и т.д., становится осмысленной и
создает какую-то историю – это первый признак того, что кадр становится
художественным. Но нужно понимать, что
зачастую кадр развивается спонтанно и вы лишь отчасти можете его формировать,
не зная точно, как будут развиваться события в кадре, и поэтому вы делаете
много дублей, дабы не упустить главного момента. Поэтому отдельное внимание
нужно уделить тому, как вы отбираете
фотографии впоследствии, поскольку в полученной серии велик элемент случайности:
кто-то закрыл глаза, птица влетела в кадр и т.п. Поэтому, на отбор фотографии вы должны обращать
столь же пристальное внимание, как и на момент съемки, потому что вы должны
выбрать самую осмысленную фотографию, собранную из случайностей, которые смогли попасть в формируемый
вами кадр.
Есть некоторые правила − составляющих в кадре не должно быть много, снимок
должен быть в этом смысле аскетичным.
Еще один признак - наличие художественного вкуса и культуры. Если этого не будет, вы
не сможете сложить все элементы в кадре так, чтобы остальных от этого не
стошнило. В противном случае вы просто не сможете создать приличную фотографию.
Наличие вкуса позволит вам сделать и последующий отбор фотографий правильным.
Что первично для начинающего фотографа? Авторитетные фотографы считают, что
владение техникой фотографии. Но можем предположить, что и начинающий
фотограф, с хорошим вкусом сможет скомпоновать вполне приличный с
художественной точки зрения кадр пусть и не вполне совершенный с технической
точки зрения. Да, эта фотография, скорее всего, будет браком для газеты,
журнала, но художественно наполненной и ценной она вполне может быть. Поэтому
автор этого урока решил отнести техническую грамотность фотографа на третье
место по важности. И тому есть практические
подтверждение: некоторые абсолютно грамотные с технической точки зрения авторы
вообще не умеют делать приличных фотографий. Но все-таки, технический момент
чрезвычайно важен, автоматический режим не сможет в большинстве случаев решить
за вас вопрос создания в кадре нужных акцента, настроения или атмосферы. Знание
и осмысленное использование тех или иных настроек позволит воплотить или
усилить ваше видение будущего снимка. Грамотное использование камеры, грамотное
кадрирование, грамотная обработка - это
всё элементы, которые позволят подчеркнуть художественность вашей фотографии.
Но по нашему глубокому убеждению, этот пункт не сработает без учета первого и
второго пункта (построения кадра и художественного вкуса).
Что же такое творчество в фотоискусстве? Это процесс. Это динамика вашего
развития, развития собственной личности, если же вы деградируете, то вы
стремитесь к бытовой фотографии. Поэтому когда вы развиваетесь, делаете все
более интересные фотографии и копите свой опыт, каждый раз по-новому смотрите
на кадр, видите что-то интересное у других авторов, хотите попробовать что-то новое, вы повышаете свое мастерство, вы в творческом
процессе и ваши фотографии будут творческими. А если вы пытаетесь слепо
повторять чужие снимки, не понимая, о чём они и не создавая свою собственную
фотоисторию, вы деградируете. И
получается бытовая фотография.
По вашим фотографиям можно сказать очень много о вас: о вашей культуре, о вашем уровне мышления, уровне художественного вкуса, уровне интеллекта, способности чему-то учиться. Фотография – это своего рода ваш личный оттиск сознания, поэтому стремитесь развивать себя и своё творчество. И пусть фотография станет для вас инструментом формирования себя как личности.