Между шедевром и бездарностью. Видеоурок




Между шедевром и бездарностью. Видеоурок

Количество фотографий, которое производит сейчас человечество,  превышает все разумные пределы, а самое главное, их будет все больше и больше. Нет такого ленивого человека, который бы сегодня не снимал и куда-нибудь их не выкладывал свои снимки. Фотография заполонила всё и фактически стала на сегодня определенной ценностной структурой, в которой ты можешь иметь статус начинающего, уважаемого, профессионала, гуру... То есть это новая социальная лестница, в которой вы пытаетесь занять  свое место. И важный вопрос, который вы себе задаете: “Когда же  наконец я перейду из разряда бытового фотографа в разряд фотохудожников, фотогуру?”. Разные люди по-разному подходят к этому вопросу. Кто-то считает, что он добился резкости на фотографии, значит он фотохудожник, кому-то удалось размыть задний план на портрете и теперь он точно фотохудожник, ну а самый верный способ – это написать свою фамилию в углу снимка, лучше латинскими буквами еще добавив красивую аббревиатуру :).

Попробуем найти грань между бытовой и художественной фотографией. У каждого фотографа, талантливого и бесталанного,  найдутся тысячи бытовых фотографий. Но как от них перейти к чему-то художественному. И в чем будет разница?


Можно, конечно, просто прочесть определение понятия “творчество “, найденное в интернете. Но, боимся, это вряд ли поможет разобраться в разнице между бытовой и художественной фотографией. Попробуем сформулировать хотя бы  признаки того, имеет ли ваша фотография отношение к художественной. Один из первых признаков, которые обнаруживаются в кадрах начинающих фотографов – это наличие или отсутствие осмысленности построения кадра. При съемке события, вы как режиссер должны предполагать как будут соотноситься в кадре различные элементы, которые в нём располагаются. Не важно, что это. Когда компоновка элементов, которые вы формируете в кадре, занимая ту или иную точку съемки, ожидая нужного момента при движении объектов, развития событий и т.д., становится осмысленной и создает какую-то историю – это первый признак того, что кадр становится художественным.  Но нужно понимать, что зачастую кадр развивается спонтанно и вы лишь отчасти можете его формировать, не зная точно, как будут развиваться события в кадре, и поэтому вы делаете много дублей, дабы не упустить главного момента. Поэтому отдельное внимание нужно уделить тому,  как вы отбираете фотографии впоследствии, поскольку в полученной серии велик элемент случайности: кто-то закрыл глаза, птица влетела в кадр и т.п. Поэтому, на отбор фотографии вы должны обращать столь же пристальное внимание, как и на момент съемки, потому что вы должны выбрать самую осмысленную фотографию, собранную  из случайностей, которые смогли попасть в формируемый вами кадр. 
Есть некоторые правила − составляющих в кадре не должно быть много, снимок должен быть в этом смысле аскетичным. 
Еще один признак  - наличие художественного вкуса и культуры. Если этого не будет, вы не сможете сложить все элементы в кадре так, чтобы остальных от этого не стошнило. В противном случае вы просто не сможете создать приличную фотографию. Наличие вкуса позволит вам сделать и последующий отбор фотографий правильным. 

Что первично для начинающего фотографа? Авторитетные фотографы считают,  что владение техникой фотографии. Но можем предположить, что и начинающий фотограф, с хорошим вкусом сможет скомпоновать вполне приличный с художественной точки зрения кадр пусть и не вполне совершенный с технической точки зрения. Да, эта фотография, скорее всего, будет браком для газеты, журнала, но художественно наполненной и ценной она вполне может быть. Поэтому автор этого урока решил отнести техническую грамотность фотографа на третье место по важности.  И тому есть практические подтверждение: некоторые абсолютно грамотные с технической точки зрения авторы вообще не умеют делать приличных фотографий. Но все-таки, технический момент чрезвычайно важен, автоматический режим не сможет в большинстве случаев решить за вас вопрос создания в кадре нужных акцента, настроения или атмосферы. Знание и осмысленное использование тех или иных настроек позволит воплотить или усилить ваше видение будущего снимка. Грамотное использование камеры, грамотное кадрирование, грамотная обработка  - это всё элементы, которые позволят подчеркнуть художественность вашей фотографии. Но по нашему глубокому убеждению, этот пункт не сработает без учета первого и второго пункта (построения кадра и художественного вкуса).

Что же такое творчество в фотоискусстве? Это процесс. Это динамика вашего развития, развития собственной личности, если же вы деградируете, то вы стремитесь к бытовой фотографии. Поэтому когда вы развиваетесь, делаете все более интересные фотографии и копите свой опыт, каждый раз по-новому смотрите на кадр, видите что-то интересное у других авторов, хотите попробовать что-то новое,  вы повышаете свое мастерство, вы в творческом процессе и ваши фотографии будут творческими. А если вы пытаетесь слепо повторять чужие снимки, не понимая, о чём они и не создавая свою собственную фотоисторию,  вы деградируете. И получается бытовая фотография.

По вашим фотографиям можно сказать очень много о вас: о вашей культуре, о вашем уровне мышления, уровне художественного вкуса, уровне интеллекта, способности чему-то учиться. Фотография – это своего рода ваш личный оттиск сознания, поэтому стремитесь развивать себя и своё творчество. И пусть фотография станет для вас инструментом формирования себя как личности.  





Последние комментарии на YouTube