Меня зовут Герасимов Владимир. Я занимаюсь фотографией с 5 лет, профессионально 21 год, преподаю в фотошколе уже 12 лет и за это время обучил не одну тысячу любителей и профессионалов фотографии. Кто-то сразу забросил свое, видимо, мимолетное увлечение, кто-то продолжает баловаться, а кто-то давно свысока посматривает на своего учителя, зарабатывая очень приличные деньги или проводя громкие фотовыставки своих, а некоторые и чужих работ.
Но речь
в этой статье пойдет не обо мне, а о тех начинающих фотографах, а последние
годы – фотографинях, для которых «науку фотографии» я упорно пытаюсь донести,
ибо считаю, что без понимания основ фотографии невозможно развиваться в
правильном направлении, и рано или поздно ты наткнешься на свою безграмотность.
Так вот, для подавляющего большинства девушек и женщин страстно желающих
заниматься фотографией «наука фотография» не только не нужна, но и
противопоказана, ибо отвращает их желание заниматься любимым делом. Непонимание
их основано на том факте, что фотография в момент своего зарождения
действительно была уделом мудрых ученых и талантливых механиков, оптиков и
математиков. Это они с потрясающей скрупулезностью исследовали все нюансы
«первобытной» фотографии, вывели законы и вынудили простых фотолюбителей
изучать их и в 21 веке, веке максимального упрощенчества. Ведь, чтобы позвонить
по мобильному телефону, вам не нужно знать законы распространения
электромагнитных волн, теорию полей и закон о радиочастотах.
В фотографии же
все по-старому. Диафрагма – это относительное отверстие измеряемое в каких-то
трудно понятных дробях. Почему 2,8
4,0 5,6 8 ... зачем знать логику появления этих
чисел, привлекая в помощники геометрию (Эс равно пи дэ квадрат деленное на
четыре)? А то что это числители дробей и светпропускание объектива
увеличивается при уменьшении числа – еще и математика!
Ну как тут не запутаться
бедной девчушке только и мечтающей всего двумя действиями: навел-снял получать
шедевры?
С выдержкой еще сложнее: сначала она уменьшается с уменьшением числа
(секунды) а потом вдруг число (знаменатель) растет, а выдержка укорачивается!
Полный туман в голове прекрасной барышни!
Покритикую я и атавизм ISO. Раньше хоть на коробочке от
пленки писали эти мало кому понятные выведенные кем-то числа, а теперь вообще-то
это символ коэффициента усиления сигнала с матрицы. И причем тут 100, 200,
400... а недавно еще и 3200, 6400, 12800...
я и сам не могу все цифры упомнить! Куда уж тут любителям!
А вот великолепные по своей простоте понятия шага, стопа, eV почти не используются камеростроителями! И только фотографы разговаривают на языке стопов, мысленно переводя в неудобоваримые цифры на экране дисплея: 1/125, F6,3, ISO320 в стопы и их дроби…
Я давно перестал пытаться объяснять закон взаимозаместимости, используя эти страшные цифры. Я вывел простую формулу понятную самым «тяжелым» студенткам: три щелчка колесиком в сторону объектива – это светлее на одну ступень, и наоборот. Не смотрите на цифры – говорю я им – они НИ О ЧЕМ не говорят. Просто крутите колесико и считайте. Попробуйте сами вычислить следующую на стоп диафрагму если у вас стояло 7,1... Напряглись? Три щелчка. Всё – думать не надо, на экран смотреть не надо, просто отработай это движение до автоматизма, как движение ног на педалях автомобиля или положение ручки скоростей на ручной коробке вашего авто. Ведь даже в автошколе не заучивают передаточные числа коробок передач, пусть этим занимаются механики. Всё, что я должен знать, это: первая-вторая-третья-четвертая....
Этот же принцип я предлагаю взять на вооружение производителям фототехники.
Вот его суть.
Танцуем
от освещенности в eV.
Когда-то
кто-то с кем-то договорились: 0 eV соответствует диафрагме 1,0 и
выдержке 1 сек. Гениально! А почему не пошли дальше-то?
Давайте
известные нам выдержки также обозначим ступенями: T’0, (это 1 сек) 1, 2, 3, 4, 5, 6,
7, 8... каждая отличается от предыдущей на ОДНУ ступень!
Т.е. T'8
– это 1/250 в секундах для любителей классики.
Диафрагмы
F'0, 1, 2, 3, 4, 5, 6... каждая на ступень темнее прежней! Т.е. F'6 это
диафрагма 8,0 в классическом выражении.
Давайте
упростим и ISO!
0, 1, 2,
3, 4, 5... ну сами понимаете.
А вот как это выглядит на картинке:
Т | 30” | 15” | 8” | 4” | 2” | 1” | 1/2 | 1/4 | 1/8 | 1/15 | 1/30 | 1/60 | 1/125 | 1/250 | 1/500 | 1/1000 | 1/2000 | 1/4000 | 1/8000 |
T' | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
F | 1,0 | 1,4 | 2 | 2,8 | 4,0 | 5,6 | 8,0 | 11 | 16 | 22 | 32 | 44 | 64 | ||||||
F' | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||
ISO | 25 | 50 | 100 | 200 | 400 | 800 | 1600 | 3200 | 6400 | 12800 | 25 600 | 51 200 | 102 400 | 204 800 | 409 600 | ||||
ISO' | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
И как же теперь этим пользоваться?
Формула
экспозиции превращается в просто сумму:
E(eV) = T’+F’- ISO’
Пример: 11 eV = T’8 + F’3 – ISO’0 или 1/250 сек и диафрагма 2,8.
Для ISO 200: 11 eV= T’8+F’4 –ISO’1 или 1/250 сек и диафрагма 4,0
Хотите, проверьте по давно известной таблице:
Закон взаимозаместимости превращается в задачку на сложение для первого класса!
А как же с выдержками длиннее секунды? А пошли они в минус! 2 сек это минус 1,4 сек – «-2», 8 сек – «-3» и так далее!
По-моему, тут и юная леди разберется, если в её камере будут стоять эти простые цифры, а не замудреные истинные геометрические и временные характеристики фотоаппарата. Фотоаппарат, конечно, очень сложная штука, но что обычным фотолюбителям с того? Пусть «старички» фотографы переключат свои камеры в традиционные значения и тренируют мозги на здоровье! А что? Так и до маразма не далеко!
P.S. Хотелось
бы напомнить производителям про ненужность старых пленочных атавизмов в виде
сохранения экспокоррекции и эксповилки даже после выключения камеры. Выключил
камеру – стер эти фишки, зачем мне напрягать память и вспоминать каждый раз
предыдущую фотосессию: не установил ли я там экспокоррекцию и эксповилку.
Ну, а уж про бесплатную программу iDOF (калькулятор ГРИП) и писать-то стыдно: имеем кучу процессоров на борту, гигабайты оперативной памяти, а приходится в iPhone заглядывать! Давно пора иметь её на борту камеры, ведь установили же виртуальный горизонт, GPS-навигатор.... Ну и последняя мечта: слот для SIM-ки! Чтоб фотки сразу в инстаграмм или ФБ выкладывать. А что? Какие технические препятствия у производителя имеются? Кстати, и Wi-Fi клавиатура с мышью сильно упростили бы постсъёмочную коррекцию снимков.
Ну да ладно, оставим хлеб маркетологам, хоть они и «враги человечества» в моей интерпритации, а все ж кушать хотят.
P.P.S. Пока готовил статью к печати обнаружил информацию о том, что кто-то уже пытался упростить фотографию. APEX разработано в 1960-е, не прижилось из-за сложности. Мой вариант проще в разы и, я надеюсь, что производители пойдут навстречу фотолюбителям, упростив в своих камерах индикацию параметров.
Герасимов Владимир.
www.gerasimov-studio.com