Рекомендации пейзажным фотографам от Томаса Хитона




Рекомендации пейзажным фотографам от Томаса Хитона

Известный пейзажный фотограф и блогер Томас Хитон (Thomas Heaton) снял обучающее видео "6 Ways to Improve Your Photography with Less", в котором призывает использовать термин "Less", что можно перевести как "меньше", и к своим фотоработам, и к подходу к фотографированию в целом. Он предлагает 6 основных тезисов, каждый из которых содержит понятие "меньше"». Видео будет полезно не только пейзажным фотографам, но и всем, кто занимается производством любого визуального контента, как фото, так и видео. Разумеется, если буквально и бездумно следовать его рекомендациям, можно довольно быстро потерять всякий интерес к искусству. Это видео следует рассматривать в первую очередь как учебное, а также в качестве альтернативного взгляда на повальное увлечение технической стороной съёмки фото и стремление к обсуждению фотографий в социальных сетях.

Томас предлагает 6 способов, которые он сам практикует в своей работе, а именно: использование более узкого фокусного расстояния, ограничение количества оборудования для фотографирования, снижение негативного влияния из соцсетей, отказ в композиции фото от отвлекающих факторов, снижение давления на самого себя и стремление к минимализму в композиции.

Томас любезно согласился на публикацию на нашем сайте небольшой статьи по мотивам его видео, а также пожелал всем увлечённым фотографам из России удачи, он будет очень рад, если его творчество будет кому-то интересным, а советы принесут пользу.

1. Меньше снаряжения

Эта рекомендация открывает перечень из 6 "меньше" от Томаса, она самая очевидная и при этом наиболее спорная, так как сам автор при съёмке своих видеороликов вынужден таскать с собой оборудование для съёмки не только фото, но и видео.

В результате его оборудование для фото включает цифровую камеру Fujifilm X-T3 с парой объективов и плёночную камеру Hasselblad 501cm с парой объективов, а также устойчивый штатив. К этому нужно прибавить оборудование для видео, а именно цифровую камеру Fujifilm X-T4 с объективом, экшн-камеру, дрон и второй штатив. Всё перечисленное вместе с аккумуляторами, дюжиной плёнок, повербанками и прочей мелочью с трудом помещается в хороших размеров фоторюкзак, так что автор вынужден тщательно продумывать каждую мелочь и буквально каждый проводок, которые берёт с собой на прогулку или в фотопутешествие.

2. Более узкое фокусное расстояние

Здесь английское понятие "less" выступает в роли "ограниченный, более узкий", и эту рекомендацию уже можно смело назвать творческой. В своих видео Томас не раз поднимал вопрос о выборе фокусного расстояния, а также неоднократно утверждал и на примерах демонстрировал, что большинство своих работ он снял на телевик, причём на фокусных расстояниях, близких к 200 мм, используя как горизонтальный, так и вертикальный формат кадра. Если Томас снимает панораму, то однозначно на длиннофокусную оптику и чаще всего в вертикальной ориентации камеры.


The Last Tree | Patagonia | Thomas Heaton

В его практике есть исключения из этих правил, что он демонстрировал в одном из видео, снимая и на широкоугольный объектив, однако в связи с увлечением съёмкой на плёнку в квадратном формате 6x6, широкоугольная оптика у Томаса сегодня отодвинута на второй план.

3. Меньше отвлекающих факторов

Этот тезис относится к построению композиции кадра. Томас говорит о том, что композиция кадра должна быть простой и понятной, и советует не бояться больших пустых пространств в кадре. Стараться помещать в кадр только самое важное, исключив всё лишнее.


Whitley Bay – Hasselblad 501cm – Kodak Portra 400 | Thomas Heaton

Также Томас говорит, что в очень редких случаях он прибегает к работе в Фотошоп, когда необходимо удалить отвлекающие внимание детали, такие как листик или веточка на поверхности воды и другие подобные мелочи.

4. Меньше внешнего влияния

Это уже социальный фактор. Томас говорит о том, что постоянно слушать мнения незнакомых людей не только вредно, но и опасно для развития своего творчества. Он выбрал несколько людей, мнению которых он доверяет, и старается обращать как можно меньше внимания на критику незнакомых людей на Ютубе, в Инстаграме и других соцсетях. Ведь послушав некоторых диванных экспертов, мы рискуем неожиданно оказаться в роли заведующего складом винтиков для фотоаппаратов, которого силой и хитростью заставляют документировать содержимое полок этого самого магазина.


Italy – Hasselblad X-Pan – Fuji Velvia 50 | Thomas Heaton

Современный фотограф вынужден присутствовать в популярных соцсетях, однако он должен стараться как можно тщательнее ограничивать влияние чужого мнения на своё творчество.

5. Меньше требований к себе

А вот это работа над собой. Томас утверждает, что очень часто получается так, что за весь длительный поход он может сделать 1 или 2 фотографии, зато это будут тщательно продуманные фотографии, за которыми стоят десятки часов поиска света и ракурса. Согласно его теории, не нужно заставлять себя во что бы то ни стало сделать фото, раз ты выбрался "в поле", на фотопрогулку.

Здесь Томас опять немного лукавит, так как в процессе съёмок своего фильма он постоянно находит необыкновенно красивые ракурсы для съёмок видеоряда, каждый из которых запросто мог бы стать сюжетом для классной пейзажной фотографии. Смотря ролики Томаса, постоянно задаёшь себе вопрос, а почему он не снял фото вот с этого ракурса или, например, вон того, ведь путешествуя по национальным паркам, он постоянно проходит мимо сотни отличных фотографий, которые любой фотограф с удовольствием увёз бы с собой на карте памяти. На самом деле ответ прост – он их снял, поместив в видеоряд своих фильмов.

В конце концов, Томас приходит к каким-то корягам, ставит штатив в воду, устанавливает на него камеру с телеобъективом и снимает очередной шедевр, мимо которого многие прошли бы мимо, даже не оглядываясь.

6. Композиция. Меньше значит больше

Шестой тезис – философский. Томас говорит и на своих примерах показывает принципы минимализма в фотографии. Следовать этим рекомендациями или нет, решит уже каждый для себя самостоятельно, однако в качестве упражнения для развития вкуса и навыков построения композиции его шестой совет будет чрезвычайно полезен.


Forest Fire | Cairngorms, Scotland | Thomas Heaton

Всем увлекающимся пейзажным фотографам, в особенности начинающим, можно смело рекомендовать это видео к просмотру.

Книга Landscape Photography. On Location with Thomas Heaton. Vol 1.

Томас также выпустил книгу "Пейзажная фотография. Фотографируем с Томасом Хитоном. Часть 1". Это самая настоящая книга, напечатанная на качественной бумаге плотностью 170 г/м2, 116 страниц, формат 260х260 мм, имеющая твёрдый переплёт со специальным ламинированием против замятий и царапин, одним словом, это красивый альбом премиального качества, какой и должна быть современная фотокнига, которую хочется взять в руки, а не листать на экране компьютера.


Landscape Photography. On Location with Thomas Heaton. Vol 1

В ней Томас рассказывает про свои самые любимые фотографии, которые он снял, путешествую по всему миру. Начиная с высоких гор, опускаясь вниз к долинам через леса, по знойным пустынным равнинам и заканчивая морским побережьем и землёй у своих ног. Он делится не только историей создания каждой конкретной фотографии, но и мыслями о том, как он стал пейзажным фотографом и кто такой пейзажный фотограф в принципе.

Книга построена по принципу "одна фотография – один рассказ". При этом рассказ ведётся не о том, на какую камеру снимать, какую выставить выдержку, диафрагму и ISO, куда навести фокус и какой плотности при этом использовать градиентный светофильтр. Рассказ идёт о творчестве, поиске сюжета и ракурса, об идее и композиции, о стремлениях и мотивации.

Книга ориентирована как на опытных фотографов, так и на тех, кто только собирается упаковать сумку с фотоаппаратом и посмотреть, что же нас ожидает за порогом дома. Насколько нам известно, книгу можно купить на сайте Томаса, он посылает книги по всему миру.


Red Hut | Norway | Thomas Heaton

Больше фотографий Томаса можно посмотреть в его портфолио.