Став фотографом-фрилансером, вы вряд ли облегчите себе жизнь. Эта работа требует постоянной заинтересованности, планирования и стратегии. Профессиональный фотограф-документалист Диана Маркосян поделилась своими мыслями с теми, кто хочет подготовить себя к столь непростому занятию и пролила свет на всепроникающий навык работы с людьми и то, как чувство личной небезопасности может стать вашим самым трудным препятствием.
![]() |
Reportage by Getty Images |
Когда кто-то готов посветить себя работе профессионального фотографа, насколько важно чётко определить направление в фотографии, в сторону которого они собираются двигаться?
Я думаю, у человека должно быть какое-то представление касаемо того, чем он хочет заниматься. Покуда вы растёте как профессионал, эти стремления будут эволюционировать, но важно понимать, что вы собираетесь создавать, а затем работать, стараясь добиться чего-то большего.
Если человека тянет к какому-то определённому направлению в фотографии, стоит ли ему концентрировать свои усилия исключительно на нём или имеет смысл попытаться заработать в каком-то другом направлении?
К фотографии можно подойти великим множеством самых разных способов. Я не думаю, что есть какой-то правильный путь, какое-то направление, которым нужно заниматься всю карьеру. Заниматься нужно тем, что работает лично для вас. Я считаю, нужно заниматься тем, что вас увлекает, а не тем, за что больше платят. Но бизнес-план тоже важен. Лично я пытаюсь максимально разнообразить источники своего дохода – преподаю или пишу статьи в дополнение к своим снимкам. Это особенно важно в промежутке между проектами. Кроме того, я получаю передышку, чтобы задуматься о своей работе и о том, что я, собственно, пытаюсь создать.
![]() |
Reportage by Getty Images |
Будучи человеком, который получил степень магистра в Колумбийском университете, как считаете – можно ли считать формальное образование важным аспектом в том, чтобы начать жить за счёт работы фотографом?
Моё обучение в Колумбии заложило фундамент для того направления, которым я занимаюсь. Но для того, чтобы стать фотографом, формальное образование не нужно. Я думаю, что чем любопытнее вы будете, тем интереснее будет ваша работа.
Часто можно услышать мнение, что профессиональному фотографу жизненно необходим хороший навык работы с людьми. А как показывает ваш опыт?
Я думаю, он необходим не только в фотографии, но и в жизни вообще. Вам нужно уметь взаимодействовать с людьми, быть восприимчивым к тем, кого вы снимаете.
Будучи фотографом, вы путешествуете по всему миру. Можно ли сказать, что ваши навыки взаимодействия с людьми универсальны и одинаково работают для разных культур?
Уважение и доброжелательность универсальны. Но каждая страна уникальна. До того, как вы начнёте работать с той или иной культурой, важно изучить и понять её обычаи.
Каковы, на ваш взгляд, самые распространённые ошибки фотографов, которые пытаются перейти из любителей в профессионалы?
Многие фотографы никого не слушают и пытаются идти собственным путём. Мне встречалось так много талантливых фотографов, работы которых никто не видит, потому что они либо не уверены в своих снимках, либо просто не доводят свои проекты до конца. На мой взгляд, тут отдаёт чем-то вроде саморазрушения. Лично моя ошибка состоит в том, что я бываю недостаточно терпелива. Я постоянно беспокоюсь о результатах, и если я не занимаюсь новым проектом или не делаю новых снимков, то мне начинает казаться, будто я что-то делаю не так. Но мне помогает, если я начинаю смотреть на свою работу в перспективе, напоминая себе, что мои снимки – это лишь побочный эффект моего длинного и извилистого путешествия.
Если бы вам пришлось выделить один, самый важный совет для фотографов-любителей, которые стремятся стать профессионалами, то что бы вы сказали?
Вы должны хотеть этого больше, чем боитесь.
Будучи фотографом-документалистом, Диана Маркосян тайным путём вместе с повстанцами пробиралась в Бирму, была депортирована из Азербайджана, подвергалась аресту чеченской милицией – и всё ради того, чтобы задокументировать какую-нибудь историю. Кроме того, она была одной из участниц престижного мастер-класса World Press Joop Swart, получила грант Emerging Photographer Fund от Burn Magazine и попала в 2014 году в список «30 фотографов, за которыми имеет смысл понаблюдать», так называемый PDN’s 30 Photographers. Её работы можно найти в изданиях New York Times, Newsweek, Time.com. Снимки для статьи предоставлены фотоагентством Reportage by Getty Images.