Как стать профи? Советы от фотографа Дианы Маркосян




Как стать профи? Советы от фотографа Дианы Маркосян

Став фотографом-фрилансером, вы вряд ли облегчите себе жизнь. Эта работа требует постоянной заинтересованности, планирования и стратегии. Профессиональный фотограф-документалист Диана Маркосян поделилась своими мыслями с теми, кто хочет подготовить себя к столь непростому занятию и пролила свет на всепроникающий навык работы с людьми и то, как чувство личной небезопасности может стать вашим самым трудным препятствием.

 
Reportage by Getty Images

Когда кто-то готов посветить себя работе профессионального фотографа, насколько важно чётко определить направление в фотографии, в сторону которого они собираются двигаться?

Я думаю, у человека должно быть какое-то представление касаемо того, чем он хочет заниматься. Покуда вы растёте как профессионал, эти стремления будут эволюционировать, но важно понимать, что вы собираетесь создавать, а затем работать, стараясь добиться чего-то большего.

Если человека тянет к какому-то определённому направлению в фотографии, стоит ли ему концентрировать свои усилия исключительно на нём или имеет смысл попытаться заработать в каком-то другом направлении?

К фотографии можно подойти великим множеством самых разных способов. Я не думаю, что есть какой-то правильный путь, какое-то направление, которым нужно заниматься всю карьеру. Заниматься нужно тем, что работает лично для вас. Я считаю, нужно заниматься тем, что вас увлекает, а не тем, за что больше платят. Но бизнес-план тоже важен. Лично я пытаюсь максимально разнообразить источники своего дохода – преподаю или пишу статьи в дополнение к своим снимкам. Это особенно важно в промежутке между проектами. Кроме того, я получаю передышку, чтобы задуматься о своей работе и о том, что я, собственно, пытаюсь создать.

 
Reportage by Getty Images

Будучи человеком, который получил степень магистра в Колумбийском университете, как считаете – можно ли считать формальное образование важным аспектом в том, чтобы начать жить за счёт работы фотографом?

Моё обучение в Колумбии заложило фундамент для того направления, которым я занимаюсь. Но для того, чтобы стать фотографом, формальное образование не нужно. Я думаю, что чем любопытнее вы будете, тем интереснее будет ваша работа.

Часто можно услышать мнение, что профессиональному фотографу жизненно необходим хороший навык работы с людьми. А как показывает ваш опыт?

Я думаю, он необходим не только в фотографии, но и в жизни вообще. Вам нужно уметь взаимодействовать с людьми, быть восприимчивым к тем, кого вы снимаете.

Будучи фотографом, вы путешествуете по всему миру. Можно ли сказать, что ваши навыки взаимодействия с людьми универсальны и одинаково работают для разных культур?

Уважение и доброжелательность универсальны. Но каждая страна уникальна. До того, как вы начнёте работать с той или иной культурой, важно изучить и понять её обычаи.

Каковы, на ваш взгляд, самые распространённые ошибки фотографов, которые пытаются перейти из любителей в профессионалы?

Многие фотографы никого не слушают и пытаются идти собственным путём. Мне встречалось так много талантливых фотографов, работы которых никто не видит, потому что они либо не уверены в своих снимках, либо просто не доводят свои проекты до конца. На мой взгляд, тут отдаёт чем-то вроде саморазрушения. Лично моя ошибка состоит в том, что я бываю недостаточно терпелива. Я постоянно беспокоюсь о результатах, и если я не занимаюсь новым проектом или не делаю новых снимков, то мне начинает казаться, будто я что-то делаю не так. Но мне помогает, если я начинаю смотреть на свою работу в перспективе, напоминая себе, что мои снимки – это лишь побочный эффект моего длинного и извилистого путешествия.

Если бы вам пришлось выделить один, самый важный совет для фотографов-любителей, которые стремятся стать профессионалами, то что бы вы сказали?

Вы должны хотеть этого больше, чем боитесь.

Будучи фотографом-документалистом, Диана Маркосян тайным путём вместе с повстанцами пробиралась в Бирму, была депортирована из Азербайджана, подвергалась аресту чеченской милицией – и всё ради того, чтобы задокументировать какую-нибудь историю. Кроме того, она была одной из участниц престижного мастер-класса World Press Joop Swart, получила грант Emerging Photographer Fund от Burn Magazine и попала в 2014 году в список «30 фотографов, за которыми имеет смысл понаблюдать», так называемый  PDN’s 30 Photographers. Её работы можно найти в изданиях New York Times, Newsweek, Time.com. Снимки для статьи предоставлены фотоагентством Reportage by Getty Images.

Серии фоторепортажей Д. Маркосян

Из серии "Бирманские ночи" 


Из серии "Прощай, моя Чечня" 


Из серии "Последний вздох Чернобыля"