Спорная композиция. Видеоурок




Спорная композиция. Видеоурок

Этот урок о композиции. Некоторое время назад Иван Диденко выложил в интернете фотографию  для обсуждения её композиции. Снимок, по мнению автора неоднозначный, и его обсуждение вызвало бурную дискуссию, с результатами которой он и решил поделиться.

Мы неоднокартно обсуждали вопрсы композиции (фотоурок "Композиция" Ивана Диденко, тема "Основы композиции" в Летней школе Сергея Самсонова), но как оказалось, у каждого человека свое представление об этом и зачастую это представление не соответствует  правилу передачи сюжета на плоскость (фотографию). Т.е. представления о композиции в кадре чрезвычайно размыты, каждый человек видит в этом нечто своё и убедить его в обратном практически невозможно. Поэтому попробуем рассказать о композиции несколько отстранённо, чтобы понять, на что стоит опираться, размышляя об этом.

В музыке, например, есть определенные правила сочетания/несочетания нот, тоже и с фотографией. Нужно найти, на что мы можем опираться в композиции. 
Прежде всего, нужно определить, что является главенствующим: понимание механики композиции или чувство вкуса. 
На наш взгляд, чувство вкуса – первоочередное. Почему? Когда вы выбираете пространство для съемки, оно выбирается по собственным субъективным ощущениям: нравится – нет, руководствуясь своими симпатиями к будущему кадру. Испытав эту симпатию, вы выбираете такое композиционное решение, которое позволит и зрителю испытать такую же симпатию. То есть, вы должны свое чувство определить. К чему оно имеет отношение? Понять, как создать объем в кадре и рассказать ту историю, которую вы почувствовали. Ну, а потом, при отборе оценить, удалось ли вам передать кадром нужные нюансы или нет. Но первичным является чувство, вторичным – проверка этого чувства элементами композиции. 
Талантлив тот, кто остро чувствует моменты, мимо которых все остальные проходят мимо, ничего не чувствуя.  Почему талантливые люди хорошо видят? Они, прежде всего, чувствуют, а потом учатся переносить это в механику композиции.

Что касается механики композиции, она отчасти проста. Вот, например, композиционная логика построения композиции при съемке этого видеоурока: разделения кадра на светлую и темную части, они же создают объем. Это не очень сложно. Объем передаётся разными способами. Это может быть тональный контраст, когда передний план темнее, задний светлее. Это могут быть пятна света и тени. Это наличие или отсутствие объекта на переднем плане, позволяющие почувствовать глубину пространства. Это глубина за счет оптического размытия кадра.

После того, как с помощью композиции вы сформировали пространственную глубину, вы должны рассказать историю. Элементы, находящиеся в кадре, должны рассказать какую-то историю. 
Например, фотография, с которой мы начали обсуждение композиции. Было много споров, почему в кадре много лишних людей? Отдыхающие люди нужны, чтобы было понятно, в какой обстановке находится главный герой. Он не в лесу, а в парке, где отдыхают люди. Сумка и пиджак, лежащие рядом – тоже часть истории: человек приехал, скажем, с работы и бросил все соответствующие аксессуары. И такие простые элементы, рассказывают, что в этом кадре происходит. А когда читатели предлагают: отрезать людей, убрать вещи, женщину разместить на фоне озера… Это противоестественно. Человеческий мозг хочет ответ: кто, что и где? Простая история! Научитесь создавать простые истории, великие получатся чуть позже. 

По поводу спора об “отрезанной” кисти. Конечно, это нехорошо. Она создает неоднозначность этому снимку. Но в фотографии мы всегда чем-то жертвуем. Автор не заметил отсутствия в кадре кисти, поскольку сосредоточился на том, чтобы поймать состояние снимаемого человека. И хотя есть несколько дублей с этого ракурса, нужное настроение было именно в этом. Ведь  оптимальное настроение длится мгновение и не всегда удаётся выверить кадр. Необходимо понимать, что важнее в вашем случае? Конкретно этот – жанровый непостановочный портрет близкого вам человека. Если вы делаете коммерческую портретную съемку, то да – это не годится, поскольку понадобится ассистент с отражателем, иное построение кадра, недопустимы многие детали, выдающие бытовое состояние снимка… Ведь это другой жанр фотографии.

Возвращаясь к композиции. Композиция – это желание рассказать историю. Кто-то из критиков эту историю прочтёт, кто-то нет. Но история должна быть и она должна соответствовать тому стилю, в котором вы пытаетесь сделать фотографию.

Воспитывайте чувство вкуса, изучайте композицию, учитесь передавать ту историю, которую вы хотите рассказать, чтобы она была интересна не только вам, но и кому-то еще.  





Последние комментарии на YouTube