Темой этого выпуска "Туриста-оптимиста" стали заброшенные и разрушающиеся, но очень интересные здания Петербурга, интересные как
исторические объекты, так и невероятно фактурные объекты для фото- и
видеосъемки. Мы посетим особняки Нобеля и Бракгаузена, а также самое настоящее
бомбоубежище, наследие холодной войны. Поможет нам в нашем путешествии агентство "Объект 95", занимающееся экскурсиями и проведением фото-видеосъёмок в необычных местах Петербурга. Пока мы снимали, они рассказали много интересных фактов, о которых и вы тоже сможете узнать, если захотите к ним обратиться и повторить наше путешествие.
Наш фотокомплект: Olympus OMD EM10 m3 с тремя объективами, Olympus M.Zuiko Digital 12-40mm f/2.8,
25mm f/1.8 и 75mm f/1.8, |
С собой на нашу фотоэкскурсию мы возьмём наш универсальный фотонабор. Сегодняшний комплект, думаю, вас не удивит: Olympus OMD EM10 Mark 3 с тремя объективами, которые использовали на съемках в Пушкине и Гатчине (Olympus M.Zuiko Digital 12-40mm f/2.8, 25mm f/1.8 и 75mm f1.8), наш тревел-штатив Sirui T-025SK B-00K, но есть и новое – вспышка, точнее сказать, портативный моноблок Godox AD200, так что недостаток света при съемках не станет для нас препятствием.
Вспышка-моноблок Godox AD200 |
Итак, в путь!
Особняк Людвига Нобеля
Первым местом нашего посещения стал особняк и заводоуправление "Механического завода Людвига Нобеля".
Особняк и заводоуправление "Механического завода Людвига Нобеля" |
Семейный дом выдающихся инженеров и предпринимателей Нобелей был построен в 1880-е годы. За восточным его фасадом начинались корпуса знаменитого завода, на котором, кроме двигателей внутреннего сгорания, так востребованных в начале XX века Российской империи, производилось множество товаров: от артиллерийских орудий до осветительных приборов и резиновых шин для автомобилей и конных экипажей.
В особняке Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
В особняке Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Оранжерея
Так выглядел интерьер оранжереи до революции |
Так выглядит оранжерея особняка Нобеля сейчас | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/5.6, 1/50 с, ISO 100 |
Это, пожалуй, единственное место в здании, где возможно было фотографировать с естественным освещением. Первое, что бросается в глаза - это дизайн радиаторов в виде колонн. Во всем должна быть эстетика.
Радиаторы в оранжерее особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/60 с, ISO 100 |
Оранжерея эта предназначалась для зимнего сада, характерного для богатых особняков того времени (XIX век). В те времена в неё можно было войти из кабинета Нобеля, сюда он мог приходить и отдыхать от работы.
Пол выложен метлахской плиткой, правда, рисунок довольно типичный и встречается в парадных домов Петербурга. Внутри можно было увидеть южные и тропические растения, не встречающиеся в наших широтах.
В оранжерее особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/5.6, 1/50 с, ISO 100 |
Можно предположить, что после национализации завода они были переданы в Ботанический сад на Петроградской стороне (прямо напротив, через Б.Невку).
Изначально все скаты кровли были стеклянные, о чтобы внутрь проникало максимально большое количество света.
В оранжерее особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/250 с, ISO 100 |
В оранжерее особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/1.8, 1/250 с, ISO 100 |
В оранжерее особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/5.6, 1/50 с, ISO 100 |
Ребра колонны радиатора отопления в оранжерее особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/60 с, ISO 100 |
В советское время, после того как оранжерею переквалифицировали в химлабораторию, часть кровли была заложена кирпичом.
Кабинет Нобеля
Это личный рабочий кабинет Людвига, а затем его сына Эммануила (младшего) Нобеля. Посередине комнаты находился массивный рабочий стол на круглых ножках, именно отсюда осуществлялось управление фабрикой, и здесь Нобель проводил большую часть времени. Изначально на месте двери, ведущей в оранжерею, было окно, переделанное в дверь при Эммануиле Младшем. Соседнее окно выходит на набережную Большой Невки.
Камин в кабинете Людвига и Эммануила Нобелей | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Камин в кабинете Людвига и Эммануила Нобелей | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Помещение украшает камин, произведенный на Литейно-Механическом заводе Сан-Галли, находившемся на Лиговском проспекте.
Камин в кабинете Людвига и Эммануила Нобелей | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Чтобы у вас было представление, как выглядел этот кабинет, ребята из «Объекта 85» любезно предоставили на старое изображение кабинета Нобеля:
Так выглядел кабинет Нобелей до революции |
Так выглядит кабинет Нобелей сейчас | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Основной моей проблемой стал вопрос – куда направить вспышку? Ведь это кардинально меняло рисунок. Рекомендация: если время поджимает, а потолок светлый, бейте прямо в потолок, не прогадаете. У нас с собой вспышка Godox AD200, которая существенно упростила нашу съемку.
Гостиная
Это главный зал, парадное помещение, в котором принимали гостей. Далее из этого зала расходились комнаты и коридоры, ведущие в разные части особняка. Потолок венчают две люстры, оригиналы из хрусталя, оставшиеся еще от хозяина. Вероятнее всего сохранились в советское время, так как подходили к модной до 60-х годов стилисте сталинского ампира.
В гостиной особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
Рояль в гостиной особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
Рояль в гостиной особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
Рояль в гостиной особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
Во времена СССР помещение использовали для нужд заводского клуба. Была построена сцена, на которой сейчас находится рояль фирмы Бекккер.
В гостиной особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
В гостиной особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
В гостиной особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
Вихри революции впоследствии вынудили семейство Нобелей покинуть Россию. Завод был национализирован, а здание особняка стало одновременно и заводским клубом с актовым залом, и библиотекой, и заводоуправлением с красными директорами вместо фабрикантов.
Красный зал
Это бывшая хозяйская столовая. Красным цвет стен был еще при владельцах. Проём двери, ведущий в главный зал, оформлен резными, над дверью находится вензель с буквой "Е", что означает Эммануил/Emanuel.
В Красном зале особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
В помещении можно найти барельеф с профилем Ленина, видимо раньше он находился над сценой заводского клуба.
В Красном зале особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
В советское время здесь размещалась заводская библиотека технической литературы.
Потолок помещения покрашен в черный цвет, возможно, чтобы сымитировать дерево.
Окна в Красном зале особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
Окна в этом помещении, с сохранившимися оригинальными рамами, имеют историческую ценность, и были внесены в список ценных деталей отделки, являющихся предметами охраны.
В Красном зале особняка Нобеля | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/2.8, 1/100 с, ISO 100 |
С начала разрушительных 90-х производство стало испытывать проблемы: цеха останавливались, рабочие увольнялись, а здание особняка стало ненужным и к середине 2000-х было уже окончательно заброшенным и начало медленно разрушаться изнутри.
В 2017 году проведены работы по консервации здания, но, несмотря на статус объекта культурного наследия, будущее особняка Нобеля остается неизвестным...
Бомбоубежище
Вот уж точно, где я никогда не был, так это в бомбоубежище. Это убежище второго класса, предназначенное для укрытия 700 сотрудников завода и жителей близлежащих зданий в случае угрозы применения оружия массового поражения. Такое убежище имеет запасы воды, одежды, средств индивидуальной защиты и медикаментов достаточные для проживания в течение 2 недель. Запасы пищи, к сожалению, уже долгое время не обновляются.
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/50 с, ISO 3200 |
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/50 с, ISO 3200 |
Я поймал себя на мысли, что не хочу, чтобы такие сооружения когда-нибудь реально понадобились, разве что для экскурсий.
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/50 с, ISO 3200 |
Что-что, а проникнуться атмосферой мне точно удалось. Особенно зная, что дверь заперта.
Благо, есть на что отвлечься. Для предметной и детальной съемки атрибутики хватает. Старые телефоны и другие средства коммуникации, фото, схемы, двигатели и так далее.
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/50 с, ISO 3200 |
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/50 с, ISO 3200 |
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/50 с, ISO 3200 |
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/30 с, ISO 3200 |
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/30 с, ISO 3200 |
В бомбоубежище | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 25mm | F/1.8, 1/50 с, ISO 2000 |
Кстати, интересная деталь – обратите внимание на датчики – они могут светиться: по сути, это специально подготовленный нанесенный фосфор, он накапливает свет и может излучать его впоследствии в темноте некоторое время. Раньше, до 1960-70-х, использовался радиоактивный радий, который и светился постоянно и назывался «Светомасса постоянного действия» (СПД).
Особняк Бракгаузен
Двухэтажный дом был возведен «на подвалах» в первой четверти XVIII в. «для именитых» по образцовому проекту архитектора Ж.-Б. Леблона. В первой половине XVIII в. он принадлежал К.Н. Зотову, сыну известного учителя Петра I.
В 1823 г. арх. В. И. Беретти для жены А. Бракгаузена перестроил здание в формах классицизма, дополнив композицию четырехколонным портиком.
Во дворе особняка Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/5.6, 1/50 с, ISO 500 |
Думаю не стоит говорить, что особняком это достаточно сложно назвать, скорее – уличным арт-пространством, по крайней мере, двором.
Во дворе особняка Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/5.6, 1/50 с, ISO 500 |
В 1920-22 годах в здании размещался Учебный Отряд Подводного Плавания, позже переименованный в Школу Подводного Плавания. Отряд занимал все здание от Николаевской набережной до Академического переулка.
Особняк Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Особняк Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Особняк Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
Особняк Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 12-40mm | F/8, 1/100 с, ISO 100 |
В начале 2000-х постройку расселили, но приспособление под новое использование так и не началось. Предпринимались попытки реставрации фасада, но они свелись лишь к монтажу лесов и защитной сетки.
Обещают в ближайшее выставить здание выставить на продажу. Один из возможных вариантов дальнейшего использования – мини-отель, но возможно приспособления особняка и под жилой дом премиум-класса. Особняк очень большой, с множеством узких переходов. В какой-то момент начинаешь теряться как в пространстве, так и в понимании, что же все-таки фотографировать.
Но есть тут бонус для тех, кто боится больших темных пространств – это выходы на балкон и крышу, такая популярная петербургская тема.
Вид с балкона особняка Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 75mm | F/4, 1/500 с, ISO 100 |
Как без прогулки по крыше в старых заброшенных зданиях и фотографий оттуда?
Вид с крыши особняка Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 75mm | F/5.6, 1/50 с, ISO 200 |
Вид с крыши особняка Бракгаузена | Olympus EM10 m3 + M.Zuiko Digital 75mm | F/4, 1/250 с, ISO 100 |
Выводы по оборудованию
Olympus OMD EM10 m3 с оптикой и и портативный моноблок Godox AD200 на штативе Sirui T-025SK B-00K в качестве стойки |
Думаю, Olympus с оптикой мы проверили во всех возможных туристических условиях и он с ними справился. Могу лишь добавить, что если снимать сразу в jpeg, то снимки выглядят еще красочнее. Штатив сегодня у нас использовался в качестве опоры для моноблока Godox AD200, который обеспечил нам достаточное количество света во всех локациях. Сбоев в сигнале не отмечено и батареек хватило на весь день, хотя было еще и очень холодно. Ну, а наш любимый штатив Sirui T-025SK поработал и с камерой и в качестве стойки со вспышкой.
Большое спасибо агентству "Объект 85", надеюсь, мы еще с ними куда-нибудь выберемся.