Вадим Чёрный. Технические ошибки в фотографии. Часть 1




Вадим Чёрный. Технические ошибки в фотографии. Часть 1

Фотографии, как и любому искусству, нельзя научиться. Искусство тем и отличается от ремесла, что в нем есть нечто неуловимое, что не укладывается в правила. Однако в искусстве можно не допускать ошибок. Отсутствие ошибок – не самоцель. Хорошее изображение может содержать ошибки, перевешиваемые эстетическими свойствами изображения. Бывает и так, что ошибки превращаются в художественные приемы. Но в подавляющем большинстве ситуаций ошибок лучше избегать – и уж в любом случае, о них нужно знать. 

Разберем с этой точки зрения несколько портретных фотографий.

  • Массивное плетение мата противоречит предполагаемой нежности женского портрета.
  • Шахматы не имеют отношению к плетеному мату. Яркие пятна шахматных фигур отвлекают от лица модели. Передний план не размыт и его выраженная текстура отвлекает на себя внимание.
  • Фон нужно было размыть, а золотое тиснение отвлекает зрителя, который пытается прочесть, что написано на корешках.
  • Над книгами паразитный отблеск, который тоже отвлекает от лица.
  • Пальцы грубо расставлены, не видно их изящного изгиба, они выглядят толстыми и короткими.
  • Шея без надобности скрыта воротником. Платье топорщится на груди.
  • Модель в упор смотрит на фотографа, утрачивая самое главное в фотографии – мимолетность.
  • На лице отсутствуют тени, оно залито плоским светом. Волосы сливаются с фоном.

 

  • Отблески и огромные элементы по бокам от головы модели отвлекают от её восприятия.
  • Огромное плетение противоречит нежности женского портрета. Оно не дает и контраста – ведь контраст должен быть связан с основным объектом, здесь же модель не имеет никакого отношению к намотанному на нее плетению, а цвет этого плетения не гармонирует с цветом лица.
  • Правая рука модели плашмя обращена в камеру, поэтому выглядит толстой и плоской. Следует стараться показывать ладонь ребром. Пальцы без надобности утоплены, лишая руку изящества. Кольцо не украшает руку – оно как бы обрубает палец.
  • Есть разница между небрежностью и неопрятностью. Правый рукав закатан неопрятно, левый – допустимо небрежно.
  • Натянутая на глаза шляпа не украшает модель. Портрет показывает и верхнюю часть лица, которая влияет на восприятие модели зрителем. Без хорошей причины, лоб закрывать не следует.
  • На изображении отсутствует компетентное освещение, модель залита светом.

 

  • Монохром накладывает на фотографа серьезные обязательства по артистичности изображения. Любительская картинка, переведенная в монохром, смотрится не только комично, но и претенциозно.
  • Изображение непонятно. У арки нет ни начала, ни конца, ни контекста. Горизонт без надобности завален. Слишком много пустого неба. Лужайка, переведенная в монохром, выглядит грязной. Куст выглядит мусорным артефактом.
  • Волосы модели беспорядочно разбросаны. Конечно, укладка нужна далеко не всегда, но ее отсутствие должно иметь художественный смысл. Волосы справа от модели не читаются, формируя непонятное темное пятно сбоку от лица.
  • В силу ошибочного позирования и ракурса, у модели пропала талия, а заодно и ноги. Темная парка делает ее мешкообразной. Контраст темной парки и светлого свитера выглядит случайным, и художественно не обоснован.
  • Выставленные в камеру локти искажены, выглядят диспропорционально большими. Отсутствие тени на предплечье делает его толстым. Рука без надобности закрывает лицо. Ладонь показана внутренней частью, а этот ракурс неприятен для зрителя. Пальцы некрасиво растопырены, а ладони переплетены так, что левая кисть не читается. На лице модели минорная эмоция, которая никак не объяснена контекстом.

2-я часть обзора 
3-я часть обзора 

Вадим Чёрный.
Как не делать ошибки? Бесплатный учебник "Фотографируйте как Вермеер"