После недавней выставки CP+ в Японии журналисты DPReview отправились в штаб-квартиру Nikon в Токио, чтобы встретиться с Keiji Oishi (Кейдзи Оиси), менеджером отдела UX-планирования Nikon (бизнес-подразделения обработки изображений). Мы узнали о процессе проектирования флагманской камеры Z 9, о том, как продвигается переход на беззеркальные камеры и почему видео имеет жизненно важное значение для будущего компании.
Keiji Oishi (Nikon)
Как бы вы описали общее состояние индустрии?
В 2022 году мировая экономика сильно пострадала, и Nikon не стал исключением. На нас, безусловно, негативно повлияла проблема с цепочкой поставок. В оперативном отношении мы смогли придерживаться нашего плана, и это не сильно повлияло на нас. Конечно, в 2023 году нам все еще нужно быть осторожными, и мы продолжим наши усилия, чтобы не допустить негативного влияния на наших клиентов.
С точки зрения индустрии камер в целом, особенно в отношении среднего и высокого сегмента, мы наблюдаем рост. И наша стратегия именно здесь, с беззеркальными камерами и объективами среднего и высокого класса.
В последние годы, особенно среди молодого поколения, все, что связано со съемкой, становится повседневным делом. Это в нашей повседневной жизни. Другими словами, я могу сказать, что каждый может создавать контент, будь то фотография или видео. По мере углубления и расширения этой тенденции мы видим, что пользователи смартфонов теперь ищут что-то более продвинутое, чтобы выделиться.
В частности, я заметил, что с появлением социальных сетей, особенно среди молодого поколения, существует большой спрос на видео.
Как продвигается переход от зеркальных к беззеркальным камерам? Соответствует ли скорость внедрения камер и объективов с Z-mount ожиданиям Nikon?
С точки зрения объема продаж Z-mount, все очень хорошо. По нашей оценке, переход от DSLR идет гладко и соответствует нашим ожиданиям. Многие потребители выбирают беззеркальные камеры Nikon. Этот сдвиг произошел не только из-за нашего флагмана Z 9, но и из-за всей линейки, включая Z fc и Z 30.
Nikon Z 9
Конечно, мы также создали большую линейку объективов, включая телеконвертеры. Сейчас у нас 36 объективов [с Z-mount], которые уже представлены. Более того, у нас есть лицензионные соглашения с другими производителями оптики, и они постоянно представляют новые продукты. С таким широким разнообразием объективов в линейке, удовлетворяющих потребности от начального уровня до профессиональных фотографов, мы укрепили основу для нашей беззеркальной системы.
В то же время мы понимаем, что существенной части пользователей по-прежнему нравятся зеркальные фотокамеры, поэтому мы продолжим поддерживать и их.
Z 9 — очень впечатляющая камера, и в 2021 году она была названа «Продуктом года» по версии DPReview. Что было самым сложным при разработке этого продукта?
Во-первых, я хотел бы поблагодарить DPReview за столь заметное признание. Мы очень рады, что получили эту награду.
Z 9 действительно символизирует то, какой, по мнению Nikon, должна быть флагманская камера. Все сотрудники компании, участвовавшие в разработке этого продукта, ставили перед собой цель разработать камеру, превосходящую D6.
Разработка этой камеры начиналась с нуля. Первое, что мы сделали, это все стерли и начали работать с чистого листа бумаги. Основа, базовый функционал и корпус были процессом, разработка которого потребовала больше всего времени и сил. Нам пришлось определиться со многими спецификациями, так как это был новый флагман.
Когда я говорю «строить, разрушать и перестраивать», я действительно имел в виду, что даже если что-то, что у нас было перед нами, было более продвинутым, чем то, что у нас уже было на рынке, если оно было недостаточно хорошим, чтобы быть флагманом Nikon, и этого было недостаточно, чтобы произвести впечатление на наших поклонников, тогда мы не побоялись вернуться к чистому листу бумаги и сделать это снова.
Так что мы не пошли ни на какие компромиссы и очень рады, что продолжили усилия, потому что и по сей день все высоко оценивают этот продукт.
Какие отзывы о Z 9 вы чаще всего получали от профессиональных пользователей?
Есть четыре вещи, которые, по мнению фотографов, являются инновационными. Во-первых, это отсутствие механического затвора. Тот факт, что он без затвора, означает, что он подходит для съемки сцен, требующих тишины, и мы знали, что на это есть спрос, и отсутствие [механического] затвора является фактором долговечности.
Второй инновационный момент — это «Real-Live Viewfinder». Устранение затемнения, возникающего между кадрами во время непрерывной съемки, — это то, что мы считаем необходимым для профессиональных фотографов, чтобы они чувствовали себя комфортно. Другими словами, все можно видеть в реальном, живом виде. Это преимущество, которое превосходит зеркальные камеры, поскольку с ними у вас есть потеря изображения из-за зеркала.
Третий момент — обнаружение объекта. Мы взяли 3D-трекинг с наших зеркальных фотокамер и пошли дальше. Это совершенно новое поколение 3D-трекинга, которое распознает девять типов объектов, что позволяет фотографам сосредоточиться на композиции и моменте нажатия затвора.
И в-четвертых, это расширенные возможности видео. Мы слышали очень положительные отзывы о возможностях видео в дополнение к положительным отзывам, касающимся фотосъемки.
Наша концепция заключается в том, чтобы постоянно улучшать продукт с помощью обновлений. После запуска Z 9 мы уже дважды делали масштабные обновления прошивки, добавляя обновления с автофокусом, предварительным захватом, функциями 8K60p RAW и т. д. Если сравнить то, что мы запустили на рынке, и после двух обновлений прошивки, это почти два разных вещи. Наша цель — продолжать радовать и удивлять тех, кто является поклонником нашей продукции.
Компания Nikon приложила значительные усилия для разработки компактных и доступных телеобъективов с фиксированным фокусным расстоянием. Кто является их целевой аудиторией?
Спрос на телефото был традиционно значителен для высокого сегмента. Однако был четкий сигнал, что пользователи хотят иметь более компактные объективы, даже если им пришлось бы немного пожертвовать диафрагмой (особенно с улучшением характеристик высокой чувствительности в камерах) и при этом более доступные. Объектив 500 мм F5.6 PF для F-mount был таким и был хорошо принят. Основываясь на отзывах и спросе, мы создали объективы 800 мм F6.3 и 400 мм F4.5 для Z-mount.
Nikkor Z 400mm F4.5 VR S на камере Z7 II
Целевым рынком для этого типа объективов, как правило, являются фотографы птиц, автоспорта или самолетов. Но поскольку эти объективы легче и их можно носить с собой в разных местах, мы считаем, что их можно использовать в более широком спектре сцен для съемки самых разных объектов.
Nikkor Z 800mm F6.3 VR S существенно компактнее аналога для байонета F
Что самое сложное в разработке этих компактных телеобъективов? Были ли какие-то компромиссы, на которые вам приходилось идти?
Мы не хотели жертвовать оптическими характеристиками в стремлении к более компактному размеру. Для этого нам пришлось очень тщательно продумать конструкцию линз, оптимизировав их расположение и выбрав материалы.
Кроме того, благодаря таким решениям как создание более тонких линз, использование легких материалов, таких как магний и особый пластик для механических частей, удалось сделать продукты легче. Кроме того, с помощью моделирования прочности конструкции мы смогли оптимизировать толщину и форму деталей, что тоже привело к снижению веса.
Исторически Nikon не был известен как лидер в области видео. Почему для Nikon было так важно сделать Z 9 такой мощной в части видео?
Глядя на наших обычных пользователей, мы понимаем, что в основном — это гибридные фотографы, снимающие как фото, так и видео. Мы наблюдаем рост числа гибридных пользователей не только в профессиональных или любительских категориях, но и во всех остальных.
Поэтому для нас было очень важно улучшить характеристики видео с беззеркальными камерами, особенно с Z 9. Это совершенно новый процессор и новый датчик, и мы хотели убедиться, что у неё есть видеовозможности, соответсвующие флагманской модели.
Я думаю, что многие люди до сих пор думают о Nikon’е как о компании, занимающейся только фото, поэтому мы провели множество опросов и интервью с видеооператорами, чтобы узнать, какие характеристики им нужны. В результате этих усилий мы и пришли к Z 9.
Переходят ли люди с других систем, чтобы использовать Z 9 для видео?
Несмотря на то, что Nikon всегда славился надежными камерами, даже со времен SLR, что клиенты говорят, что Z 9 обладает надежностью, подходящей для документальной съемки в суровых условиях.
Являются ли видеовозможности Z 9 сигналом о намерениях Nikon стать серьезным игроком на рынке видео?
Мы действительно намерены усилить свое присутствие на видеорынке.
Но мы знаем, что одной лишь разработкой камеры этого не добиться. Мы понимаем, что есть и другие необходимые аспекты, такие как система объективов, учитывающие потребности видеозаписи, более комплексная система аксессуаров и последующий процесс редактирования. Целая экосистема должна быть развита.
В объективах NIKKOR Z с момента появления учитывались бесшумность и дыхание фокуса. Что касается аксессуаров, мы установили партнерские отношения с брендами аксессуаров и выпустили собственную рукоятку MC-N10.
Мы понимаем, что видеорынок полон возможностей. Это большой рынок, и на нем много разных потребностей. Мы будем держать ухо востро и постараемся реагировать на все запросы, поэтому, пожалуйста, с ждите наших будущих разработок.
Беззеркальная камера Z fc вызывает ностальгию по пленочным зеркальным фотокамерам Nikon. Какие типы клиентов покупают Z FC? Пленочники?
Nikon Z fc
Позвольте мне сделать шаг назад и объяснить первоначальную концепцию, которую мы предпочли для этого продукта: камера, которую можно носить с собой, что-то, чем можно было наслаждаться за ее внешний вид, а также приятно провести время за съемкой.
Вы можете видеть, что исторический Nikon FM2 вдохновил его внешний вид. Мы, конечно, чувствовали, что это понравится пользователям пленки и поклонникам Nikon. В то же время мы также думали, что это понравится молодому поколению. И мы подумали, что молодежи также понравится его дизайн.
Есть ли причина, по которой вы построили Z fc на основе сенсора APS-C вместо полнокадрового? Хотели бы вы сделать полнокадровую версию?
В названии Z fc буква "c" означает casual. Как следует из названия, мы хотели, чтобы пользователи могли получать удовольствие от съемки с помощью камеры, которая несет в себе наследие. Мы хотели обратиться к более широкому кругу пользователей, которым может понравиться продукт. Для этого были важны небольшой размер и цена. Исходя из этого камера получила сенсор формата APS-C.
Это был наш первый продукт, цель которого заключалась в том, чтобы дарить пользователям удовольствие, когда они носят камеру с собой. Это также своего рода индивидуальный аксессуар.
В прошлом у нас была камера Df, и, конечно же, мы получили большое количество отзывов от наших пользователей с просьбой о полнокадровой версии Z fc. Хотя сегодня я не могу сказать слишком много, мы слышим эти голоса и продолжаем тщательно обдумывать, что можем сделать в этом направлении.
Вам лично было бы интересно использовать полнокадровую камеру Z fc?
[Смеется] Допустим, у обоих есть свои преимущества. Это действительно зависит от того, как вы хотите использовать камеру. Возможны обе! Собственно, я тоже владелец DF. Я думаю, что беззеркальная версия была бы привлекательной.
Хорошая эргономика всегда была отличительной чертой камер Nikon. Какие шаги вы предпринимаете для обеспечения хорошей эргономики своих продуктов?
Спасибо, что признали, что мы придерживаемся этой концепции очень четко, когда дело доходит до нашей философии.
Эргономика очень важна, когда дело доходит до фотографии. Я имею в виду [необходимость] профессионального фотографа, чтобы запечатлеть «тот самый момент». И если вы пропустите время, то упустите момент. Расположение всех кнопок и функций, чтобы он ощущался почти как ваша кожа — это очень важно.
Мы всегда синтезировали мнения профессиональных фотографов. Их отзывы всегда поддерживали нас, и мы всегда старались ответить тем же. Исторически сложилось так, что мы прислушивались к этим голосам и собирали отзывы.
Одна вещь, которую мы намеренно сделали во время разработки Z 9, заключалась в том, чтобы пригласить профессиональных фотографов, чтобы они попробовать прототипы своими руками, чтобы получить их отзывы.
Мы видели, как технологии искусственного интеллекта улучшают системы автофокусировки. Чем еще искусственный интеллект может помочь фотографам в будущем, помимо автофокусировки и обнаружения объектов?
ИИ помогает не только в обнаружении объекта и автофокусировке. Он определяет весь режим или любую другую информацию, которая может быть полезна для эффективной съемки, например, экспозицию или баланс белого.
Усовершенствованное автоматическое определение объекта и сцены также может способствовать дальнейшей автоматизации съемок, потенциально реализуя методы фотографии, которые мы не можем себе представить сегодня, и предоставляя возможности обработки изображений, превосходящие наши ожидания. Мы продолжаем развивать наши технологии, чтобы фотографы могли больше сосредоточиться на композиции и времени.
2023 год — это 25-й год существования DPReview. Как вы думаете, какие самые важные изменения произошли в фотографии за последние 25 лет?
Я думаю, что многие люди согласятся со мной, что это переход от пленки к цифре.
Если мы вернемся в нашу историю, то в 1999 году мы выпустили D1, способствуя расширению использования цифровых камер благодаря своей цене. В то время зеркалки стоили очень дорого. Однако цена D1 была менее 1 миллиона йен ($7500), что также стало ключевым фактором. С переходом на цифру опыт съемки полностью изменился.
С пленкой это было доступно только профессионалам. Цифровые камеры устранили барьер, препятствие исчезло.
***