Кристиан Дэндик (Christian Dandyk) любит работать с компактными системными камерами. Он любит объективы ZEISS Touit за отличное качество выдаваемого изображения. Кроме того, Кристиан считает, что новую камеру Sony Alpha 7R, оснащённую полнокадровым сенсором, можно без труда совместить с объективами Touit, которые оптимизированы для работы с сенсорами APS-C.
Объектив Touit 2.8/12 на камере Sony Alpha 7R |
Химчистка где-то в берлинском Нойкёльне. Смотреть в полном размере |
Кристиан Дэндик – универсальный фотограф. В его портфолио танцевальная фотография, Street, портреты, ландшафты, а также тестовые снимки при помощи новейших камер и объективов. Около двух лет назад он начал потихоньку переходить на компактные системные камеры с байонетом Е, а ранее пользовался полнокадровыми зеракльными камерами. «Эти камеры хорошие и лёгкие, они идеально подходят для той фотоработы, которой я занимаюсь». Touit 2.8/12, Touit 1.8/32, а недавно и Touit 2.8/50M стали неотъемлемой частью его экипировки. Осенью прошлого года появился Sony Alpha 7 и Sony Alpha 7R, благодаря чему объективы с байонетом Е теперь можно было использовать с полнокадровыми камерами – для Дэндика это оказалось весьма заманчивой возможностью. Более крупные сенсоры CMOS могут предложить в два раза больше светочувствительной поверхности, чем сенсоры APS-C. Это снижает шум, улучшает проработку цветов и обеспечивает фотографа более высоким динамическим диапазоном. Более того, у Alpha 7R нет сглаживающего фильтра, что делает снимки ещё более резкими. «Я не хотел оставаться в стороне от такого скачка в качестве».
Tele-Tessar T* 4/85 ZM, адаптированный для Sony Alpha 7R |
Мы знаем, что у объективов не должно было возникнуть никаких проблем с тем, чтобы соответствовать этому качеству, и для Дэндика тоже было очевидным, что он может продолжать пользоваться своим комплектом объективов ZEISS ZM, адаптируя их к Alpha 7R. «Проверенная временем серия ZM не только совместима с полнокадровыми камерами, но и обеспечивает отличные характеристики изображения и высокое качество. Мне в особенности нравится тот еле слышный клик-звук при настройке диафрагмы».
Со всеми этими преимуществами Дэндик был готов терпеть некоторые ограничения, к примеру, отсутствие электронного соединения с камерой. Кроме того, факт отсутствия автофокуса тоже не был для него преградой – скорее, наоборот: «Большой ход кольца фокусировки в комбинации с фокус-пикингом и ручной фокусировкой, которыми оснащены камеры Sony, делают работу фотографа много проще, позволяя делать более точную фокусировку. Они даже лучше того, на что способны многие с объективы с автофокусом».
Мемориал жертвам Холокоста, Берлин |
Кадры вроде этого снимка берлинского мемориала жертвам Холокоста, где переход от резких к размытым областям – покуда ваш взгляд смещается в сторону фона – подчёркивает угнетающую атмосферу этого места, демонстрируют возможности адаптированных объективов серии ZM. «Tele-Tessar T* 4/85 ZM и C Sonnar T* 1,5/50 ZM – это отличные объективы для Alpha 7 и Alpha 7R. Они являются моими абсолютными фаворитами и хорошим дополнением к этим камерам. С другой стороны, должен сказать, что объективы ZM с фокусным расстоянием ниже 35мм нельзя идеально адаптировать к A7 и A7R, потому что по краям может появиться изменение цвета. Кроме того, с уменьшением фокусного расстояния, по краям может не доставать резкости. Говоря об этих недостатках, я не хочу сказать, что объективам ZM Biogon недостаёт качества – речь лишь о том, как конструкции подогнаны друг к другу. Эти широкоугольные объективы обладают большим углом расхождения лучей – первоначально это разрабатывалось для использования в дальномерных фотоаппаратах – и их нельзя оптимально настроить для сенсоров в компактных системных камерах. Если говорить о фокусном расстоянии 35 миллиметров, то мне нравится работать с Sony RX1R – этой камере, которая ещё на заводе комплектуется объективом ZEISS Sonnar T* 2/35, просто нет равных в данной категории».
Конструкция крыши Sony Center в Берлине, приближённый вид |
Даже в ситуациях, когда адаптация казалась неплохим вариантом, Дэндик, снимая с Alpha 7R, всё равно пользовался объективами Touit: «Мне не хотелось работать без своих объективов Touit. Они не только создают отличные снимки – снимать ими попросту весело. В моём распоряжении есть тридцать пять мегапикселей, но я пользуюсь только пятнадцатью. Кто-то может подумать, что это просто пустая растрата потенциала объектива. Но для меня и для многих других фотографов этого, как правило, более чем достаточно, потому что нам редко приходится делать крупную печать своих фотографий. Тем не менее, если всё же приходится, мы можем положиться на FE-объективы от Sony / ZEISS, которые были разработаны для Alpha 7 / 7R с охватом всего формата: Sonnar T* FE 2,8/35 ZA, Sonnar T* FE 1,8/55 ZA и Vario-Tessar T* FE 4/24-70 ZA».
Объектив Touit 2.8/12 с камерой Sony Alpha 7R |
Конструкция крыши Sony Center в Берлине, общий вид Смотреть в большом размере |
Кроме того, Дэндик любит снимать объективами Touit здания. Touit 2.8/50M позволяет подчеркнуть детали, покуда Touit 2.8/12 хорош в съёмке общих планов. «Для каждого, кто хочет фотографировать городскую архитектуру, к примеру, берлинский Sony Center, идеальным объективом будет Touit 2.8/12. Снимки, в общем и целом, получаются без искажений и резкими по краям». С углом зрения 99 градусов (по диагонали), Touit 2.8/12 в данный момент является E-байонетным объективом с самым большим углом поля зрения на камерах Sony с сенсором APS-C или на Sony Alpha 7 / 7R в кроп-режиме. Более широкий угол поля зрения на Sony Alpha 7 / 7R сейчас возможен лишь в том случае, если вы будете пользоваться адаптированными объективами (к примеру, Distagon T* 2,8/15 ZE или ZF.2).
Олимпийский стадион
в Берлине |
Этот снимок, сделанный внутри берлинского Олимпийского стадиона, можно посчитать обычным, но, по словам Дэндика, он ясно показывает то, на что способен Touit 2.8/12. «Что поражает меня в этом снимке, так это детали. Увеличьте его, и вам откроется детализация невероятного масштаба. Резкость попросту феноменальна – от рядов сидений на авансцене и до самых отдалённых уголков стадиона».
Танцевальная школа. Берлинская группа Samuels Crew готова к съёмке Смотреть в большом размере |
Дэндик предпочитает Touit-ы и для студийной фотографии тоже. Снимая уличную брейк-данс группу Samuels Crew, он в первый раз пользовался Touit 1.8/32 для такого сеттинга – и был поражён. «Фантастическая резкость, отличные цветовые контрасты, просто идеально подходит для такого рода съёмок». В качестве локации Дэндик выбрал берлинскую танцевальную школу с уникальной атмосферой – диафрагма была почти закрыта, а вспышка отражалась в зеркалах и превращалась в звёзды.
Танцоры из Samuels Crew, запечатлённые в огнях берлинской танцевальной школы Смотреть в большом размере |
«Touit 1.8/32 создаёт по-настоящему отличные звёзды. Фотографировать этими объективами в студии – одно удовольствие. Удивительная резкость и всё получается просто идеальным: цвет, контраст. Кроме того, пользуясь объективами ZEISS, я всегда знаю, что снимок получится отличным. Если мне нужно будет поменять объектив, цвет и контраст останутся такими же и в других снимках. Именно поэтому я готов пойти на компромиссы – плодотворные компромиссы – в сотрудничестве между APS-C объективами семейства Touit и полным кадром Alpha 7R».
О Кристиане Дэндике
Кристиану Дэндику было 13 лет, когда он получил профессиональное обучение фоторемеслу. С этого момента его мечтой стало стать фотографом. Но его жизнь, как часто бывает, пошла в другом направлении и первой работой Дэндика стал управленческий консалтинг. Но в конце концов, он всё же добрался до своей первоначальной цели – в возрасте 40 лет. Сегодня у него есть собственная студия, он организует Alpha Festival для фотографов в Берлине (в сотрудничестве с Sony) и преподаёт на фото-воркшопах.
Читать статью «Использование старых объективов на Sony a7 / a7R».