Самые дорогие фотографии - афера или маркетинг?




Самые дорогие фотографии - афера или маркетинг?

Продажа фотографии австралийца Питера Лика в "Фантом" за 6,5 млн. долларов США, а через неделю - работы американца Джефа Фроста за 6,5 млн. 10 центров всколыхнули бурю обсуждений в фотопрессе. А критик Джонатан Джонс вообще очень резко высказался о фотографии в Guardian, говоря, что "фотография - не искусство".  А затем добавил: "Эта нашумевшая  и теперь ставшая знаменитой фотография символизирует собой все, что может случиться, когда фотограф думает, что он художник. Образ неоригинален, сентиментален в своем деланном романтизме и потому безвкусен. Он выглядит, как роскошный постер в дорогом обрамлении, размещенный в номере претенциозного отеля".

Работа Питера Лика «Фантом» продана неделю назад за $6,500,000
 

Работа Джефа Фроста продана за 6,500,000 долларов  и 10 центов


Продажа фотографий Лика и Фроста вызвала столько страстей, поскольку критерии оценки «хорошая фотография – плохая» определенно и точно сформулировать сложно. По мнению многих критиков, например, фотография «Фантом» - довольно-таки обычное черно-белое изображение Каньона Антилопы в Аризоне среди  десятков других фотографий, что добавило масла в огонь дискуссии.

Тем не менее, искусство – всегда дискуссия, которая всегда возникает вокруг рекордных сумм при продаже фотографий и сейчас и в прошлом - в том числе после продажи работы Андреаса Гурского "Рейн II" в 2011 году  за $4 338 500, Синди Шермана "Без названия #96", в том же году за $3 890 500.

Работа Андреас Гурски «Рейн II» была продана в 1999 году за $4,338,500
и 15 лет была самой дорогой проданной фотографией в мире


Фотография Синди Шерман «Untitled #96» (1981) продана за $3,890,500


Можно предположить, что появление целого нового класса богатых людей и сделало возможным такие знаковые суммы сделок на рынке фотографии. Стало много богатых и сверхбогатых людей с большим количеством свободных наличных денег, желающих их потратить. Они как бедные фермеры, выигравшие в лотерею и захотевшие войти в "высшее общество" громкими покупками.

Фотография Джефа Волса «Разговор мертвых солдат» (снято после засады, в которую попал патруль
Советской Армии в Афганистане зимой 1986 года). Продана  в 1992 г. за $3,666,500


Они не очень образованы и эрудированы в неведомой им области культуры, что делает их идеальными объектами для манипуляций воротилами художественного мира. Художественные галереи, произносят слова "хорошие инвестиции" и новые
нувори облизывают свои губы в желании обретения и стараются сделать эти «хорошие инвестиции в искусство», покупая вкус и статус, и цена для них не имеет значения.

По всему миру появляются заоблачно дорогие жилища бизнесменов, виллы российских олигархов и шато китайских предпринимателей, наполненные произведениями искусства сомнительного качества, которым всего несколько лет назад место было бы на самом дальнем складе в самой дальней коробке. 

Теперь найден способ забрать избыток денежных средств и художественные галереи, не стесняясь, предлагают для этого свои услуги. Они могут вкладывать и свои средства для  манипулирования ценами, для создания ажиотажа, скандала, чтобы устроить ту или иную продажу. Они же иногда и на аукционах играют на повышение цен на свои произведения, действуя через своих же подставных лиц.

Питер Лик пытается работать по принципу известного покойного художника Томаса Кинкейда, который создал определенное клише, сентиментальный образ для своих картин и успешно эксплуатировал его, умудрившись стать самым продаваемым художником в США – в каждом двадцатом доме которых, есть его картина.

На Paris Photo, крупнейшей и признанной площадке по продаже художественная фотографии, работы таких мастеров как Bruce Davidson (Брюс Дэвидсон), Edward Weston (Эдвард Уэстон) и Diane Arbus (Дианы Арбус) оцениваются и продаются, но речь идет о десятках тысяч долларов, а не миллионах.


Фотография Андреаса Гурски Andreas Gursky's «99 центов» продана в 2001 за $3,346,456


Неприятие и отторжение от продажи работы Лика является и то, что этот прецедент затмевает усилия многих талантливых фотографов, которые делают действительно интересные и сильные фотографии. 

Но в мире ширпотребовских, народных изображений – мире "Ликовских" - цель не оригинальность и не глубина. Скорее это упрощение, коммерциализация уже установленных стилей и жанров в фотографии. Такие фотографы, как Ansel Adams (Ансель Адамс) и  Timothy Sullivan (Тимоти Салливан), возможно, и создавали великие фотографии, но такие как Лик  являются просто переписчиками. Подражая мастерам, он просто делает и продает свои поделки стремящимся к искусству воротилам. Это идеальные продукты для украшения голых стен и заполнения пустого пространства в своей жизни.