Каждый раз, знакомясь с
работами конкурса The Best of Russia, я всегда остаюсь в недоумении. Неужели
именитые члены жюри не осознают, какую именно работу они выполняют, какая
задача перед ними ставится? Конкурс подобного качества следовало бы закрыть не
открывая. Хотя, что сейчас в нашем мире делается
иначе! Чтобы организовать фотоконкурс, достаточно всего лишь произнести одно
слово: "Фотоконкурс". И так поступают многие. А если имеется еще и поддержка
Министерства культуры, то успех практически гарантирован. Ключевое слово –
"практически". Любую задачу следует выполнять тем, кто имеет соответствующие
навыки и опыт, будь то организация фотоконкурса, выпуск журнала или запуск
ракеты в космос. Одного умения работать в программе PowerPoint недостаточно.
Безусловно, фотографам всех уровней приятен любой результат – шорт-лист, пятое, седьмое или третье место. Другое дело, что арт-критики, искусствоведы и, не побоюсь этого слова, журналисты должны понимать, что происходит, и вдумчиво делать анализ. А то, что происходит с национальным российским фотоконкурсом, получившим, по непонятной причине, англоязычное название, вызывает только искреннее сожаление.
Общее впечатление от выставки Best of Russia (результаты 2015 года), которая завершила свою работу на "Винзаводе" (Москва), можно описать так – неоднородная, без своего стиля, набор случайных фотографий. Хорошие и плохие, цветные и черно-белые, горизонтальные и вертикальные, с людьми и без них. Я смотрел на экспозицию и не понимал, по какой причине отобраны и вывешены эти работы. В то же время, справедливости ради, следует отметить качественную печать в этом году. Отдельное спасибо Николаю Канавину и компании «ПроЛаб». По крайней мере, недостатки работ теперь хорошо видны.
Например, потрясающая фотография Андрея Голованова "Выброс!" с изображением синхронистки. Ракурс, динамика, эмоции — здесь все есть. Отличная фотография. Но изображение нерезкое... Я как вижу обсуждение этой работы во время заседания жюри.
Андрей Голованов, «Выброс!». The best of Russia’15 |
Все говорят восхищенно, иногда даже перебивая друг друга, и вдруг Николай Канавин, смущенно улыбаясь, замечает: "Господа, но там нет резкости". Его заявление легко парирует, например, фоторедактор журнала "Афиша" Александра Рожкова: "И что? Какое отношение это имеет к общему впечатлению от работы? Посудите сами, зрители будут рассматривать ее с дистанции в несколько метров. И вообще, эту нерезкость можно трактовать как признак особого артистического стиля".
А Николай Канавин, огорошенный, задумался, как он будет объяснять сотрудникам в "ПроЛабе", которые придут к нему с отпечатком и спросят: "Что это?". Ведь в лаборатории годами бьются за качество: цветопередача, резкость. А тут такое... Арт, однако.
Хотя, наверное, я погорячился насчет очного обсуждения конкурсных работ. Скорее всего, его не было. Организаторы просто разослали членам жюри таблицу в программе Excel с просьбой выставить работам оценки 1 до 5. Мало кто понимает, что подобная система порочна и не всегда (или никогда?) не дает корректного результата. И спасибо Ольге Львовне Свибловой, которая много раз приглашала меня в жюри "Серебряной камеры". Лично меня эти дискуссии многому научили. Там, кстати, присутствовал и Николай Кавнавин.
Ведь именно в процессе очных обсуждений выявляются откровенно слабые места. Например, работа популярного блогера Ильи Варламова "Плохая Махачкала". Я все могу понять: и арт, и поп, и сюр. Но когда я увидел эту "помойку", я спросил себя: "Зачем?". Не было негодования, возмущения, скорее уныние. Совершенно непонятно, что эта фотография делает в экспозиции. Про "Best" я уже молчу.
Илья Варламов, «Плохая Махачкала». The best of Russia’15 |
Вопрос, что хотел сказать автор, сразу отметаю, поскольку уверенно сомневаюсь в фотографических навыках Варламова. Фотографировать он не умеет. Да, у него есть предпринимательская смекалка, политическое чутье, литературный слог выше среднего уровня, но фотография, увы, не его.
Я уже устал указывать на то, что "Best" не может стоять рядом с "помойками". Если организаторы пишут "Best of Russia", то они должны ясно понимать, что это не конкурс «фоток, которые нам прислали», а конкурс именно лучших фотографий о лучшем в России. Фотографии с бомжами, помойками, плечевыми и прочими колдырями мы сами знаем, где посмотреть. Покажите нам лучшие фотографии о самом лучшем в стране! А вот с этим, как выясняется проблема.
Репортажная фотография с Анастасией Волочковой. "Есть во мне что-то, за что поклонники меня любят". Автор – Ольга Скворцова. Если автор не понимает, что сделал, надо пойти поучиться. Если нарочно, то надо выпороть на конюшне. Сначала фотографа, который не постыдился этот снимок представить на конкурс, а потом тех членов жюри, которые его отметили. Это не пошло, это оскорбительно. По сути, это брак.
Ольга Скворцова, «Есть во мне что-то, за что поклонники меня любят». The best of Russia’15 |
Портрет Евтушенко Никиты Смирнова. Вопрос – зачем? Евгений Евтушенко – известный, заслуженный и уважаемый человек. Его фотографируют давно. Всенародная слава была достигнута несколько десятков лет назад. И глядя на эту работу, я не вижу оригинальности. Обычный репортажный снимок, может быть опубликован в "Вечерней Москве", "Известиях", "Огоньке". Вопрос – а что он делает на выставке? С фотографической точки зрения, в нем нет ничего новаторского.
Никита Смирнов, «Поэт Евгений Евтушенко». The best of Russia’15 |
С другой стороны, я не понимаю, сколько можно перекладывать из конкурса в конкурс старые образы минувшей эпохи. Либо покажите человека с новой стороны, либо дайте дорогу молодым. Для сравнения, ознакомьтесь с работами Алексея Костромина ("Вячеслава Бутусов") и Александра Нерозя ("Директор театра").
Алексей Костромин «Вячеслав Бутусов». The best of Russia’15 |
Александр Нерозя «Директор театра». The best of Russia’15 |
Раздел "Стиль". Подходил к
нему c волнением,
уходил разочарованным. Типо красиво, типо стильно. Типо я чего-то не понимаю...
Да, хотел увидеть работы а-ля Рубен Афанадор, с которым мне так и не удалось
сделать портфолио в журнале Foto&Video, но каждая работа которого шедевральна. Хочу увидеть
настоящее beauty, а получаю стандартный
жанр, пускай и костюмированный.
Кстати, каким-то чудом в "Стиль" попала работа "Катя" Веры Федоровой. Наверное, она была единственная подобная на выставке. Здесь есть и стиль, и глубокий психологизм и проблемы самоидентификации молодого поколения. Это и есть "Best of Russia".
Вера Федорова «Катя». The best of Russia’15 |
Отечественные фотографы обижались, когда я критиковал их на станицах журнала Foto&Video за низкий профессиональный уровень. А теперь я критикую именитых членов жюри всероссийского конкурса. И вся эта толпа будет считать, что я неправ. А что, прикажете мне делать, когда я встречаю работы, подобные вот этой - "Партизанск. Мир устал от войны. Событиям весны 2015 года посвящается", автор – Наталья Скрипка. На фотографии изображен мужчина в военной форме, который кормит голубя. Автоматическое оружие, рюкзак, саперная лопатка. Вопрос: что хотел сказать автор?
Наталья Скрипка «Партизанск. Мир устал от войны. Событиям весны 2015 года посвящается». The best of Russia’15 |
Типа зритель сам догадается? Вот за это я критикую отечественных фотографов. За эти "загадки для зрителей", а точнее за их лень доводить свою работу до конца. А членов жюри – за откровенную безалаберность при работе с конкурсными фотографиями.
Итак, начнем с города. Я умею
пользоваться Гуглом. Партизанск – это город в Приморском крае. Там велись
боевые действия в 2015 году? Нет. Разве только в 1920-х годах.
Продолжаю думать и искать.
Бинго! Червонопартизанск - город в Луганской области Украины. С 2014 года
контролируется Луганской Народной Республикой. Но что-то меня смущает, и я
нахожу поселок Красный Партизан в Ясиноватском районе Донецкой области Украины,
который с 2015 года находится под контролем Донецкой Народной Республики.
Так какой город имела в виду Наталья Скрипка? Судя по шеврону на рукаве, речь идет о Донецкой Народной Республике. И второй вопрос: что за "события 2015 года" она имеет в виду? О них было сложно сказать в двух словах? Или лень? Про спорность территорий (эти украинские регионы пока не Russia) я уже не говорю. Опять те же грабли, как в прошлом году. Хотя, может, жюри уже и не обращает на это внимание.
Самым красивым на выставке оказался раздел пейзажной фотографии. Глаз отдыхает. Это действительно Best of Russia. Хотя вижу, что много участия компьютера. Но принимаю это, поскольку все в рамках разумного.
Каких авторов могу отметить?
Сергея Гаврилова (портреты), Константина
Диковского (серия про "Кресты"), Кристина Кормилицына ("Команда"),
Григорий Сысоев ("Последняя капля"), Егор
Никифоров ("Ночной гость"), Владимир Войчук ("Амигос. Вулканы Камень и
Ключевская сопка, Камчатка"), Оксана Бородина ("Маскировка. Спящий олень в
природном заповеднике"), Даша Пирс ("Оранжерея"), Георгий Майер
(серия с обнаженной натурой).
Сергей Гаврилов, портреты. The best of Russia’15 |
Константин Диковский, серия про «Кресты». The best of Russia’15 |
Кристина Кормилицына, «Команда». The best of Russia’15 |
Григорий Сысоев, «Последняя капля». The best of Russia’15 |
Егор Никифоров, «Ночной гость». The best of Russia’15 |
Владимир Войчук, «Амигос. Вулканы Камень и Ключевская сопка, Камчатка». The best of Russia’15 |
Оксана Бородина, «Маскировка. Спящий олень в природном заповеднике». The best of Russia’15 |
Даша Пирс, «Оранжерея». The best of Russia’15 |
Георгий Майер, серия с обнаженной натурой. The best of Russia’15 |
Отдельно хочу отметить работу "Геометрия" Анны Дунаевой. Современная,
очень продуманная фотография. Она на голову выше всех.
Анна Дунаева, «Геометрия». The best of Russia’15 |
А работе "Купаться не рекомендуется. Ялта" Дарьи Кузьменко я бы предложил выдать Гран-При конкурса. Причем ее, по моему
мнению, выбрал бы Дмитрий Киян, главный редактор журнала Foto&Video
в 1998-2004 гг. Скажу честно, после его
ухода мы всегда старались ориентироваться на его мнение при работе с работами,
поступившими на читательский конкурс.
Дарья Кузьменко, «Купаться не рекомендуется. Ялта». The best of Russia’15 |
Помимо композиционной
выверенности при спонтанности снимка (поймать такой момент, согласитесь, не
так-то просто), здесь, как любят говорить многие арт-критики, присутствует
второе прочтение. Что мы видим? Купальщик противостоит накрывающей его волне.
Однако эта волна символизирует все те проблемы, которые человеку приходится
преодолевать каждодневно. Обратите внимание, как напряжены мышцы спины. Герой фотографии
не сдается, он из последних сил пытается удержаться. Собственно, вот она,
фотография! Запечатленный момент, который приобретает символичность.
И все эти сильные работы беспорядочно перемешаны с откровенно слабыми и даже никакими. Возникает даже ощущение, что очередной интернет-фоторесурс перекочевал в офлайн. Однако, как сказал Влад Шутов на мастер-классе во время выставки "Фотофорум-2016", фотосайты умерли. Так и выставка Best of Russia. При таком подходе организаторов и жюри она уже наполовину мертва. И остается вопрос, выживет ли она? Удастся ли ее реанимировать?
Алексей Белянский, «Космонавт». The best of Russia’15 |
…Я покидаю экспозицию, выхожу на улицу, на территорию "Винзавода". С плаката выставки Best of Russia меня провожает томным взгляд девушка в скафандре. Автор фотографии Алексей Белянский утверждает, что это "Космонавт". А я знаю, что это — костюм пилота. Если Алексей Белянский так образно представляет космонавта и космическую мощь России, то замечу, что оранжевые костюмы характерны для американских астронавтов. У российских они белые. Иными словами, вы уж определитесь, что вам ближе Best of Russia или Best of USA. Тогда и приходите в Министерство культуры РФ. Ну, или за вами придут из другого ведомства.
Дополнительная информация: www.thebestofrussia.ru
Плагиат или заимствование? По итогам фотоконкурса The best of Russia' 2012. Читать