Триста шестьдесят пять «Фотографий года».
Конкурс Best of Russia подвел итоги в девятый раз




Триста шестьдесят пять «Фотографий года». <br>Конкурс Best of Russia подвел итоги в девятый раз
Павел Белугин (Ярославль) «Музы». Номинация «Стиль». Best of Russia’16


Best of Russia — проект у «Винзавода» свой, горячо любимый и пестуемый: конкурс фотографий, сделанных в России за истекший год, альбом и масштабная, в два этажа, выставка в крупнейших залах самого же центра современного искусства в Москве. Этой зимой итоги конкурса подвели в девятый раз: выставка лучших, по мнению жюри и организаторов, работ Best of Russia’16 открылась на «Винзаводе» 15 февраля.

С чем точно не поспоришь: проект успешен количественно — сообщается, что на конкурс в этот раз было подано 25 239 работ от участников из 569 населенных пунктов. По поводу же успеха качественного мнения расходятся: чем больше с годами у конкурса заявок, чем гуще массы посетителей у его выставки, тем критичнее звучат голоса сторонних наблюдателей, считающих себя фотографами если не профессиональными, то продвинутыми точно. Осуждают они результаты: что по большей части картинки эти — любительские, порой технически несовершенные, с «заваленным горизонтом», линейным сюжетом и прочими «изысками», которыми щедро наполняют свои произведения неопытные фотографы. Место этим фоткам — в социальных сетях, а не на выставочных стенах — таков главный приговор, который выносят Best of Russia эти наблюдатели.

Артём Кривошеев (Аргамач-Пальна, Липецкая обл.)  «Привет». Номинация «Природа». Best of Russia’16


Александр Челмодеев (Волгодонск, Ростовская обл.) «Усмешка зимы». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь».
Best of Russia’16


Действительно: градус условных «котиков», «закатов» и картинок с «вау»-эффектом в Best of Russia основательно высок. Примета времени — клиповое восприятие простых эмоциональных сюжетов (умилился, лайкнул, пошел дальше), а с ним мышление одиночными, смыслово однослойными снимками — из соцсетей перекочевала в выставочное поле. Но не ясно одно: с чего вдруг к конкурсу, по своему формату — очевидно созданному для любителей, предъявлять завышенные требования?

Хотя организаторы заявляют, что Best of Russia рассчитан и на профессионалов, сам формат его проведения свидетельствует об обратном. Так, в каком конкурсе для профессиональных фотографов называют сразу сотни равноправных победителей? В Best of Russia’16 лучшими работами — как правило, одна от автора — названы щедро 365. К примеру, в сугубо журналистском World Press Photo под суровым прессом жюри в каждой категории выцеживают только по три призера, а основной же «Фотограф года» у WPP — всего один, что делает награду уже по-настоящему ценной и значимой.

Кирилл Зыков (Москва) «День йоги». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь». Best of Russia’16
 
 
Екатерина Шуляк (Симферополь) «Чемпион». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь». Best of Russia’16


Какой конкурс для профессиональных фотографов принимает в качестве заявок «предпочтительно одиночные работы» (как сказано в условиях участия в Best of Russia)? На эту проблематику ныне крупнейший в мире фотоконкурс Sony World Photography Awards, шлифуя собственный формат проведения еще на заре своего существования, в конце 2000-х, дал свой пример, радикально разделив всех участников на две ясные группы: профессиональные фотографы или считающие себя сопоставимыми с ними по уровню могут подавать только серии, любители же — только одиночные работы (фотожурналистика, которая равноправно существует как в сериях, так и в одиночных снимках, оказалась здесь, конечно, обделена, но глобальный подход налицо: считаешь себя серьезным фотографом — мысли проектно). Не изменил этому принципу SWPA и поныне. В случае же Best of Russia’16 четыре работы архитектурного фотографа Михаила Розанова — единственная серия, замеченная на выставке, — воспринимаются как откровение.

Михаил Розанов (Москва) «Без названия». Номинация «Архитектура». Best of Russia’16
 
 
Владислав Озеров (СПб) «Благовещенский мост». Номинация «Архитектура». Best of Russia’16


Какой конкурс для профессионалов может позволить себе по-серьезному назвать одну из категорий в духе двусмысленно игривой «Займитесь счастьем!» у Best of Russia’16, при этом остальные ограничив предельно общими до фотографической беспринципности «Архитектура», «Природа», «Стиль» и «Люди. События. Повседневная жизнь»? Или какой организатор любого конкурса для профессиональных фотографов позволит себе официально заявлять, что главным критерием отбора работ стало отражение на них эмоций, как это делала раз за разом в интервью первым каналам Софья Троценко — руководитель «Винзавода» и главный идеолог Best of Russia? Да и критерий технического качества изображений на профессиональных конкурсах — вопрос куда более значимый. Тем самым, Best of Russia всеми особенностями своего проведения убедительно сообщает, что создан для широких масс, что является народным конкурсом. И что корить его за нерезких «котиков», массами как раз горячо любимых?

Maxim Russkikh (Северобайкальск) «Щенок нерпы». Номинация «Природа». Best of Russia’16
 
 
Владислав Буленков (СПб) «Вперёд». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь». Best of Russia’16


На вопрос, что же здесь делают профессиональные фотографы, имена которых нет-нет да и проскользнут в общем списке, ответ напрашивается простой: отсутствует в нашей стране крупный конкурс для фотографов этого уровня, а на безрыбье, как известно, профессионалу можно подать работы и на Best of Russia — внимание все же приятно. Так на стенах «Винзавода» вне каких-либо иерархий оказываются снимки действительно заслуженных фотографов; считающих себя фотографами блогеров, воющих за сердца фоловеров всеми доступными средствами; авторов, которые «фотографией занимались давно, но в выставках никогда не участвовали», как в интервью «первой кнопке» рассказал о себе один из участников, а также совсем малоопытных «снимателей», которым вдруг повезло создать заметную картинку, но о которых после закрытия выставки как о фотографах никто и не вспомнит — как, возможно, и они сами.

Валерий Шарифулин (Химки, Московская область) «Микс-файт». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь».
Best of Russia’16

 

Илья Варламов (Москва) «В Москве всё снесли». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь». Best of Russia’16


Одних печалят «заваленные горизонты», а другим до этого дела нет совсем, т.к. проект им нужен для целей иных. Best of Russia любим властями. То премьер и временами президент Дмитрий Медведев невзначай нагрянет на выставку в 2010 и 2013 годах, то министр культуры всея страны Владимир Мединский с главой столичного депкульта Александром Кибовским заглянут на огонек в 2017-м. На крупные имена слетаются птицы поменьше: Ольга Свиблова и Иосиф Бакштейн да другие деятели от культуры — очевидно, что совсем не любители «котиков» в своей профессиональной жизни, но медитативно зачарованные вниманием к конкурсу высших лиц, а там, глядишь, и для своих проектов что-то удастся ухватить.

Нелли Осташкина (Солнечная Долина, Крым) «По дороге к морю». Номинация «Архитектура». Best of Russia’16
 
 
Валерий Шарифулин (Москва) «Купание Жириновского». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь». Best of Russia’16

Best of Russia это официальное внимание ценит и ему соответствует — проблемных, находящихся вне или хотя бы на периферии основного курса снимков в его выставочной экспозиции на примере этого года почти и нет, так, условный пяток в дальнем углу — потешить внимание оппозиционных либералов и закрыть тему «плюрализма мнений»: пару кадров о гибели российских военных в Сирии; трагедия на Сямозере; Монстрация в Новосибирске; марш памяти Бориса Немцова.

Габриэль Тетро-Фарбер (Гречаная Балка, Краснодарский край) «Прощание с солдатом».
Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь». Best of Russia’16
 
 
Нигина Бероева (Москва) «Павленский. Угроза». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь». Best of Russia’16


Самая же сильная категория конкурса — «Люди. События. Повседневная жизнь», его, конкурса, фотографическое оправдание, — все больше повествует про ремонт Тверской да про феерии христианских праздников. Best of Russia полностью отвечает официальным ожиданиям о том, какой фотографии дОлжно быть в Российской Федерации и каким событиям на этой фотографии дОлжно публично освещаться. Поэтому на слова Софьи Троценко об «объективном взгляде на страну», который будто бы демонстрирует конкурс, невольно отзываешься классическим «не верю!» — посложнее обстоят дела в нашем царстве-государстве, а чтобы убедиться в этом, достаточно покинуть «Винзавод» и прогуляться хотя бы до соседнего ему Курского вокзала с сочной жизнью его низов.

Разнообразие, граничащее с отсутствием концепции? «Инстаграм», перешедший на стены выставочной площадки? Несмотря на попутные критику и скепсис, Best of Russia снова и снова обращается к широким народным фотографическим массам и дает шанс каждому на его минуту славы.

Текст: София Александрова 

Кирилл Кудрявцев (Свободный, Амурская обл.) «Первый пуск». Номинация «Люди. События. Повседневная жизнь».
Best of Russia’16


По теме: "Астронавты & космонавты, или почему плохие фотографии побеждают в конкурсе The best of Russia"
(статья Владимира Нескоромного о конкурсе Best of Russia’15)